Статья:

Проблема соотношения работающих граждан и пенсионеров в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Алиева Д.Р. Проблема соотношения работающих граждан и пенсионеров в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 31(124). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/124/77756 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема соотношения работающих граждан и пенсионеров в Российской Федерации

Алиева Джамиля Рагифовна
студент, Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. В данной статье повествуется о ключевой проблеме соотношения трудоустройства граждан и пенсионеров, в частности анализируется нехватка рабочих мест для граждан среднего возраста, ввиду плотной занятности пенсионеров.

 

Ключевые слова: трудоустройство, пенсионеры, граждане, соотношение.

 

Результаты анализа статистических данных о российском рынке труда, занятости и заработной плате, а также особенности российской пенсионной системы позволяют сделать ряд важных выводов.

Во-первых, уровень жизни большинства российских пенсионеров не соответствует их потребностям, поскольку пенсионная система России ориентирована на достижение минимального жизненного уровня. [2]

Во-вторых, установленное российским законодательством регулирование функционирования пенсионной системы часто нарушается регулирующими органами без согласования с хозяйствующими субъектами и гражданами - участниками пенсионной системы, что не позволяет будущим пенсионерам чувствовать себя защищенными при выходе на пенсию.

По этой причине граждане пенсионного возраста не стремятся к выходу на пенсию даже по достижении пенсионного возраста. [3]

Это подтверждают темпы роста числа работающих пенсионеров (которые платят налоги, в том числе страховые отчисления в Пенсионный фонд России и негосударственные пенсионные фонды).

В-третьих, необходимо создавать для пенсионеров социально-комфортные условия, противодействовать психологическим проблемам пожилых людей, их ощущению "бесполезности" для общества. [4]

Пенсионное обеспечение граждан является важнейшей составляющей социальной политики любого государства, Россия не является исключением, поскольку право на социальное обеспечение закреплено в международных законах, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. [2]

Реформирование российской пенсионной системы, основанное на принципе "солидарности поколений" (пенсии выплачиваются за счет пенсионных взносов работающих граждан), было начато в 2002 году. Накопительная часть трудовой пенсии была введена для определенной возрастной группы граждан России (в ней участвуют женщины и мужчины 1967 года рождения и моложе) и введена в обязательном порядке. Концепция пенсионной системы характеризовалась рядом нововведений для российской экономики:

  • Cоздание пенсионных учреждений в форме законодательных и нормативных актов; органов управления пенсионной системой - Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), Минфина и Минтруда и социальной защиты населения; а также пенсионных финансовых учреждений - Пенсионного фонда России (ПФР) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ);
  • Создание системы инвестирования пенсионных средств на финансовом рынке через негосударственные пенсионные фонды;
  • Создание негосударственной пенсионной системы формирования корпоративных (добровольных) пенсий. [5]

Реформа имела следующие предпосылки: демографический фактор (увеличение продолжительности жизни и снижение рождаемости); необходимость установления зависимости уровня пенсии от доходов, что требует использования гражданином уникальных знаний и навыков, т.е. устранение эгалитарного характера государственной пенсионной системы; необходимость снижения зависимости обязательств государства по социальному обеспечению от социальных выплат. [1]

Целью реформирования пенсионной системы России было повышение экономических возможностей граждан при выходе на пенсию за счет накоплений, сделанных в период активного трудового стажа, а также сокращение объема государственных обязательств перед престарелыми.

Сам факт проблемы стечения обстоятельств отсутствия рабочих мест для граждан ввиду плотной трудовой деятельности пенсионеров обоснован необходимостью опыта, стажа и квалификации при найме более молодых сотрудников, напротив тогда как у пенсионеров этот опыт уже есть и далеко не малый. Безусловно следует отдавать предпочтение и молодому поколению, среднему возрастному звену, но опять же опираясь на массу возникающих аспектов на фоне социальных проблем и пенсионной реформы в том числе, пенсионеры продолжают активную трудовую деятельность.

Крайне важно найти компромисс между двумя поколениями молодым и пожилым, с целью урегулирования процентного соотношения работающих граждан и пенсионеров.

