Статья:

Гражданско-правовой статус учреждений в системе МЧС России

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Михайлова Е.С. Гражданско-правовой статус учреждений в системе МЧС России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Гражданско-правовой статус учреждений в системе МЧС России

Михайлова Екатерина Сергеевна
магистрант ФГБОУВО Санкт-Петербургский Университет Государственной Противопожарной Службы, Россия, Санкт-Петербург
Романов Александр Родиславович

 

Аннотация. В статье рассмотрены основы гражданско – правового статуса учреждений в системе МЧС России, рассмотрены их виды и особенности функционирования. Рассмотрены основы правосубъектности учреждений.

 

Ключевые слова: МЧС Россий, учреждение, ГК РФ, правосубъектность, граждаснко-правовой статус.

 

Сегодня МЧС России необходимо рассматривать как особый субъект правовых отношений, так как законодательно он наделен специальной правоспособностью, и относится к субъектам как административного права, так и к субъектам гражданского права.

По состоянию на сегодняшний день государственные учреждения могут существовать в виде казенных, бюджетных и автономных учреждений. Согласно ведомственным приказам МЧС России в рамках структуры министерства в основном реализуют свои функции казенные и бюджетные учреждения.

Даже принимая во внимание тот факт, что казенным учреждениям отведен довольно больший удельный вес в числе функционирующих сегодня учреждений МЧС России, на бюджетные учреждения также возложено решение довольно важных задач, которые влияют, в том числе, и на безопасность в чрезвычайных ситуациях. Что касается гражданско-правового статуса и положения бюджетных учреждений МЧС России, то эти вопросы урегулированы целым рядом нормативных правовых актов. В связи с тем, что учреждения относятся к юридическим лицам, то к ним применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая то, что бюджетные учреждения принмают участие в бюджетном процессе, их деятельность в данной части урегулирована действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации. Являясь субъектом и частью финансовых правоотношений бюджетное учреждение является также адресатом большого количества подзаконных нормативных правовых актов, в том числе и ведомственных.

Все указанное выше и определяет актуальность рассматриваемого вопроса, связанного с правосубъектностью казенных и бюджетных учреждений МЧС России.

Учреждения МЧС России могут создаваться в различных сферах деятельности, все зависит лишь от того какие задачи возложены на данное учреждение. Так, по мнению Г. И. Васильевой и Г. Ш. Бибарсовой в рамки системы учреждений МЧС России помимо бюджетных и казенных учреждений входят также и автономные учреждения [2].

Так как МЧС России относится к государственным учреждениям, то здесь важно отметить, что государственное учреждение представляет собой организованную группу лиц, которая не наделена властными полномочиями относительно других лиц. Их задача заключается в обслуживании либо отдельных частей общества (вуз, школа, научно-исследовательское учреждение), либо общества в целом (армия и т.д.) – писала И. Ф. Ракитская.  [3]

Действующее гражданское законодательство Российской Федерации определяет учреждение как социально-культурную организацию, которая создается с целью выполнения соответствующих функций, имеющих некоммерческий характер. Так как учреждения являются некоммерческими организациями, в отличии от коммерческих они не имеют цель извлечения прибыли.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что возникновение правоспособности и дееспособности МЧС России происходит одновременно, когда произошла государственная регистрация. Прекращается правосубъектность МЧС России как юридического лица, когда заканчивается ликвидация юридического лица, в виде внесения соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц.

МЧС России может обладать как универсальной (общей) правоспособностью, которая дает ему возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (целевой), которая предполагает его участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.

Таким образом, на сегодняшний день учреждения МЧС России обладают специальной правоспособностью. Помимо этого, в систему учреждений МЧС России в настоящее время входят два типа учреждений: бюджетные и казенные учреждения. В связи с существующими различиями в рамках правового статуса бюджетных и казенных учреждений можно заключить, что существуют некоторые различия в правосубъектности данных типов учреждений.

Анализируя нормативные правовые акты, которые закрепляют и регламентируют процессы, связанные с  созданием, реорганизацией, ликвидацией, учреждением, закреплением за ними имущества, назначением руководителя и наделением его полномочиями, можно прийти к выводу о том, что  в действующем законодательстве отсутствуют четкие и единообразные нормы, которые должны регулировать данные вопросы, а также отсутствуют типовые Уставы или Положения для учреждений МЧС России.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. – 1994. – 8 декабря.
2. Васильева Г. И. Гражданская правосубъектность бюджетных и казенных учреждений МЧС России / И. Г. Васильева, Г. Ш. Бибарсова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. – 2016. - № 4 (33). – С. 8-9.
3. Ракитская И. Ф. Теория государства: конспект лекций / И. Ф. Ракитская. – СПб.: Альфа, 1999. – С. 46.