Статья:

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Вельц А.Л. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 3(226). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/226/123014 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Вельц Алексей Леонидович
студент, Частное образовательное учреждение высшего образования Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

CRIMINAL-LEGAL CHARACTERISTIC OF VIOLATION OF TRAFFIC RULES AND OPERATION OF VEHICLES

 

Alexey Velts

Student, Private educational institution of higher education Siberian Law University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В статье предлагается рассмотреть вопросы, связанные с пониманием основного непосредственного объекта преступления предусмотренного ст.264 УК РФ, его предмета, признаков объективной стороны, субъекта преступления, а также качества субъективной стороны состава преступления указанной статьи уголовного кодекса.

Abstract. The article proposes to consider issues related to the understanding of the main direct object of the crime provided for by Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation, its subject, signs of the objective side, the subject of the crime, as well as the quality of the subjective side of the corpus delicti of the specified article of the Criminal Code.

 

Ключевые слова: нарушение правил, дорожное движение, дорога, автомобиль, трамвай, другое механическое транспортное средство.

Keywords: violation of the rules, traffic, road, car, tram, other motor vehicle.

 

Одной из главных проблем современного общества в настоящее время признается аварийность на автомобильном транспорте. Президент России Владимир Владимирович Путин в своем выступлении на председательском заседании Государственного совета по безопасности дорожного движения в марте 2016 года сказал: Вся транспортная инфраструктура России. Несмотря на принимаемые государством меры, количество дорожно-транспортных происшествий в России по-прежнему находится на высоком уровне. За последнее десятилетие более 3 миллионов человек получили ранения и 350 тысяч погибли в результате таких происшествий.

Важным аспектом снижения аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения должна стать работа правоохранительных органов по расследованию дорожно-транспортных преступлений.

Однако, несмотря на важность данного вопроса, сотрудники следственных подразделений на местах не всегда умело применяли в своей деятельности, в том числе, Уголовный кодекс Российской Федерации, что не позволяет провести полноценное расследование дорожно-транспортных правонарушений (дорожно-транспортных происшествий). ), что отрицательно сказывается на эффективности судопроизводства.

Эти обстоятельства предопределили актуальность рассматриваемых в данной статье вопросов об уголовно-правовых особенностях несчастных случаев.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ (далее - УК РФ) - общественные отношения и интересы, обеспечивающие безопасные условия движения и эксплуатации транспортных средств, которым в результате их исполнения причинен вред.

При этом под дорожным движением понимается совокупность социальных отношений, возникающих в процессе движения людей и грузов с использованием транспортных средств или без них по дороге. В результате нарушения ПДД совершаются только на дороге. То есть только там, где действуют правила дорожного движения и эксплуатация транспортного средства в их применении.

Таким образом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 25 своего постановления от 9 декабря 2008 г. указал, что: В УК РФ указано, что при погрузке и разгрузке транспортных средств, ремонте, строительстве, производстве дорожных, сельскохозяйственных и иных работ, а также в результате движения автотранспортного средства по бездорожью, не вследствие нарушения правил дорожного движения или эксплуатация транспортного средства, должна квалифицироваться по наступившим последствиям и форме иска в соответствии с соответствующими положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, а также должна предусматривать ответственность за преступления против личности или нарушения правил при производстве работ.

Поэтому при приготовлении того или иного преступления каждый раз, когда к его совершению так или иначе привлекаются автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство, необходимо обеспечить: 1) Был ли он поврежден на улице. 2) было ли оно совершено в результате нарушения правил дорожного движения и манипулирования транспортным средством.

Аналогично под дорогой понимается полоса земли или поверхность искусственного сооружения, оборудованная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств. Дороги включают трамвайные пути, тротуары, обочины и одну или несколько полос, если таковые имеются, с разделенными полосами.

То есть дороги 1) оборудованы и используются.

2) Полоса земли или поверхность искусственного строения, приспособленная и используемая для движения транспортных средств.

Следовательно, использование неосвоенных или непригодных земельных или искусственных поверхностей для движения транспортного средства само по себе не является нарушением правил дорожного движения за совершенное в данном случае поведение.

В русском словаре слово «оснастить» трактуется как «сделать доступным, приспособить, оснастить, усовершенствовать». Слово «пригодный» означает «пригодный для потребления и может быть использован для любых целей». И, наконец, слово «использовать» означает «использовать (использовать) кого-либо, т. е. для некоторых действий найти (найти (найти) использование для кого-либо или чего-либо.

Преступления, о которых идет речь, направлены на автомобили и электромобили.

Или другой автомобиль, согласно которому согласно примечанию 1 к ст. В статье 264 УК РФ речь идет о тракторах, моторизованных дорожно-строительных и других моторизованных транспортных средствах и транспортных средствах, обладающих особыми правами в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, выражается в нарушении лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Соcтав по конструкции объективной стороны является материальным (то есть преступление считается оконченным с момента наступления указанного преступного последствия).

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 25 при исследовании причин создавшейся аварийной обстановки необходимо установить, какие именно пункты Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств нарушены, в чем конкретно выразились эти нарушения и какие из них находятся в причинной связи с наступившими преступны- ми последствиями.