Годами ранее количество работающей молодежи превышало количество занятых пенсионеров ввиду значимости аспекта выплаты пенсий и социальном обеспечении пенсионеров. Ныне же в современное время, пенсионеры на фоне происходящей пенсионной реформы будут вынуждены продолжать свою деятельность при имеющейся у них возможности, безусловно со всеми вытекающими на то правами законодательства Российской Федерации. [6]

Анализ показал достаточно низкий уровень финансовой защищенности российских пенсионеров и не слишком высокий уровень государственной социальной поддержки, однако следует учитывать и некоторые другие факторы, влияющие на поддержание достойного образа жизни пожилых людей: [2]

Любой человек должен осознавать свою "полезность" для общества;

  • люди старшего возраста накопили большой объем знаний, у них есть инструменты для реализации этих знаний на практике, и они должны использовать этот потенциал;
  • коммуникация с другими возрастными группами населения не позволяет им сосредоточиться только на своих проблемах, а, напротив, расширяет их горизонты и способствует социализации.

Таким образом, при анализе проблем пенсионеров необходимо применять дифференцированный подход к их решению, учитывая не только экономические показатели, но и менталитет общества, сферу деятельности пенсионеров, их квалификацию и накопленный опыт. Государственная социальная поддержка должна учитывать эти факторы при создании рабочих мест, в том числе для пенсионеров, с целью создания условий для того, чтобы пожилые люди могли продолжать приносить пользу обществу. Поэтому Правительство Российской Федерации ставит перед собой следующие задачи на ближайшую перспективу:

  • Развивать и совершенствовать систему обязательной накопительной пенсии в связи с небольшими доходами российских граждан, которые не позволяют им накапливать значительные накопления;
  • Разработать и предложить оптимальные механизмы и инструменты инвестирования для граждан с целью создания дополнительных источников дохода;
  • Улучшение социальной поддержки граждан, в том числе путем создания рабочих мест, позволяющих использовать опыт и знания пенсионеров в таких областях, как образование и профессиональная подготовка, уход за больными и немощными и др. [6]
  • Обеспечение доверия граждан России к пенсионной системе путем создания предсказуемых правил ее совершенствования.

На нынешнем этапе реализации пенсионной системы России отсутствует Концепция развития пенсионной системы.

Основным документом, регулирующим совершенствование пенсионной системы, является "Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации на период до 2030 г.", разработанная на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 [1]"О мерах по реализации государственной социальной политики" и ряда нормативных документов, законодательно закрепивших установленные Правительством нормы, такие как повышенный пенсионный возраст и т.д. Однако эти документы не могут быть отнесены к Концепции развития, поскольку в них отсутствуют конкретные задачи. [2]

Многие пожилые люди в России полагаются на семейную поддержку при выходе на пенсию. В России сохраняется патриархальная семейная система, когда бабушки и дедушки помогают воспитывать внуков. Это связано как с экономическими причинами (экономия на найме няни, неразвитая привычка ходить куда-нибудь поесть и т.д.), так и с проблемой проведения досуга с ребенком (длительные 3-месячные летние каникулы в школе требуют организации праздников для детей и подростков.

Именно бабушки и дедушки ухаживают за внуками, так как родители находятся на работе, а дети не ходят в школу и остаются одни).

Это позволяет многим российским пенсионерам осознать "функцию необходимости" для своей семьи и общества в целом.

Зачастую именно это мотивирует выход на пенсию по достижении пенсионного возраста, особенно среди женщин.

Однако текущие экономические и социальные изменения, такие как уменьшение размера семьи, увеличение продолжительности жизни и растущая незащищенность на рынке труда, сокращают возможности для экономической поддержки, традиционно предоставляемой семьями своим пожилым родственникам.

Поэтому системы социального обеспечения, существующие в западных странах, сегодня берут на себя ответственность за обеспечение экономической безопасности пожилых людей. [1]

Главная задача на сегодняшний день – это вопрос урегулирования дисбаланса занятости населения среди молодых граждан и пожилых. Возможно повышение социальных выплат, пособий и пересмотр льгот в адрес пожилых граждан Российской Федерации (или же просто, достойная выплата пенсии по старости) позволит стабилизировать обстановку на рынке занятости и впоследствии обеспечить трудовые места для молодого поколения.  [7]

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
3. Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государ-ственных служащих. Научно-практическое пособие. — М: Проспект. 2017. 416 с.
4. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социально-го обеспечения. — М: Проспект, 2017. 238 с.
5. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
6. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспе-чения. Учебник и практикум для вузов. — М: Юрайт, 2019. 428 с.
7. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на со-циальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
8. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социаль-ного обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с.
9. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М:
10. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриа-та. — М: Юрайт, 2019. 188 с.