Статья:

Современные направления административной реформы Российской Федерации в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гончарук Г.В. Современные направления административной реформы Российской Федерации в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 17(110). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/110/70881 (дата обращения: 05.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные направления административной реформы Российской Федерации в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг

Гончарук Галина Валерьевна
магистрант, Петрозаводский государственный университет, РФ, г. Петрозаводск

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные направления Административной Реформы Российской Федерации в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг.

 

Ключевые слова: административная реформа, государственные (муниципальные) услуги, моносервисы, суперсервисы, электронные услуги, проактивное предоставление услуг.

 

По итогам проведения в Российской Федерации Административной Реформы 2003 – 2010 годов, основой для проведения которой стали два нормативно-правовых документы: «Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» [4] , «Распоряжение Правительства Российской Федерации 25 октября 2005 года № 1789-р «Об утверждении Концепции административной реформы в России в 2006 – 2010 годах» [5] в Российской Федерации, а также в субъектах федерации были достигнуты значительные результаты: по всей территории России развернута обширная сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечена разработка административных регламентов предоставления государственных, муниципальных услуг, обеспечено электронное предоставление государственных, муниципальных услуг, принят «Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3] (далее – ФЗ-210).

Вместе с тем, реформирование сферы предоставления государственных услуг продолжается и сегодня, в ней выделяется ряд перспективных направлений, изучение которых в научном сообществе не нашло своего отражения. Данное обстоятельство придает настоящей статье актуальность.

Целью настоящей статьи является описание перспективных направлений современного этапа Административной Реформы в сфере предоставления государственных услуг.

Для достижения цели в рамках статьи предполагается решить ряд задач: выделить перспективные направления современного этапа Административной Реформы в сфере предоставления государственных, муниципальных услуг, дать им характеристику, выделить задачи, которые они решают, обозначить потребность основного нормативно-правового регулирования при реализации перспективных направлений.

В рамках Федерального проект «Цифровое государственное управление» «Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной протоколом Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7» [6], к 2024 году в Российской Федерации предполагается обеспечить предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде, обеспечить цифровую трансформацию органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленную на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных; обеспечить эксплуатацию и развитие инфраструктуры электронного правительства.

Успешная реализация мероприятий национальной программы позволит «сформировать устойчивую информационно-коммуникационную инфраструктуру государственных и муниципальных органов» [6], в том числе обеспечить бесперебойное функционирование критически важных для граждан и организаций государственных сервисов, в том числе сервисов удаленной идентификации, информационного обмена, хранения юридически значимой информации, цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг.

На сегодняшний день в сфере предоставления государственных, муниципальных услуг активно развивается «цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг» [10].

То есть, это не только электронное предоставление государственных, муниципальных услуг, когда заявитель может обратиться за государственной услугой и получить ее результат в электронном виде, но и оптимизация и автоматизация процессов предоставления государственных, муниципальных услуг, происходящих в органе государственной власти, органе местного самоуправления в целях предоставлению заявителю запрашиваемой услуги.

Оптимизация и цифровая трансформация государственных услуг ведется по 2-м направлениям: «комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – Суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (моносервисы)» [10]

Моносервисы — это отдельные государственные услуги, которые входят в суперсервисы, но могут оказываться и без привязки к комплексному, пошаговому ходу суперсервиса и/или услуги, на которые поступает много заказов (более 100 тыс. в год).

На июль 2019 года утвержден перечень из 34 моносервисов, работа над которыми будет проводиться в ближайшие два года. Например, к моносервисам отнесены следующие государственные услуги МВД России: Осуществление миграционного учета, Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, Выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации и другие.

Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию были сформулированы требования к моносервисам и методика оценки текущего состояния моносервиса. Оценка текущего состояния государственных услуг по уровню цифровой зрелости осуществляется на основании «Матрица оценки «цифровой» зрелости государственных и муниципальных услуг» [7].

Требования к моносервису, в основном, повторяют пункты «Постановления Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» [3] и включают в себя: подачу заявления на оказание услуги в электронном виде на едином портале государственных услуг (ЕПГУ) без обязательного личного посещения органа власти или многофункционального центра (МФЦ) для предъявления оригиналов документов, проактивное информирование заявителя через ЕПГУ о возможности получения услуги при наступлении соответствующей жизненной ситуации (информирование о необходимости получения услуги по инициативе государства, без заявления гражданина), экстерриториальное предоставление услуги заявителю вне зависимости от места его регистрации и/ или жительства (пребывания) и места подачи заявлении (ЕПГУ, Региональном портале государственных услуг (РПГУ), МФЦ), внесение результата оказания услуги в юридически значимый электронный реестр, получение результата оказания услуги в личном кабинете заявителя на ЕПГУ в виде электронного документа независимо от места подачи заявления, возможность записи на прием для получения результата оказания услуги в виде выписки из электронного реестра (при необходимости), возможность оплаты пошлины онлайн в процессе подачи заявления, автоматическое направление и обработка межведомственных запросов в режиме онлайн, автоматическое принятие решения по заявлению, без участия человека.

Следует оговориться о такой перспективной идее как автоматическое принятие решения. Такая технология может применяться только к «государственным услугам, которые достигли уровня цифровой зрелости - «супер» [9]. Государственные служащие принимают решение в рамках действующего законодательства, в том числе административных регламентов, правил. «Таким образом, услуги могут предоставляться на основе алгоритма и онлайн, в момент обращения» [9].

