Статья:

Проблемы установления правового режима односторонних сделок

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шихова А.З., Калбаева А.Д. Проблемы установления правового режима односторонних сделок // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(71).pdf (дата обращения: 17.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы установления правового режима односторонних сделок

Шихова Айгуль Зиннатовна
студент, Тобольский пединститут им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ, РФ, г. Тобольск
Калбаева Алина Дамировна
студент, Тобольский пединститут им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ, РФ, г. Тобольск

 

PROBLEMS OF ESTABLISHING THE LEGAL REGIME OF ONE-SIDED TRANSACTIONS

 

Alina Kalbaeva

Student, Tobolsk pedagogical Institute (branch of TSU), Russia, Tobolsk

Augul Shikhova

Student, Tobolsk pedagogical Institute (branch of TSU), Russia, Tobolsk

 

Аннотация. Статья посвящена общему анализу проблемных вопросов, возникающих в сфере односторонних сделок как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Автор анализирует содержание обязательств, возникающих из односторонних сделок. Делается вывод о том, что действующее законодательство имеет лаконичный характер в положениях об односторонних сделках, что в свою очередь является поводом для внесения соответствующих изменений в правовом регулировании данного института.

Abstract. The article is devoted to a general analysis of problematic issues arising in the field of unilateral transactions in both theoretical and practical aspects. The author analyzes the content of obligations arising from unilateral transactions. To conclude that the current legislation is concise in accordance with the provisions on unilateral transactions should be a reason for making appropriate changes to the legal regulation of this institution.

 

Ключевые слова: обязательства; сделки; односторонние сделки; права и обязанности; гражданское право; правовое регулирование.

Keywords: obligations; transactions; unilateral transactions; rights and obligations; civil law; legal regulation.

 

Действующее гражданское законодательство предусматривает ряд механизмов, посредством которых участники гражданских правоотношений могут осуществить свои права и интересы. В первую очередь, к ним относится механизм заключения различных гражданско-правовых договоров. Именно в договорных отношениях реализуется основная часть таких прав и интересов. Однако наряду с договорными существуют и внедоговорные отношения, и отношения, вытекающие из односторонних сделок. Именно последняя разновидность отношений в свете обозначенной проблематики вызывает особый интерес. Следует отметить, что институт односторонней сделки в отечественном гражданском праве не получил столь широкого освещения, чем институт гражданско-правового договора. Этим объясняется наличие пробелов в правовом регулировании односторонних сделок [2, с. 7]. Действующее законодательство достаточно лаконично регулирует односторонние сделки, часто отсылая правоприменителя к положениям о договорах. Между тем, односторонние сделки – особые юридические факты, имеющие свою специфику, которую необходимо учитывать при регулировании отношений, порожденных такими сделками [4, с. 73].

Согласно ст. 153 ГК РФ односторонние сделки – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей [1]. В отличие от договоров, представляющих собой соглашение лиц, для совершения односторонней сделки необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК РФ). Механизм заключения гражданско-правового договора четко прописан в ГК РФ. Однако, что же касается механизма заключения односторонних сделок, то в законодательстве он отсутствует, а специфика односторонней гражданско-правовой сделки не позволяет применить к ней механизм заключения, который закреплен для договоров.

Любая гражданско-правовая сделка по своей сути – это волеизъявление совершившего ее субъекта. Основное назначение сделок вообще, и односторонних в частности – наиболее полное удовлетворение законных интересов субъектов гражданского права. Следовательно, выяснение и защита волеизъявления субъекта, совершившего одностороннюю сделку, является основополагающей задачей при регулировании таких сделок. Однако, несмотря на то, что для признания односторонней сделки совершенной, необходимо и достаточно выражения воли одного лица, немаловажное значение имеет и осведомленность о такой сделке потенциально заинтересованных лиц. Потенциально заинтересованными являются такие лица, права и интересы которых могут быть затронуты совершенной сделкой.

По общему правилу односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Для других лиц она может создавать обязанности лишь в случаях, установленных законом, либо с согласия этих лиц. Так, в завещании, являющимся односторонней сделкой, завещатель вправе возложить на наследника по завещанию исполнение какого-либо обязательства (завещательный отказ). Наследник, принявший наследство, должен исполнить это обязательство. При этом лица, в пользу которых необходимо исполнить данное обязательство, приобретают право требовать его исполнения.

