Статья:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нурматова А.Н. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 23(202). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/202/115206 (дата обращения: 12.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Нурматова Ангелина Николаевна
студент кафедры административно-правовых и финансово-правовых дисциплин Института Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва
Беляева Ая Абдильманатовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, кафедра административно-правовых и финансово-правовых дисциплин Московско-Финансового университета МФЮА, РФ, г. Москва

 

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CIVIL SERVICE

 

Angelina Nurmatova

Student at the Department of Administrative Law and Financial and Legal Disciplines, Institute of Finance and Law, Moscow University of Finance and Law, Russia, Moscow

Aya Belyaeva

Ph.D. in Law, Department of Administrative-Legal and Financial-Legal Disciplines D. in Law, Department of Administrative-Legal and Financial-Legal Disciplines, Moscow University of Finance and Law, Russia, Moscow

 

Аннотация. Государственная служба представляет собой неотъемлемый атрибут общества и государства. Правовое положение  работника государственной службы видится как особенный статус гражданина, который наделен законодательно закрепленными правами и обязанностями.

Актуальность данного вопроса  заключается в том, что произошедшие перемены в последние десятилетия внутри страны, так и на международной арене, изменили роль России в мировом сообществе и в большой мере повлияли на  работу института государственной службы.  Государственная служба  приобрела новые черты и содержание, следовательно, возросли требования, предъявляемые к гражданам, приходящим на государственную службу, в содержание правового положения  государственных служащих  внесены изменения. Все большее значение на государственной службе приобретают профессионализм, физиологическое и психическое здоровье, и их сознательное желание проходить в те или иные государственные и властные структуры. 

Все эти изменения и события повлекли не только совершенствование деятельности и правового положения государственных служащих, но и проблемы, которые и сегодня имеют место быть.

На протяжении многих лет менялось законодательство и менялось положение государственного служащего.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы  правового регулирования деятельности государственных служащих Российской Федерации. Вопрос о становлении  государственной службы и ее нормативно-правовое регулирование вызывает интерес и значимость.

Abstract. Public service is an integral attribute of society and the State. The legal status of a civil service employee is seen as a special status of a citizen who is endowed with legally fixed rights and obligations. The relevance of this issue lies in the fact that the changes that have taken place in recent decades within the country and in the international arena have changed the role of Russia in the world community and have greatly influenced the work of the institute of public service. The civil service has acquired new features and content, therefore, the requirements for citizens entering the civil service have increased, changes have been made to the content of the legal status of civil servants. Professionalism, physiological and mental health, and their conscious desire to enter certain state and government structures are becoming increasingly important in the public service. All these changes and events have led not only to the improvement of the activities and legal status of civil servants, but also to problems that still exist today. Over the years, legislation has changed and the position of a civil servant has changed. In these conditions, the issues of legal regulation of the activities of civil servants of the Russian Federation are of particular relevance. The question of the formation of the civil service and its regulatory regulation is of interest and importance.

 

Ключевые слова: государственная служба, нормативно-правовое регулирование, правовое статус, правовое положение.

Keywords: civil service, legal regulation, legal status, legal status.

 

Развитие государственной службы, согласно развитию правовой истории и государственности, началась в IX - XI веках в Киевской Руси.

Тогда княжеское хозяйство   было под руководством тиунов и старост и эти управляющие относились категории холопов (рабов), то есть были зависимы. Позднее они получили под управление отрасли княжеского (государственного) хозяйства [6, с.142].

Княжеские дружины стояли на государственной службе, потому как у князя был статус  или правовое положение первый среди других.

В период с XII по XV вв. началось активно развиваться направление государственной службы.

Новая государственность строилась на основе новых отношений, служивые люди (дворяне) уходили на гражданскую службу.

Служили и слуги, которые получали содержание.

К XV в. феодальные привилегии и иммунитеты сокращались при этом придворные чины выстраивались в иерархию: окольничий, дворецкий, казначей, а также чины думных дьяков и дворян.

В середине XVI в.  началась первая попытка уравнять понятия вотчины или феодального землевладения и поместья или служивого землевладения.

Порядок государственной службы стал единым, то есть число выставляемых вооруженных людей не зависело от формы землевладения.

Реформы Петра, который занял престо России продолжил работу по реформированию государственного аппарата и конкретно по изменению правил деятельности государственных служащих.

Петр I установил для дворян обязательную службу в целях предпринимаемых им преобразований.

Указ 1714 г.  о единонаследии  позволил внести  изменения в правовой статус дворянского сословия, дети  могли поступать на гражданскую или военную службу за жалование.

Табель о рангах 1722 г.  продолжил указ о единонаследии имел свои особенности, который утверждал, что продвижение по службе можно достичь только при помощи своих профессиональных качеств, личной преданности и выслуги.

