Статья:

Правовая характеристика «автора» как субъекта авторского права

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гилка Е.Д., Мачихина А.В. Правовая характеристика «автора» как субъекта авторского права // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовая характеристика «автора» как субъекта авторского права

Гилка Екатерина Данииловна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Мачихина Александра Владимировна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

При исследовании правового режима тех или иных объектов авторского права неизбежно изучение вопроса о субъектах правоотношений, складывающихся в данной сфере. Вопрос об определении субъектов авторского права является дискуссионным, именно поэтому при его исследовании выделяют две основополагающие позиции.

Согласно первой позиции, выделяемой Г.Ф. Шершеневичем, субъект авторского права – это физическое лицо, которое способно мыслить и творить [1, с.130]. Однако, А.С. Антонюк утверждает, что субъектом авторского права может выступать как физическое лицо, так и юридическое, а также группа индивидов [2, с.16]. Таким образом, теоретики, выделившие данную позицию, определяют субъект права фактом создания им охранноспособного объекта авторского права.

Что касаемо второй позиции, то здесь субъект авторского права определяется через права и обязанности данного лица в отношении к соответствующему объекту авторскому праву. Одним из сторонников позиции является А.П. Сергеев, который утверждал, что «субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения» [3, с.167].

Таким образом, проанализировав приведенные выше позиции, следует утверждать, что субъектами авторского права может быть не только автор, но и правообладатель, пользователь, правопреемник.

Прежде всего, необходимо подробнее остановиться на таком субъекте авторского права, как «автор». Стоит отметить, что в действующем гражданском законодательстве, автором является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства. Такое положение было заложено еще в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года [4]. Так и в ст. 1257 ГК РФ не сделано никаких исключений из этого правила, когда, на самом деле они существуют в иных статьях гражданского законодательства. Также, особенностью данных лиц в российском законодательстве является тот факт, что действующее законодательство не считает возраст автора основным критерием. Так, автором произведения могут быть и несовершеннолетние, однако заключение договора на использование произведений подчиняется общим правилам гражданской дееспособности [6].

Представляется, что существующая в ГК РФ правовая модель авторства оставляет нерешенным вопрос о коллективном авторстве, когда усилиями многих десятков, сотен, а то и тысяч людей создается коллективное произведение (например, база данных), а также об авторстве общественных объединений (например, политических партий) и трудовых коллективов на принимаемые ими декларации, заявления и т.п. Исключения из числа объектов авторских прав, перечисленные в п. 6 ст. 1259 ГК РФ, явно не покрывают указанные выше случаи. В то же время в некоторых зарубежных странах европейской континентальной правовой семьи (например, во Франции, Италии) данные пробелы успешно восполнены законодателем [7, c. 17].

Необходимо обратить внимание на то, что в ст. 1257 ГК РФ автор, с одной стороны, определяется как гражданин, творческим трудом которого создано произведение, а с другой стороны, – как лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Здесь в принципе уже заложен некий внутренний дуализм понятия автора, поскольку на оригинале или экземпляре произведения может быть указано совсем не то лицо, творческим трудом которого оно создано. Иными словами, быть автором и быть указанным в качестве автора – далеко не одно и то же. Закон гипотетически допускает возможность такого расхождения, предусматривая презумпцию авторства лица, указанного на оригинале или экземпляре произведения. Эта презумпция отступает только перед доказательствами обратного.

Следует обратить внимание на то, что ст. 1257 ГК РФ не уточняет, где именно должно быть указано имя автора (на оригинале или экземпляре произведения). Представляется, что в случае возникновения спора по данному вопросу следует опираться на п. 1 ст. 15 Бернской Конвенции по охране литературных и художественных произведений [8], которая устанавливает, что имя автора должно быть «указано на произведении обычным образом».

Однако сам по себе термин «обычный образ» никак в Конвенции не поясняется. Здесь последнее слово оказывается за правоприменительной практикой, призванной ориентироваться на обычаи делового оборота и различные технологические регламенты. Например, применительно к книге «обычным образом» указанием автора будет написание его имени и фамилии на обложке, на титульном листе или даже в аннотации, в выходных данных и т.д. В газетной статье имя автора указывается обычно перед заголовком или непосредственно после него, в первых абзацах статьи (особенно, если речь идет о так называемой «врезке», исполненной другим шрифтом) либо в самом ее конце. Применительно к музыкальным произведениям обычным образом указанием автора следует считать написание имени и фамилии автора на нотной записи произведения либо на материальном носителе экземпляра фонограммы. Для аудиовизуальных произведений обычным образом указание автора представляют титры и субтитры [9, c. 39].

Подводя итог выше сказанному, можно отметить, что такой субъект авторского права как «автор» в российском действующем законодательстве является достаточно дискуссионным. Несмотря на то, что он регулировался еще Гражданским законодательством РСФСР, его правовое положение до сих пор является недоработанным институтом в гражданском праве. Необходимо детально пересмотреть все правовые аспекты авторов в гражданском законодательстве и устранить имеющиеся противоречия и недостатки. Исходя из сказанного, стоит отметить, что лицо может быть признано автором соответствующего объекта интеллектуальной собственности лишь при наличии критериев, которыми должен обладать соответствующий объект интеллектуальной собственности. И поскольку объекты авторского права определены законодателем как результаты интеллектуальной деятельности, для которых принципиально наличие творческой деятельности, направленной на создание соответствующего объекта, обоснованно включение в ГК РФ соответствующего положения.

 

Список литературы:
1. Шершеневич, Г.Ф. Авторское право на литературные произведения / Г.Ф. Шершеневич. – Казань, 1891. – 230 с. 
2. Антонюк, А.С. Экономическое содержание отношений интеллектуальной собственности на объекты изобретения. дис. ... канд. экон. наук / А.С. Антонюк. – Тамбов, 2008. – 190 с. 
3. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П. Сергеев. – М., 1996. – 260 с. 
4. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001) // Ведомости ВС РСФСР. – 1964. – № 24. – Ст. 407 (утратил силу). 
5. Юшкарев, И.Ю. Особенности правового положения иностранных граждан по российскому законодательству (проблемы международного частного права) / И.Ю. Юшкарев // Электронный ресурс. Режим доступа: http://uristrus.narod.ru/articles1/pravovoe_polojenie.htm. 
6. Барышев, С.А. Авторский договор в гражданском праве России и зарубежных стран / С.А. Барышев. – Казань: Образцовая типография, 2004. – 186 с. 
7. Исупова, И.В. Понятие права авторства и права автора на имя / И.В. Исупова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-4. – С. 17-25. 
8. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. – № 9. – 2003. 
9. Лебедь, В.В. Авторское законодательство России и стран ЕС в контексте развития европейского авторского права / В.В. Лебедь // Право и политика. – 2011. – № 3. – С. 39-47. 
10. Близнец, И.А. Авторское право и смежные права: учебник / Под ред. И.А. Близнеца. – М.: Проспект, 2009. - 210 с.