БОРЬБА С ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ НА КОМПЬЮТЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
БОРЬБА С ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ НА КОМПЬЮТЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
Развивающиеся компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, что стало причиной появления нового типа общественности. Информационное общество это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Развитие компьютерных технологий также стало причиной появления новых видов преступных деяний, которые связаны с посягательством на компьютерную информацию в том или ином виде. Характерной черной такого вида преступлений является быстрая адаптация преступников к новым технологиям. К сожалению, современное уголовное законодательство не всегда успевает своевременно подстраиваться под новые виды посягательства на компьютерную информацию. Исходя из этого, количество совершаемых преступных деяний растет, растет размер экономического ущерба [5, c. 158]. Следует признать, что преступления в сфере компьютерной информации являются одним из самых опасных видов преступных деяний.
Говоря о появлении понятия «компьютерные преступления», следует отметить, что впервые данный термин появился в иностранной литературе в начале 60-х годов прошлого столетия. Отечественная уголовно-правовая наука не содержит четкого понятия компьютерных преступлений. Уголовный кодекс Российской Федерации включает перечень характерных для компьютерных преступлений признаков, а также содержит виды преступных действий, которые можно отнести к преступлениям в сфере компьютерной информации. В настоящее время в отечественной юридической науке существует несколько мнений различных групп ученых по поводу того, что следует понимать под данным термином.
Приверженцы одной из таких групп, как Ю. М. Батурин и А. М. Жодзишский, считают, что: «компьютерных преступлений, как преступлений специфических в юридическом смысле, не существует» [2, c. 30-31]. С точки зрения юриспруденции более корректно принимать во внимание компьютерные аспекты преступления. Основным аргументом в пользу этой точки зрения является тот факт, что совершённые противоправные действия не принято различать по видам технических средств, с помощью которых происходит их совершение.
В противопоставление предыдущей группе учёных и их точке зрения, существует противоположная, которая гласит о том, что термин «компьютерные преступления» достаточно давно присутствует в международной лексике и такие учёные, как В. Б. Вехов, Ю. И. Ляпунов, В. Ю. Максимов, Н. А. Селиванов аргументировано считают, что такая формулировка имеет полное право на существование. Учёными этой группы отмечается тот факт, что использование термина «компьютерные преступления» в области уголовно-правового регулирования неприемлемо, однако его употребление целесообразно в криминологическом и криминалистическом аспектах, то есть когда речь идет о личности преступника или способе совершения преступления [3, c. 24-25].
Законодательным органом Российской Федерации было принято решение отказаться от понятия «компьютерные преступления», введя в Уголовный кодекс 1996 г. гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации». В ходе принятия этого понятия в состав кодекса, законодательными органами власти также было проведено отождествление этого термина от других правонарушений по характеристике объекта совершаемого преступления. В рассматриваемом случае, компьютеры и электронные устройства не являются объектом орудия, с помощью которого совершается правонарушение в изучаемой категории преступлений. Орудием преступления в данном случае являются информационные отношения, складывающиеся в процессе создания, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю компьютерной информации, а также создания и использования информационных технологий, средств их обеспечения и, главным образом, защиты охраняемой законом компьютерной информации. Российское уголовное законодательство под преступлениями в сфере компьютерной информации предусматривает общественно опасные деяния, определенные в гл. 28 Уголовного кодекса РФ: «под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи» [1].
В литературных источниках, имеющих актуальность на данное время, понятие «преступления в сфере компьютерной информации» считается абсолютно аналогичным и взаимозаменяемым термину «компьютерные преступления», но существует позиция, согласно которой, термин «компьютерные преступления» обладает намного более широким смыслом. В смысловой охват этого термина входят такие преступления, в которых применяется использование электронных устройств, компьютерной техники, информационных программ, компьютерной информации и цифровыми каналами связи. В данном случае, все эти действия, материальные и нематериальные предметы являются орудиями совершения преступления или объектом посягательства. Существует несколько определений этого термина, в том числе, они подразделяются на определения в широком смысле и узком.
Часть группы исследователей в данной области привязывают киберпреступность к преступлениям, совершаемых в различных информационных сетях. Так, по мнению А.В. Суслопарова: «термин «киберпреступность» оправдан, если мы говорим о совершении компьютерных преступлений в рамках компьютерной сети, в частности, сети Интернет» [6, c. 24].
Высказана также точка зрения, согласно которой, «киберпреступность относят к преступлениям, совершаемым посредством компьютерной техники против различных прав и благ человека» – такой позиции придерживается В.А. Номоконов. В.А. Номоконов и Т.Л. Тропина обращаются к толковым словарям Оксфордского и Кембриджского университетов, и определяют приставку кибер (cyber) как «относящийся к информационным технологиям, сети Интернет, виртуальной реальности» и «включающий в себя использование компьютеров или относящийся к компьютерам, особенно к сети Интернет» [4, c. 77].