Статья:

Актуальные вопросы недействительности сделок в гражданском обороте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Горшкова И.О. Актуальные вопросы недействительности сделок в гражданском обороте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 36(87). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60645 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные вопросы недействительности сделок в гражданском обороте

Горшкова Ирина Олеговна
магистрант, Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал, РФ, г. Н. Новгород

 

Actual issues of invalidity of transactions in civil circulation

 

Irina Gorshkova

Student, undergraduate, Russian State University of Justice, Volga branch, N. Novgorod

 

Аннотация. В настоящей статье исследуется актуальные вопросы применения такого способа защиты гражданских прав, как признание сделки недействительной и применении последствий ее недействительности с участием юридических лиц. Рассматриваются условия действительности сделок, а также проблематика признания сделок недействительными.

Аbstract. This article examines the current issues of the application of such a method of protecting civil rights as the recognition of a transaction as invalid and the application of the consequences of its invalidity with the participation of legal entities. The conditions of the validity of transactions, as well as the issues of recognition of transactions invalid are considered.

 

Ключевые слова: недействительность сделок, юридические лица, условия действительности сделок, правоспособность юридического лица.

Keywords: invalidity of transactions, legal entities, conditions of validity of transactions, legal capacity of a legal entity.

 

С учетом тенденций развития отношений, складывающихся в обществе, все чаще возникает надобность приобретения определенного статуса для осуществления каких-либо действий.

Например, у юридического лица, при его создании, возникают определенные права и обязанности, вследствие которых возникают юридически значимые последствия. Такие последствия порождают ситуации, требующие надлежащего рассмотрения и изучения. В соответствие со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), юридическое лицо – это организация, которая имеет обособленное имущество, отвечающее им по своим обязательствам. Юридическое лицо осуществляет и приобретает от своего имени гражданские права, выступает ответчиком и истцом в суде. Сфера деятельности таких участников гражданских правоотношений разнообразна. С учетом деятельности юридического лица, регулируемой уставом или иными учредительными документами, предусматривается возможность заключения разнообразных сделок для обеспечения его деятельности. Поэтому деятельность юридических лиц не представляется без их участия в сделках.

Сделка представляет собой определенные действия юридических или физических лиц, которые направлены на изменение, установление или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют упоминания о том, что сделка обязательно должна повлечь именно те юридические последствия, на которые была направлена воля сторон. Из данного определения лишь следует, что сделки представляют собой осознанные, волевые, целенаправленные действия. Именно направленность волеизъявления, исходя из буквального толкования данной нормы, выступает основанием для признания того или иного действия сделкой.

Существование гражданских правоотношений неразрывно связано с заключением их субъектами сделок; при этом субъекты не всегда соблюдают условия действительности сделки, что, в свою очередь, приводит к признанию такой сделки недействительной. В большинстве случаев причинами недействительности сделки являются юридическая безграмотность сторон соглашения и различного рода злоупотребления недобросовестных участников сделки.

В работах, посвященных исследованию института недействительности сделки как способа защиты гражданских прав, не решен ряд проблемных вопросов. Так, на сегодняшний день не сложилось единого мнения о том, что же следует понимать под правовой природой сделки, каково соотношение воли и волеизъявления сторон сделки и какие сделки необходимо считать недействительными.

Неправильное толкование и применение норм, входящих в институт недействительности сделки, не позволяет участникам гражданских правоотношений эффективно защищать свои права и законные интересы. Поэтому для предупреждения нарушений гражданских прав в данной сфере следует изучить и дать определение действительной и недействительной сделок, их правовой природы, условий действительности и оснований признания сделки недействительной, провести классификацию недействительных сделок в зависимости от различных оснований, а также рассмотреть основные проблемы применения данного способа защиты гражданских прав.

ГК РФ выделяет случаи, при которых сделка, заключенная участниками гражданского оборота, может быть признана недействительной: в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка); в силу несоответствия требованиям закона (ничтожная сделка).

В отечественной судебной и арбитражной практике традиционно выделяют четыре вида требований, предъявляемых к сделкам юридических лиц для признания их действительными. Их несоблюдение является основанием для обращения в суд. Итак, субъекты, которые заключают сделку, должны обладать определяющими качествами, а именно правоспособностью и необходимым объемом дееспособности. При этом правоспособность может устанавливаться публичной волей, т.е. законом, или частной волей юридического лица, т.е. учредительными документами.

Соответственно, правоспособность юридического лица подразделяется на общую и специальную. Общая (или универсальная) правоспособность юридических лиц означает их возможность иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые ему для осуществления любого вида деятельности, который не противоречит закону. Специальная правоспособность подразумевает наличие только таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям деятельности юридического лица, отдельно регулируются законом и прописаны в его учредительных документах.

При этом, если на момент совершения сделки юридическое лицо не имело лицензии, а при рассмотрения спора она была получена, то нет оснований для признания сделки недействительной. Но если сделка выходит за рамки выданной лицензии, то она будет признана недействительной. Вторым требованием для признания сделки действительной является ее совершение в форме, установленной законом.

На основании пунктом 1 статьи 49 ГК, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Необходимость осведомленности контрагента или доказательство его недобросовестности для признания сделки недействительной требуется и в других случаях, предусмотренных ГК РФ. При наличии ограничений в учредительных документах юридического лица в предмет доказывания в деле о признании сделки недействительной входит в том числе осведомленность контрагента о содержании таких ограничений в учредительных документах.

Кроме того, с учетом возникновения проблематики недействительности сделок связанных с юридическими лицами зачастую судебная практика выделяет понятие, такое как «несуществующие юридические лица». Сделка, которая не отвечает требованиям закона или признания её таковой судом, является недействительной сделкой. Согласно гражданскому законодательству недействительная сделка не влечет юридических последствий, только за исключением тех последствий, которые связаны с ее недействительностью, такая сделка будет считаться недействительной с момента ее совершения.

Возникают ситуации, которые связанные с заключением сделки с несуществующим юридическим лицом, в связи с неосмотрительностью контрагента, что приводит к неблагоприятным условиям пострадавшего субъекта. Согласно гражданскому законодательству правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Рассматривая данную ситуацию, отсутствие сведений о регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ, такое юридическое лицо стороной договора являться не может, следовательно, такой договор согласно статьям 166, 168 ГК РФ будет являться ничтожным.

Право признания сделки недействительной имеется только у контрагента, заключившего такую сделку с несуществующим юридическим лицом. Зачастую такие исковые требования удовлетворяются, удостоверяя факт несуществующей организации, а переданное при заключении сделки имущество как движимое, так и недвижимое определяют как неосновательное обогащение, которое подлежит возврату. Следовательно, неосновательное обогащение заключается в приобретении или сбережении имущества за счет другого лица без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований. Признание сделки недействительной согласно статье 166 ГК РФ, не будет иметь правового значения, если лицо заключившее договор с несуществующим юридическим лицом действовало недобросовестно, также и юридическое лицо, действовавшее недобросовестно будет приравниваться к данному последствию. Контрагент, подписавший такой договор, действовал под прикрытием получения выгоды от такой сделки, что является недопустимым при признании сделки недействительной. Доказывать неразумность и недобросовестность поведения лица, является сложным бременем.

 

Список литературы:
1. Дьяконова А.А. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СДЕЛОК // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. № 5(21). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 36-39.
2. Филиппова С.Ю., Шиткина И.С. Особенности недействительности сделок, совершаемых с участием корпораций // Хозяйство и право. 2014. № 11. С. 73 - 84.