ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Конференция: CLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Проблема государственного суверенитета в настоящее время является одной из наиважнейших и обсуждаемых. Данная проблема возникает вследствие процесса глобализации и развития внешнеэкономических, политических связей.
Суверенитет начинал «строиться» еще со времен Аристотеля. Постепенно концепция отходила от религиозные начал, приобретая больше правовой характер. Понятие суверенита рассматривали различные философы и мыслители, тем самым отделяя суверенитет от личности того, кому он принадлежал; утверждая о том, что суверенитет оказывает влияние на всё, но на него ничего не может оказать влияния; государство не может обладать внешним суверенитетом, но может обладать внутренним. Теперь важно рассмотреть определение «суверенитет» в настоящее время и его обозначение.
Понятие «суверенитет» толкуется, верховная власть на определенной территории. Общие признаки суверенитета: носителем суверенитета является многочисленный народ, народ может осуществлять власть как самостоятельно, так и через органы государственной власти. Выделяют два вида суверенитета внутренний суверенитет и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет это власть внутри страны , которая регулирует общество в целом и какие-либо отдельные структуры. Выделяют следующие признаки внутреннего суверенитета: наличие армии, наличие тюрем, государственная власть независима, государственная власть может принимать любые решения, если они не противоречат законам. Внешний суверенитет это независимость государства на международной арене. Выделяют следующие признаки внешнего суверенитета: самостоятельность государственной власти, независимость от других стран-держав.
Выдвигаются идеи о создании такого понятия, как «ограниченный суверенитет», но исходя из тех высказываний, что суверенитет независим , установление такого понятия невозможно. А если и установится данное понятие, то первоначальный смысл понятия «суверенитет» будет утерян.
Из-за того, что в современном мире происходит процесс глобализации, понятие «суверенитет» теряет свое значение, потому что на данный момент многие государства взаимоподчиняются. Примером здесь может послужить то, что крупные страны державы подчиняют себе небольшие государства через экономическую зависимость, но несмотря на это многие страны все равно пытаются сохранить свой суверенитет, чтобы избежать государственного насилия других стран.
Государственный суверенитет имеет три правовых аспекта. Первый –экономический, его сущность заключается в том, что государство имеет территорию , на которой содержаться различные природные, необходимые ресурсы, образующие экономический характер. Второй- политический, его сущность заключается в том, что государство имеет внутреннее политическое устройство, политические взаимосвязи с обществом. Третий- правовой, его сущность заключается в том, что государство имеет своё законодательство, свою правовую базу, свои правые источники, которые официально закреплены.
При рассмотрении определения, принципа суверенитета, важно рассмотреть его соотношение с международным правом. Учённые выдвигают разные точки зрения по этому поводу, но из всех исходит один вывод. международное право не наделяет государства суверенитетом. Являясь членом международного сообщества, государство признает себя связанным нормами международного права, причем подчинение нормам международного права есть подчинение добровольное, которое не предполагает подчинение воле другого государства или какой-либо высшей власти.
Существуют суверенные права: право на создание вооруженных сил, право на сбор налогов и пошлин, право на использование мер принуждения и мер пресечения, право на учреждение государственных органов, право на пользованием своими ресурсами, право на административно-территориальное деление. Важно понимать, что список суверенных прав и обязанностей он непостоянный, так как он изменяется в соответствии с государственным и историческим развитием, развитием или приостановлением международных отношений.
Выделяют также суверенные обязанности государства: обязанность воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения; обязанность разрешать свои международные споры мирными средствами; обязанность не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств; обязанность содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; обязанность содействовать осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов; обязанность добросовестно выполнять принятые согласно международным договорам обязательства.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что суверенитет дан государству и обществу в ходе исторического развития страны, поэтому его необходимо принимать и использовать для благоприятного развития , как государства, так и общества в целом. Для полного функционирования суверенитета, ему необходима защита. Механизм защиты включает в себя методы, формы, объект, показатели из-за которых причиняется вред суверенитету. Проблема суверенитета так же возникает из-за ненадлежащего формирования социального института, поэтому как только начнет полностью и правильно формироваться социальный институт , то будет укрепляться и суверенитет государства.