В односторонней сделке воля может быть изъявлена сразу несколькими лицами, например доверенность на продажу дома может быть выдана несколькими его сособственниками. Указанные лица выступают в данном случае как одна сторона.

Таким образом, односторонние сделки можно разделить на два вида [3, с. 187], а именно: односторонне-управомочивающие, порождающие у тех или иных лиц субъективные права. В этом случае возникновение прав и обязанностей не является следствием совершения сделок. Например, права наследника по завещанию или объявление конкурса. Так, завещатель имеет право в любой момент отменить или изменить свое завещание, тогда первоначальное завещание не повлечет за собой правоотношений. При их совершении возникает лишь юридическая обязанность субъекта.

Второй разновидностью будет односторонне-обязывающие сделки, создающие в силу закона или соглашения обязанности для других лиц (например, обязанности лица по договору поручения. К этим сделкам применяются общие положения об обязательствах и договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки (ст. 156 ГК РФ). Для регулирования односторонних сделок могут быть использованы нормы о сторонах в обязательствах; о сроке и форме договора; о порядке его исполнения; об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и пр.

Действующее на данный момент законодательство закрепляет возможность совершения односторонней сделки, основанной не только на законе, правовом акте, но и на соглашении сторон. Последнее имеет место тогда, когда основанный на соглашении сторон волевой акт субъекта права не реализует согласованные условия, а фактом своего совершения формирует новые, ранее не обусловленные сторонами обязанности и права. Тем самым реализуются секундарные правомочия. Это те сделки, которые в литературе отнесены к односторонне-обязывающим. Стоит указать, что в науке гражданского права до сих пор идут споры о том, какие сделки относить к односторонним, какие имеются пределы применения положений об обязательствах и договорах. Статья 156 ГК РФ лишь закрепляет общее положение о применении к односторонним сделкам общих положений об обязательствах и договорах. Изменения, внесенные в ст. 156 ГК РФ Федеральным законом № 100-ФЗ от 07.05.2013г. обозначили позицию законодателя в определении характера и существа договоров и односторонних сделок как идентичных. Оборот формулировки указанной нормы «...поскольку это не противоречит ... одностороннему характеру и существу сделки» вместо ранее существовавшей «...постольку, поскольку это не противоречит ... одностороннему характеру и существу сделки», позволяет сделать соответствующий вывод. Исходя из новой редакции ст. 156 ГК РФ можно сделать заключение о допустимости применения любых положений гражданского кодекса о договорах и обязательствах к односторонним сделкам. Если до внесения изменений ст. 156 ГК РФ требовала от правоприменителя установления отсутствия противоречия между характером и существом односторонней сделки и конкретно применяемого законодательного положения, то с внесением указанных изменений такое сопоставление утратило свое значение, поскольку в императивном порядке в норме такое соответствие уже закреплено. Между тем, такая позиция не может не вызывать возражений. Односторонние сделки обладают особой спецификой, которая определяет их самостоятельность и особое место в системе юридических фактов. На наш взгляд, несмотря на достаточно длительное существование в гражданском праве односторонних сделок, данный институт до сих пор в полной мере не исследован и не имеет прочной законодательной базы. Представляется, что данный пробел должен быть урегулирован путем внесения изменений в действующее законодательство. В целом, решение обозначенных проблем видится в законодательном закреплении процедуры совершения односторонних сделок. С этой целью необходимо в ГК РФ предусмотреть отдельную главу, посвященную регулированию односторонних сделок.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. 
2. Милованова В.Н. К вопросу о порядке совершения односторонних сделок в гражданском праве России // Центральный научный вестник. Т. 4. № 25 (67). С. 7-8.
3. Рашитова А.Р., Гамирова Г.С. Особенности односторонних сделок // Векторы развития современной науки. 2015. № 1. С. 186-189.
4. Родионова О.М. К вопросу о регулирующей силе односторонних сделок // Вестник Мордовского университета. № 2014. № 4. С. 73-81.