ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ
Информационное право рассматривает электронное правительство как один из важнейших институтов формирования информационного общества [1]. Термин «электронное правительство» стал популярен еще 20 лет назад и связан со стремительным развитием информационных технологий в повседневной жизни людей. Существует множество определений этого термина, каждое из которых акцентирует внимание на определенных функциях электронного правительства. В наиболее общем виде его можно определить следующим образом: электронное правительство (или Э-правительство) представляет собой новую форму организации системы органов государственной власти, направленную на использование информационных и коммуникационных технологий для предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам, а также улучшение взаимодействия между гражданами и правительством.
Электронное правительство основывается на трех ключевых принципах: прозрачности государственного управления, участии в нем граждан, сотрудничестве между государственными структурами и гражданами [2]. Главной целью электронного правительства является преобразование системы государственного управления таким образом, чтобы увеличить степень учета интересов граждан, организаций и предприятий, упростить процедуру взаимодействия с ними, а также предоставить им более широкие возможности для участия в разработке государственной политики.
Переход к электронному общению государства с гражданами и бизнесом позволяет выполнять административные процедуры проще, существенно быстрее и дешевле. С практической точки зрения к основным преимуществам электронного правительства можно отнести:
1. Удобство и доступность.
Так, традиционные методы управления уступают механизмам электронного правительства. Электронное правительство обеспечивает удобство и доступность государственных услуг для граждан. Оно позволяет гражданам оформлять документы, получать необходимую информацию, а также доступ к государственным услугам в любое время и из любой точки мира в режиме онлайн. Это значительно экономит время, посредством снижения затрат на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, а также исключает необходимость физического посещения государственных учреждений.
2. Эффективность и экономия ресурсов.
Электронное правительство позволяет повысить эффективность работы государственных органов и предоставления государственных услуг за счет автоматизации рабочих процессов. Уменьшение бумажной документации и ручной обработки данных сокращает время и затраты на обслуживание граждан, что способствует более быстрому принятию решений и улучшению качества предоставляемых услуг.
3. Борьба с бюрократией.
Электронное правительство позволяет ввести электронный документооборот, который уменьшает бюрократические проволочки и ускоряет принятие решений. Так, Э-правительство способствует дебюрократизации и повышению прозрачности процессов, поскольку все осуществляемые государственными органами и организациями процессы отображаются в электронном виде, что обеспечивает соответствующий государственный и общественный контроль.
4. Повышение уровня взаимодействия государства и общества.
Электронное правительство способствует улучшению взаимодействия между гражданами и правительством. Граждане могут легко обращаться к государственными органами, задавать вопросы, получать консультации и выражать свои мнения через электронные каналы связи. Это способствует активному участию граждан в принятии решений, обсуждении различных проектов нормативных правовых актов, а также повышению доверия к правительству.
В то же время не стоит забывать, что внедрение электронных методов управления открывает не только новые возможности для общества, но и ведет к появлению новых рисков, некоторые из которых включают:
1. Проблемы безопасности данных.
Одним из основных рисков электронного правительства является угроза кибератак. Сбор и хранение личной информации граждан в электронном виде может вызвать опасения относительно безопасности предоставленных государственным органам данных. В случае взлома системы электронного правительства, конфиденциальные данные и личная информация граждан может быть украдена или использована злоумышленниками. Именно поэтому при переходе к Э-правительству органами государственного управления должны быть предприняты меры для защиты персональных данных граждан и обеспечения безопасности информационных систем.
2. Ограниченный доступ к информации.
Некоторые граждане могут испытывать трудности при доступе к необходимой информации через электронную систему правительства. Это может быть связано с техническими проблемами или ограничениями доступа к конкретным данным. Кроме того, некоторые пользователи могут не иметь достаточной информации о том, как использовать электронную систему правительства или какие услуги доступны через нее.
3. Технические проблемы.
Поскольку вся система электронного правительства основана на автоматизации процессов деятельности государственных органов могут возникнуть определенные технические проблемы, такие как сбои в работе серверов или перебои в Интернет-соединении.
4. Недоступность системы Э-правительства для некоторых категорий лиц.
Внедрение электронного правительства может привести к исключению некоторых групп населения, которые не имеют доступа к интернету или не обладают необходимыми навыками использования информационных технологий. Так, например, пожилые люди или люди с ограниченными возможностями могут испытывать трудности при использовании электронной системы правительства. Это может создать цифровое разделение и ограничить доступ этих групп к государственным услугам.
5. Отсутствие личного взаимодействия.
Отсутствие личного взаимодействия и возможности получения консультации у специалистов в момент получения государственных услуг может привести к неточностям в действии лиц и проблемам в реализации принадлежащих им прав.
Таким образом, электронное правительство предлагает множество преимуществ, таких как удобство использования сервисов онлайн, повышение эффективности работы государственных органов, экономия материальных и физических ресурсов граждан. Это дает населению больше возможностей влиять на жизнь страны путем предоставления ему возможности выражать свою точку зрения посредством интернет-технологий. При этом указанные преимущества не исключают наличие сопутствующих рисков. Это не означает, что электронное правительство должно оставаться только теоретической концепцией. Мир и государство в лице органов его управления должны развиваться, следовать тенденциям современных реалий, в том числе внедрению высоких технологий в свою жизнь. Именно поэтому для успешной реализации электронного правительства необходимо учитывать существующие риски, принимать соответствующие меры для их минимизации, а также обеспечивать качественную поддержку пользователей в освоении новшеств.