Аспекты совершенствования деятельности службы судебных приставов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Аспекты совершенствования деятельности службы судебных приставов
ASPECTS OF IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE BAILIFF SERVICE
Stanislav Nikulin
Student Vyatka state University, Russia, Kirov
Аннотация. В статье анализируются особенности деятельности службы судебных приставов, отмечается проблематика в системе их функционирования, предлагаются направления совершенствования. Подводятся общие выводы по вопросу.
Abstract. The article analyzes the features of the bailiff service, notes the problems in the system of their functioning, and suggests areas for improvement. General conclusions on the issue are summarized.
Ключевые слова: служба судебных приставов, направления деятельности, совершенствование деятельности.
Keywords: bailiff service, directions of activity, improvement of activity.
Служба судебных приставов, являясь разновидностью государственной службы, находится под особым вниманием как органов власти, так и общества в целом, а от качества и эффективности работы этой службы напрямую зависит состояние законности и правопорядка в стране.
В ходе реформирования органов исполнительной власти произошло разделение функций управления общественными отношениями, оказания определенных услуг и контроля. Функции управления переданы министерствам, оказания услуг - федеральным агентствам, а контроля -федеральным службам. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 была создана Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП РФ). [5, с. 115] ФССП РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов и актов других органов, а также обеспечению установленного порядка деятельности судов, и подведомственна Минюсту России. Основными задачами службы являются обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП РФ [6, с. 33]. Административная реформа установила двойное подчинение ФССП РФ - Президенту и Министерству юстиции РФ, что может препятствовать оперативному решению организационно-правовых вопросов в деятельности службы.
ФССП РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законом РФ. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В связи с созданием в структуре ФССП РФ подразделений по осуществлению дознания и административной практики можно говорить о появлении новой категории судебных приставов: судебных приставов-дознавателей, осуществляющих деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства.
В связи с возложением на службу судебных приставов функции по осуществлению дознания и административной практики, создан механизм обеспечения исполнения судебных решений в рамках уголовно-процессуального законодательства.
Некоторые авторы предлагают введение института участковых судебных приставов, что сделает организацию ФССП РФ более гибкой, а деятельность в регионах - более оперативной.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.
В настоящее время ФССП России наиболее тесно взаимодействует с различными правоохранительными органами (подразделения полиции, налоговые и таможенные органы) по следующим направлениям [4, с. 108]:
- принудительное исполнение судебных решений, в том числе связанных с взысканиями имущественного характера;
- направление соответствующим органам и организациям предписаний, исполнение которых необходимо для принудительного исполнения судебных актов и обеспечения установленного порядка деятельности судов;
- истребование документов, необходимых для принудительного исполнения судебных актов.
Так, например, сотрудники органов внутренних дел обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 62 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Органами внутренних дел осуществляется также исполнение постановлений судебных приставов об объявлении розыска ребенка или должника. При этом следует отметить, что судебные приставы-исполнители, наделенные правом применения различных мер принуждения, фактически не имеют надежных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, предусмотренных для правоохранительных органов, хотя работа в ФССП РФ в значительной степени сопряжена с угрозами для жизни и здоровья ее сотрудников. В настоящее время система правоохранительных органов до конца не сформирована, и вопрос закрепления статуса правоохранительного органа за Федеральной службой судебных приставов остается открытым [3, с. 46].
Отнесение данной службы к правоохранительным органам даст возможность законно использовать новые механизмы и возможности применения мер воздействия в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений. Среди таких возможностей можно предусмотреть наделение ФССП России полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим считаем, что назрела необходимость усовершенствования статуса судебных приставов и перевод их в категорию правоохранителей. При этом в рамках нового статуса они должны получить материальные и социальные гарантии, аналогичные гарантиям сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и ряда других служб.
Сегодня в процессе осуществления исполнительного производства существенное внимание уделяется использованию электронных ресурсов. Обратиться в ФССП РФ и ее территориальные органы можно через сеть «Интернет», также действует телефон доверия. Внедряется практика обмена информацией в электронном виде с кредитными организациями, задолженность по исполнительному производству можно оплатить с помощью электронных платежных систем КиВи, Город, Веб-мани. Обмен информацией по запросам судебных приставов-исполнителей, постановлений о наложении обременения на имущество должника между ФССП России, МВД России, Росреестром, ФНС России и другими государственными органами осуществляется в электронном виде. Введение электронного документооборота и обмена информацией между приставом и другими организациями существенно повышает эффективность исполнения судебных актов. По нашему мнению, служба судебных приставов-исполнителей должна оставаться государственной и выступать в качестве единственного органа принудительного исполнения. Только при такой организации исполнения судебных решений возможно соблюдение процессуальных гарантий прав участников исполнительного производства. При введении в России частноправовой системы исполнения возможна активизация деятельности преступных группировок, повышение коррупционной составляющей. Осуществление исполнительных действий частными приставами поставит вопрос о способах получения ими информации о должнике и его имуществе. Потребуются гарантии соблюдения конституционных прав неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, сохранения коммерческой и банковской тайны. Таким образом, в осуществление принудительного исполнения судебных актов включены все структурные подразделения ФССП России. С целью повышения эффективности исполнения судебных решений необходимо привести ФЗ «О судебных приставах» в соответствие с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», введя для лиц, претендующих на должность судебного пристава-исполнителя, квалификационные требования наличия высшего юридического образования и стажа работы по специальности.
Отнесение ФССП России к правоохранительным органам расширит круг применения мер воздействия в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений. При этом в рамках нового статуса сотрудники должны получить дополнительные социальные гарантии. Служба судебных приставов-исполнителей должна оставаться государственной и выступать в качестве единственного органа принудительного исполнения.