Регламентировались сроки службы в конкретных чинах, с присвоением чинов [7, с.143].

Для регулирования службы присутствуют соответствующие законодательные акты, можно отметить такие как воинский устав, Генеральный регламент 1720 г., а также 7 регламентов разных коллегий, от которых зависит общая структура, статус и сфера деятельности государственных учреждений.

В период правления Екатерины II продолжалась доработка системы государственного управления и государственной службы в том числе, повелась губернская реформа и некоторые реформы государственных органов.

Манифест Петра III 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» и затем последующий указ по дворянским вольностям, который издала Екатерина II.

По этим двум указам дворянство больше не обязывалось призываться к военной и гражданской службе.

В первой половине XIX века реформа государственного управления вышла на новый этап преобразований.

В 1809 г. М.М. Сперанский разработал   указ, по которому для занятия государственной должности служащему нужно   было сдавать экзамен.

В 1832 г. был принят «Устав о службе гражданской» [7, с.144]., в 1834 г. - «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», а в 1845 г. появляются изменения в Табели о рангах.

За XIX век были разработаны и утверждены положения о государственной службе, которые частично раскрывали ее предназначение, цели и функции, например, утверждены положения о запрете использования родственных связей на службе, устанавливались правила и нормы образа жизни, вводились запреты на некоторые виды деятельности и т.д.

В России до 1917 г. имела  проработанное законодательство по государственной службе, да были еще недоработки, но следует принимать во внимание и политические и экономические особенности того времени [10, с.45-47].

Советская власть кардинально изменило все, что было выработана и принято.

В первую очередь, все законодательство, которое регулировало государственную службу было отменено.

Одной из причин было новое видение сущности, деятельности государственной власти.

В дальнейшем, при советской власти так и не был принят новый на то время действующий закон о государственной службе. Изменения коснулись лишь органов МВД.

За службу и свою деятельность в государственных органах несли ответственность лишь некоторые подзаконные акты.

Несколько указов ввели  систему классных чинов и рангов в нескольких отраслях это было отражено в  декрете СНК РСФСР 1922 г. «Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях», в 1967 г. Госкомитетом труда была утверждена Единая номенклатура должностей служащих и некоторые другие акты [1].

И только к концу 80-х годов необходимость принятия Закона о государственной службе стала необходимой.

В дальнейшем в законодательство вносились новые указы, законы, коррективы, в начале XXI века были приняты важные нормативно - правовые документы, которые касались системы государственного управления и в частности государственной службы.

ФЗ от 25.07.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной гражданской службе» [2] и от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] и ряд других законодательных актов, которые вводили  и упраздняли  отдельные разновидности государственной службы.

Также была принята федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации», которая реализована в 2009-2013 г.

Целью данной программы было создание целостной системы государственной службы.

Таким образом, государственную службу можно представить, как работу профессионалов, которые исполняют полномочия государственной власти.

Впервые сформулированы определение понятия «государственная служба» в ФЗ от 31 июля 1995 г. №    119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», в настоящее время закон утратил силу.

Там было прописано, что государственная служба рассматривалась  как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственного  органа.

Далее, государственная служба определяется в качестве профессиональной служебной деятельности граждан, но были внесены и ограничения,  ст. 14 изначальной редакции ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4]  прямо  говорила, что  иностранным гражданам запрещается находиться на государственной службе.

Затем законом вводится разрешение, чтобы на государственную службу могли приходить иностранные лица - ФЗ от 11.11.2003 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[5].

Сегодня вся государственная служба и ее деятельность направлена на совершенствование аппарата государственного управления, и вся ее деятельность носит прозрачный характер, на прозрачность несколько раз делал акцент Президент РФ В.В. Путин.

 

Список литературы:
1. Декрет СНК РСФСР от 21.12.1922 (с изм. от 06.06.1924) "Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях" (утратил силу)
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2020, вступают в силу 02.07.2021) О системе государственной службы Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2063
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021, вступают в силу 01.01.2022) О государственной гражданской службе Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215
4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 01.04.2022, вступают в силу 01.07.2022) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3032
5. Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ (ред. от 16.04.2022, вступают в силу 27.04.2022) О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 22 ст. 3089
6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. Изд. 2-е, доп. М.: Изд-во РАГС, 2018. С. 142
7. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. Изд. 2-е, доп. М.: Изд-во РАГС, 2018. С. 143
8. Комков Д.Е.  Эволюция государственной службы России// Новый университет. 2021 №11. С. 45-47
9. Какимжанов, М.Т. Государственная служба в России: история и современность / М.Т. Какимжанов // История государства и права. - 2019. - № 9. - С. 20-24.
10. Комков Д.Е.  Эволюция государственной службы России// Новый университет. 2021 №11. С. 45-47