Критерии, препятствующие достижению уровня цифровой зрелости – «супер», будут прорабатываться, в том числе посредством нормативно-правового и технологического регулирования.

20 февраля 2019 г. был опубликован Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В числе прочих поручений, Правительство РФ в срок до 31 декабря 2020 г. должно внести в законодательство изменения, предусматривающие возможность получения гражданами комплексных государственных и муниципальных услуг, сгруппированных по основным жизненным ситуациям и предоставляемых в автоматическом режиме. Эти комплексные услуги и есть суперсервисы.

Суперсервис ― это комплекс услуг, объединенных жизненной ситуацией и предоставляемый в автоматическом режиме.

В основание каждого суперсервиса заложены «именно потребности граждан» [8]. Поэтому при разработке суперсервисов государство в лице созданных рабочих групп и комиссий отталкивается от процессов, которые осуществляет гражданин при определенной жизненной ситуации.

Пример объединения государственных услуг в суперсервис «Переезд в другой регион»: регистрация по новому месту жительства; прикрепление к поликлинике; запись ребенка в детский сад; запись ребенка в школу; доставку пенсии по новому адресу; перерегистрацию автомобиля по новому адресу; оформление субсидий и компенсаций на оплату нового жилья (если возникает такое право); содействие в поиске работы по новому адресу; прочее.

Предполагается, что при единоразовом обращении заявителя с указанной жизненной ситуацией, он получит весь комплекс услуг, включенных в нее. При этом все государственные услуги предполагается предоставлять в электронном виде. Процессы, осуществляемые в органах государственной власти, органах местного самоуправления в целях оказания государственных, муниципальных услуг, включенных в состав суперсервиса, должны быть автоматизированы и осуществляться автоматически.

Сегодня предполагается, что в суперсервисы будут объединены только государственные, муниципальные услуги и сервисы, но впоследствии услуги негосударственного сектора также должны быть включены в состав суперсервисов. «Следует ориентироваться на человека, живущего в едином информационном пространстве и не желающего различать государство и другие организации в решении своих ситуаций» [8]

28 марта 2019 г. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности был утвержден перечень суперсервисов, которые должны быть созданы. В перечне — 25 суперсервисов. Каждый суперсервис представляет собой «жизненную ситуацию», иногда довольно локальную, например, «Оформление европротокола онлайн», иногда очень объемную, например, «Социальная поддержка онлайн». В числе популярных суперсервисов такие, как: «Рождение ребенка», «Пенсия онлайн», «Переезд в другой регион» и другие.

Сегодня ФЗ-210 уже предполагает комплексное предоставление государственных, муниципальных услуг, но в данном случае государственные, муниципальные услуги не подвергаются цифровой трансформации и оптимизации в целях объединения в жизненную ситуацию, что происходит в процессе создания суперсервисов. Конечно, такое преобразование государственных, муниципальных услуг требует нормативно-правового закрепления. Представляется, что значительному преобразованию подвергнутся административные регламенты предоставления государственных, муниципальных услуг.

Кроме того, государстве предстоит пересмотреть нормативно-правовое регулирование электронного предоставления государственных, муниципальных услуг.

В целях перехода к получению государственных, муниципальных услуг следует, во-первых, сделать доступным процесс получения квалифицированной электронной цифровой подписи (далее – электронная подпись), во-вторых, продумать систему, при которой удостоверяющие центры и электронные подписи, выдаваемые ими, буду пользоваться доверием в масштабах всей страны.

В рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» планируется внести изменения в законодательство, которые позволяет регламентировать и контролировать деятельность удостоверяющих центров: повысить планку требований к центрам, скорректировать процедуру получения электронной подписи и усовершенствовать механизмы получения электронных подписей и сделать удобным их использование.

При переходе на электронный документооборот актуальными остаются вопросы хранения электронных документов и их юридическая сила наряду с бумажными эквивалентами, а также создания посредника, который обеспечит функционирование архива электронных документов. Эти вопросы также предполагается решить в ходе реализации федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды».

Защита персональных данных – основное направление деятельности государства на пути реализации суперсервисов и моносервисов.

Как заявляет Паршин Максим Викторович - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, говоря о суперсервисах и моносервисах: «Наша задача — сделать так, чтобы гражданин просто не замечал взаимодействия с государством, а если это все же необходимо — мог решить все в один-два клика» [9].

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179
2. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах»// Собрание законодательства РФ, 28.07.2003, N 30, ст. 3046.
3. Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»// Собрание законодательства РФ, 11.04.2016, N 15, ст. 2084.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»// Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (2 ч.), ст. 6626.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации 25 октября 2005 года № 1789-р «Об утверждении Концепции административной реформы в России в 2006 – 2010 годах»// Собрание законодательства РФ от 2005 г. , N 46 , ст. 4720.
6. Паспорт Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс/ Компания Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/
7. Матрица оценки «цифровой» зрелости государственных и муниципальных услуг // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/matritsa-otsenki-tsifrovoj-zrelosti.pdf
8. Государство как платформа: люди и технологии. М., 2019. 111 с.
9. Краснушкина Н. Государство должно быть незаметным: Интервью с М.А. Паршиным // Коммерсант. 2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3953809.
10. Официальный сайт  Министерствf цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации// URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/854/