Статья:

Основные принципы методики исследования хэштег-текстов экстремистской направленности

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шешина Л.М. Основные принципы методики исследования хэштег-текстов экстремистской направленности // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(28).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные принципы методики исследования хэштег-текстов экстремистской направленности

Шешина Лилия Мансуровна
студент, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

BASIC PRINCIPLES OF RESEARCH METHODOLOGY FOR EXTREMIST HASHTAG-TEXTS

 

Lilia Sheshina

Student, Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. Статья посвящена хэштег-текстам социальной сети Instagram, а именно: изучение тэгов, связанных с экстремистской деятельностью и содержащих негативную коннотацию; выявление основных принципов методики их исследования при судебно-лингвистической экспертизе. Помимо этого, автором выделяются типы речевых актов, которые характерны для хэштег-текстов подобной направленности.

Abstract. the Article is devoted to hashtag texts of the social network Instagram, namely: the study of tags associated with extremist activities and containing negative connotations; identification of the main principles of the methodology of their research in forensic linguistic examination. In addition, the author identifies the types of speech acts that are typical for hashtag texts of this type.

 

Ключевые слова: хэштег, негативный хэштег, Instagram, экстремизм, принципы методики исследования, типы речевых актов.

Keywords: hashtag, negative hashtag, Instagram, extremism, principles of research methodology, types of speech acts.

 

Хэштег как текстовая единица является достаточно молодым лингвистическим объектом исследования. Данное явление в основном рассматривалось в рамках Twitter-дискурса и только лишь как  инструмент для привлечения целевой аудитории или повышения узнаваемости бренда [1]. Однако в то время как практически каждые несколько лет появляются новые социальные сети, а  данное явление претерпевает серьёзные контекстуальные изменения – всё же оно не было рассмотрена за рамками своей исходной точки развития. В данной статье мы изучаем хэштег социальной сети Instagram, во-первых, поскольку эта сеть имеет свои конструктивные особенности (а именно креолизованный текст), во-вторых, – именно в данной сети появляется так называемый хэштег-текст.

Хэштег(тэг)-текст социальной сети Instagram - это письменное сообщение любой протяженности, принадлежащее одному участнику коммуникации, имеющее свою прагматическую установку  и обладающее такими свойствами, как цельность, связность, континуум, завершенность, информационность [2].

Рассматривая хэштег-тексты с негативной коннотацией, мы исследовали тексты различного характера, однако наиболее интересными, на наш взгляд, оказались тэги экстремистской направленности.

Законодательство не накладывает ограничений на тематику публичных высказываний. Национальная рознь, социальные и религиозные конфликты и т.п. – разрешенный предмет анализа и публичного обмена мнениями. При этом законодательно запрещены такие публичные высказывания и тексты, в которых определенная тематика сочетается с определенным отношением, а также с определенной целью высказывания (нельзя говорить про это с такой целью) [3].

При проведении данного исследования использовался семантический анализ текста, прежде всего, пропозитивный. При анализе хэштег-текстов (в качестве примера использовалась социальная сеть Instagram), содержащих негативную коннотацию экстремисткой направленности, были установлены следующие принципы исследования: 

  1. Выявление и вербализация смыслов в выражении – как скрытых, так и однозначно вытекающих из сказанного. Отделение хэштег-текстов с негативной коннотацией от тэгов нейтральной коннотации.

Результатом является выявление истинного сообщения и понимание текста.

Анализ проводится путем исследования особенностей употребления языковых средств. Даже если текст на первый взгляд достаточно ясен и не нуждается «в переводе с русского на русский», эксперт-лингвист должен обязательно учитывать скрытые средства выражения значений, а также смыслы, однозначно извлекаемые из сказанного (например, на основе фоновых знаний). Особенно это важно в случае коротких текстов, отличающихся большой степенью компрессии смысла.

  1. Выявление трехкомпонентной семантической структуры высказывания в хэштег-текстах: предмет речи, выраженное к нему отношение, цель сообщения об этом предмете речи.

Каждый из трех обязательных компонентов значения требует отдельного анализа.

  1. Выявление в результате использования предметно-тематического анализа:
  • предмета речи (конкретное лицо/вся группа; один и тот же/разные и др.);
  • конкретного значения – что именно было сказано в адрес предмета;
  • содержательного типа высказывания (например, информирующий, побудительный и проч.).
  1. Выявление в результате оценочно-экспрессивного анализа:
  • всех значений оценочно-экспрессивного типа, которые содержатся в данном хэштег-тексте (например, оценки типа хорошо/плохо», «выше/ниже»  и др.);
  • того, кто оценивает (например, это может быть сам автор, либо отсылка к высказыванию иного человека);
  • того, кто или что является центром, объектом оценки (предмет/действие).
  1. Выявление в результате целевого анализа:
  • сообщаемой адресату речевой цели конкретного хэштег-текста (Я говорю это, чтобы вы знали…/ (с)делали…);
  • функций, выполняющих высказыванием (например, тезис, аргумент);
  • характера текстовой позиции (например, хэштег-текст имеет сильную позицию, поскольку выделен прописными буквами – «#неРУССКИМдухомпахНЕТ»);
  • и сопоставление речевой цели (побуждение, вопрос, информирование) с коммуникативной целью, вытекающей из коммуникативной ситуации.

Речевая цель – это обязательный для выражения в любом сообщении компонент информации, без которого сообщение не может быть полным. Информация о речевой цели часто выражена скрыто и требует от эксперта-лингвиста экспликации «модальной рамки» высказывания (анализа речевого акта, речевого жанра и пр.).

Коммуникативная направленность речевого акта экстремизма проявляется в иллокутивной силе стандартных речевых актов, использующихся в экстремистских действиях. Основываясь на вышесказанном, мы выдвигаем следующую типологию речевых средств в зависимости от речевых актов:

  1. Побуждение (призыв), который может быть в форме открытой, так и скрытой. Оно может проявляться с помощью таких средств, как: перформативы, императивы, номинализация;
  2. Квалификативы (в основном это негативно-оценочная лексика);
  3. Обвинение (преобладание существительных над всеми остальными частями речи);
  4. Обоснование (субстантивные словосочетания, типа прилагательное + существительное);
  5. Оправдание (сочетание эмоционально-насыщенных и эмоционально-нейтральных конструкций).

Тема хэштег-текстов в научной литературе ещё недостаточно раскрыта, а значит данная статья послужит основой для её более детального и глубокого изучения.

 

Список литературы:
1. Атягина А.П. Языковая компрессия в TWITTER/ ЖУРНАЛ:МЕДИАСКОП, И: Факультет журналистики ФГОУВО "МГУ им. М.В. Ломоносова" (Москва) ISSN: 2074-8051, 2012
2. Шешина Л.М. Лингвистический анализ хэштег-текстов в социальной сети Instagram / Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020. – с.73
3. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети. Модели информационного влияния, управления, противоборства. – М., 2010. – 228 c.