Нарушениями Правил дорожного движения являются:

  • невыполнение водителем, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, своих обязанностей;
  • нарушение правил, регламентирующих начало движения и маневрирования;
  • выполнение разворота в запрещенных местах;
  • несоблюдение дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
  • движение со скоростью, превышающей установленные ограничения;
  • нарушение установленных правил обгона и встречного разъезда;
  • остановка транспортного средства в запрещенных местах;
  • стоянка в запрещенных местах;
  • оставление водителем своего места или транспортного средства без принятия необходимых мер, исключающих самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя;
  • нарушение правил проезда перекрестков;
  • нарушение правил движения через железнодорожные пути;
  • нарушение правил движения по автомагистрали;
  • нарушение правил движения в жилых зонах;
  • нарушение правила, устанавливающего приоритет маршрутных транспортных средств;
  • нарушения правил пользования внешними световыми приборами и световыми сигналами;
  • нарушение правил буксировки механических транспортных средств;
  • нарушение правил учебной езды;
  • нарушение правил перевозки людей;
  • нарушение правил перевозки грузов и др.

К нарушениям правил эксплуатации относится главным образом эксплуатация транспортных средств, имеющих соответствующие неисправности, установленные в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. К ним относятся:

  • неисправности тормозной системы;
  • неисправности рулевого управления;
  • неисправности внешних световых приборов;
  • неисправности стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла;
  • неисправности колес и шин;
  • неисправности двигателя;
  • прочие неисправности и условия, относящиеся к элементам конструкции. Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ,

может иметь место лишь при условии наступления преступных последствий, указанных в этой норме, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 264 УК РФ преступным последствием является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. В ч. 3, 4 статьи установлена ответственность за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а в ч. 5, 6 – смерть двух или более лиц. При этом по смыслу рассматриваемой но мы речь идет о причинении вреда лицам, не имеющим отношения к управлению транспортным средством.

В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два или более человека, действия виновного лица подлежат квалификации по той части ст. 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия.

Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновный несет уголовную ответственность за один эпизод по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является наличие причинной связи между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и наступившими преступными последствиями. Уяснение причинной связи приобретает особую значимость тогда, когда в дорожно-транспортном происшествии, участвовали два или более транспортных средства, водители которых нарушали указанные правила.

В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств были допущены двумя или более участниками дорожно- транспортного происшествия, то содеянное ими влечет уголовную ответственность по ст. 264 УК РФ лишь тогда, когда эти нарушения находятся в причинной связи с наступившими преступными последствиями.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управляющее транспортным средством (лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке; лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспорта и др.), а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двой ным управлением.

Вместе с тем в юридической литературе отмечается, что поскольку обучаемый так же является водителем, он обязан выполнять все требования правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Следовательно, если обучаемый не подчинился инструктору и нарушил Правила дорожного движения, он вполне может быть привлечен к уголовной ответственности по соответствующим частям ст. 264 УК РФ, при условии, конечно, наступления предусмотренных в них преступных последствий.

Субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ является лицо, находящееся в состоянии опьянения.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ характеризуется неосторожной виной в виде:

  1. легкомыслия, когда лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, предвидит возможность наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение;
  2. небрежности, когда лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, не предвидит возможности наступления указанных в ст. 264 УК РФ преступных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Само нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств может быть совершено и умышленно, однако отношение к наступившим преступным последствиям этого нарушения всегда будет являться неосторожным.

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности.

Следует также отметить, что с 01 июля 2015 г. в УК РФ начала действовать новая ст. 264.1, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.

В соответствии с диспозицией данной нормы преступлением является управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4 или 6 ст. 264 либо ст. 264.1 УК РФ.

Согласно примечанию 2 к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Заседание президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения от 14.03.2016 г. // Стенограммы // События // Официальный сайт Президента России // : [сайт]. – [2016]. – URL : http://www.kremlin.ru/ [18.03.2016].
2. О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.). Ст. 2 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»: [сайт]. – [1997-2015]. – URL : http://www.consultant.ru/ [18.03.2016].
3. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного дви- жения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хи- щения : постановление Пле-нума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 25 (в ред. от 23.12.2010 г.). П. 4 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» : [сайт]. – [1997-2015].– URL : http://www.consultant.ru/ [18.03.2016].
4. Большой толковый словарь // Проверка слова // Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: [сайт]. – [2000-2015]. – URL : http://www.gramota.ru/ [18.03.2016].
5. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») : постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 (в ред. от 21.01.2016 г.). П. 1.2 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» : [сайт]. – [1997-2015]. – URL: http://www.consultant.ru/ [18.03.2016].
6. О безопасности дорожного движения : федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.). Ст. 25. Ч. 1 // Официальный сайт ком-пании «КонсультантПлюс» : [сайт]. – [1997-2015]. – URL : http://www.consultant.ru/ [18.03.2016].
7. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного дви- жения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хи- щения : постановление Пле-нума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 25 (в ред. от 23.12.2010 г.). П. 3, 5 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» : [сайт]. – [1997- 2015]. – URL : http://www.consultant.ru/ [18.03.2016].