Механизмы регулирования трудовой миграции в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Механизмы регулирования трудовой миграции в Российской Федерации
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что с учетом процессов глобализации экономической сферы, протекающих в мире, особое значение приобретает вопрос регулирования трудовой миграции. Интеграция России в мировое экономическое пространство подразумевает модернизацию процессов внешней миграции рабочей силы.
В данный момент на территории Российской Федерации трудятся мигранты из различных стран мира, при этом, абсолютное большинство (более 95%) – уроженцы стран постсоветского пространства. По состоянию на 2017 год из стран участниц-СНГ на работу в Россию прибыло около 3,9 млн. человек. Подавляющее большинство рабочих прибыло из стран Средней Азии, прежде всего Киргизии (472 тыс. человек), Таджикистана (780 тыс. человек), Узбекистана (1,5 млн. человек). Также в первую пятерку основных стран-доноров рабочей силы входят Украина и Армения, из которых на работу в Российскую Федерацию приехало примерно по 300 тыс. человек [1]
Распределение рабочей силы, прибывающей из-за рубежа, по территории Российской Федерации осуществляется неравномерно. В Северо-Западном и Центральном федеральных округах сосредоточено большинство мигрантов, при этом, треть от общей массы работников – в Москве и Московской области, а 15% – Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Основная масса иностранных рабочих задействована в таких отраслях, как: сфера услуг, сельское хозяйство, строительство, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля. Стоит отметить, что благодаря реформам политики в сфере трудовой миграции удалось уменьшить число нелегальных мигрантов
Целью исследования является системный анализ механизмов, регулирующих отношения в сфере миграции рабочей силы.
В трудах многих отечественных исследователей поднималась проблематика государственного регулирования трудовой миграции. В частности данный вопрос освещали такие правоведы, как Г. Глущенко, В. Пономарева, М. Денисенко, В. Мукомеля, М. Тюркина и пр.
Стоит отметить, что под механизмом регулирования миграции подразумевается совокупность приемов и средств правового характера, благодаря применению которых упорядочиваются процессы миграции. При этом политика государства в области миграции не должна рассматриваться без учета таких явлений, как демографическая, социальная и экономическая политика, а также геополитика [2].
Как отмечает Н.П. Неклюдова, главным условием, препятствующим эффективной реализации миграционной политики России является тот факт, что государство не стремится создавать селективных программ трудовой миграции, а использует только предложения, которые доступны от стран-доноров. Также, корнем проблемы является отсутствие надлежащего контроля и организации управления со стороны государства в сфере миграции рабочей силы, что способствует разрастанию теневого сектора экономики, что наносит непоправимый ущерб региональным бюджетам и способствует деградации трудовых рынков [3].
В целях модернизации механизмов, регулирующих миграцию трудовых ресурсов, необходимо прибегнуть к их классификации. Согласно наиболее распространенными подходами миграционные процессы следует разделять на следующие группы: Политические, социально-культурные и административно-правовые [4] Как отмечает С.А. Трыканова, механизм квотирования иностранной рабочей силы является одним из наиболее эффективных[5].
Необходимо уделить значительное внимание одному из фундаментальных механизмов регулирования миграции, которым является законодательство. В целях реализации всего потенциала, который содержится в процессах миграции, система их регулирования в России подлежит модернизации. В частности, подлежит модернизации их правовая основа. Отечественное миграционное законодательство не соответствует потребностям развития государства, а также интересам работодателей и российского общества, что нашло свое отображение в утвержденной Президентом России В. В. Путиным, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [6]
За период с 2012 по 2017 годы была проведена модернизация механизмов правового регулирования миграционных процессов, в том числе и меры ответственности, предусмотренные за нарушение миграционного законодательства, а также меры противодействия незаконной миграции.
а) были скорректированы общие правила осуществления мигрантами трудовой деятельности в России, что способствовало сокращению числа незаконных трудовых мигрантов и увеличило количество иностранных граждан, трудящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях;
б) проведена оптимизация правил нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан, которые проходят обучение благодаря чему возросло их число (с 153,8 тыс. человек в 2010/2011 году до 291 тыс. человек в 2017 2018 году);
в) установлены и применяются минимальные требования к уровню знаний государственного языка, истории Российской Федерации и основ законодательства, которые необходимы для осуществления мигрантами трудовой деятельности и получения разрешения на временное проживание и для дальнейшего получения вида на жительство;
г) увеличено количество прибывающих россиян, которые проживают за границей, а также проведено упрощение правил получения российского гражданства иностранными гражданами, которые являются носителями русского языка, выпускниками российских ВУЗов, инвесторами, предпринимателями путем создания условий, которые способствуют их добровольному переселению;
д) проходят практическое испытание применение различных подходов к совершенствованию социальной и культурной адаптации инностранных мигрантов;
е) установлена административная и уголовная ответственность за правонарушения в сфере миграции, а также ужесточены меры ответственности за организацию незаконной миграции;
ж) установлен перечень оснований для запрета и ограничения въезда мигрантов на территорию Российской Федерации [7].
По нашему мнению, главной проблемой отечественной политики в сфере миграции, является ее концептуальная неясность и отсутствие перспективных ориентиров [8].
Главной целью регулирования трудовой миграции является формирование действующей модели, которая будет способствовать привлечению иностранных рабочих, и которая будет соответствовать потребностям трудового рынка России при этом, соблюдая баланс интересов российских работников и трудовых мигрантов.
Считаем, что в целях модернизации регуляционных механизмов в сфере трудовой миграции необходима реализация комплекса мер:
1) реализация миграционной политики должна сопровождаться общественной разъяснительной работой;
2) совершенствование сотрудничества общества и государства по вопросам трудовой миграции;
3) повышение оптимизации миграционных процессов путем развития сотрудничества на международном уравне.
На фоне плачевной демографической ситуации в государстве международная миграция является средством, способствующим ликвидации диспропорции на трудовом рынке и поддержанию функциональности малопрестижных и низкооплачиваемых профессиональных сфер.
В настоящее время, Российская федерация является Меккой трудовой миграции.
Отсутствие эффективных механизмов регулирования миграционных процессов способствует росту нелегальной миграции, что негативно сказывается на всех сферах жизни общества и государства. Поэтому выработка государственной политики в сфере трудовой миграции, которая бы нейтрализовала негативные последствия международной миграции является актуальна для современной России.