РОЛЬ РАО (РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО) В ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
РОЛЬ РАО (РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО) В ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
THE ROLE OF RAO (RUSSIAN AUTHORS' SOCIETY) IN THE PROTECTION OF COPYRIGHT ON THE INTERNET
Valeria Beloglazova
Master's Student, Department of Civil Law and Procedure, Pskov State University, Russia, Pskov
Vladimir Shaposhnikov
Scientific supervisor, сandidate of Law, аssociate professor Pskov State University, Russia, Pskov
Аннотация. В статье обоснована необходимость прямого участия РАО в создании правового механизма защиты авторских прав в сети интернет. Автор связывает это с тем, что именно РАО аккумулирует правовую практику по спорам о защите авторских прав, в том числе в сети интернет и именно общество может стать разработчиком необходимых правовых норм для их последующего внесения в российское законодательство.
Abstract. The article substantiates the need for RAO's direct participation in the creation of a legal mechanism for copyright protection on the Internet. The author attributes this to the fact that it is RAO that accumulates legal practice on copyright protection disputes, including on the Internet, and it is the company that can become the developer of the necessary legal norms for their subsequent introduction into Russian legislation.
Ключевые слова: авторские права, авторские права в интернете, защита авторских прав, система защиты авторских прав, общественная организация, Российское авторское общество, депонирование, верификация, правообладатель.
Keywords: copyright, copyright on the internet, copyright protection, copyright protection system, public organization, Russian copyright society, deposit, verification, copyright holder.
Актуальность отношений, связанных с защитой авторских прав, в целом, и авторских прав в интернете, не вызывает сомнений. Заместитель Председателя Правительства России Д. Чернышенко в выступлении на 12-ом Российском форуме по управлению интернетом отметил, что «Россия занимает шестое место среди стран-лидеров по доступности интернета. Сегодня в нашей стране насчитывается около 130 млн. интернет-пользователей – это практически 90 % населения» [8]. Данный факт влияет на увеличение использования в интернете авторских прав. При этом увеличение использования интернета, при несовершенстве законодательства, порождает уязвимость авторских прав.
Приведенные доводы подтверждает судебная практика (см. таблицу). Так, только в 2020 году в суды первой инстанции России поступило 577 исков о защите авторских прав
[12], из которых 247 исков суды удовлетворили полностью и 134 частично. В 2021 году таких исков было подано 989, из них удовлетворено полностью 626, частично – 218 [13]. В 2022 году истцы подали 1071 иск о защите своих авторских прав, из них суды удовлетворили полностью 635 и 313 частично [14]. В указанное количество входят также иски о защите авторских прав в интернете.
Таблица.
Статистика судебной практики по спорам о защите авторских прав, 2020- 2022 годы, единиц
Показатель/год |
2020 |
2021 |
2022 |
Поступило исков о защите авторских прав в суды общей юрисдикции в первой инстанции, единиц |
577 |
989 (+ 71,4 % в сравнении с предыдущим годом) |
1071 (+ 8,3 % в сравнении с предыдущим годом) |
Всего удовлетворено исков, единиц, из них: |
381 (66 %) |
844 (85 %) |
948 (88 %) |
- удовлетворено полностью |
247 |
626 |
635 |
- удовлетворено частично |
134 |
218 |
313 |
Рисунок 1. Гистограмма. Статистика судебной практики по спорам о защите авторских прав, 2020-2022 годы, единиц
|
Поступило исков |
Всего удовлетворено исков, единиц, |
2020 |
577 |
381 |
2021 |
989 |
844 |
2022 |
1071 |
948 |
Данные таблицы и гистограммы показывают ежегодный рост количества исков о защите авторских прав, в целом. Причем нужно отметить, что основная часть исков судами не просто удовлетворяется, но ежегодно также увеличивается количество удовлетворенных исков от общего числа поступивших в суды общей инстанции исков данной категории. Это значит, что присутствуют реальные многочисленные нарушения авторских прав.
Появление новых цифровых технологий, а также повсеместное развитие интернет- сети уже стали частью общества. Как указывалось, адаптация института авторского права к меняющимся условиям цифровой среды представляет собой проблему. Связано это еще и с
тем, что «правообладатели требуют обеспечения эффективной защиты авторских прав в цифровой среде, с тем, чтобы общество пользователей сети Интернет не угрожало их полномочиям» [5, с. 88]. При этом справедливое желание авторов признавать результаты собственной интеллектуальной деятельности, осуществлять контроль за доступом к произведениям, а также получать от использования произведений доход остается.
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» [2] заметно усилил меры борьбы с так называемым пиратством в интернете, но практика показывает, что этого недостаточно.
Часть 1 статьи 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее – ГК РФ) говорит, что авторские права – это «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства». К их видам ГК РФ относит следующие права – авторства, на имя, на произведение и его обнародование, на неприкосновенность произведения. Часть 3 этой статьи говорит, что в отдельных ситуациях автору принадлежат также иные права, включающие, в первую очередь, право на вознаграждение за служебное произведение, право следования и право автора на отзыв, и так далее.
Объектов авторских прав, размещаемых в интернете, много – это, например, тексты и изображения, программы, фото, рисунки, песни, видеоролики, дизайны сайтов, базы данных, и много еще иных объектов, поскольку все они, согласно статье 1225 ГК РФ относятся к интеллектуальной собственности.
Сложность адекватного нормативно-правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью в сети Интернет, продиктована также и одним из признаков Интернета – «его действие вне рамок границ государства» [6, с. 14-15]. Исходя из этого, возникает проблема отсутствия единого законодательства в области регулирования данной сферы, поскольку у каждого государства собственный подход в решении данной проблемы.
Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (далее – РАО) представляет собой негосударственную организацию, основанную на некоммерческом интересе авторами и другими правообладателями с целью коллективной реализации управления авторскими правами. Создана в организационно-правовой форме общественной организации.
Вся история РАО показывает, что организация всегда содействовала стимулированию творчества, а также развитию культуры и образования, и искусства. Важным направлением РАО всегда было обеспечение авторов возможностью получать выгоду от применения их произведений. Кроме того, исторически РАО добивалось достичь баланса между авторскими правами и общественными интересами.
История появления РАО в его настоящем виде началась в октябре 1874 года, когда было создано первое в России авторское общество – «Общество русских драматических писателей». Целью данного общества стала защиты материальных интересов драматургов в случаях, когда их пьесы исполнялись публично театрами Российской империи. Общество обязывало театры выплачивать драматургам авторское вознаграждение. Нужно сказать, что и в период Российской Империи, и в период СССР общество неоднократно изменяло свое название, но, не изменяя при этом цели существования.
В августе 1993 года на основании Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» [4] авторами, а также их наследниками было создано РАО в виде общественной организации [10]. Все решения, связанные с деятельностью РАО, принимает его Авторский Совет.
Как говорится на официальной странице РАО, оно является преемником существовавших ранее в России «организаций по коллективному управлению правами в сфере интеллектуальной собственности» [10]. Основной функцией РАО является сбор и распределение, и последующая выплата вознаграждения авторам за разные способы использования авторских произведений. В свою очередь, основная задача РАО – коллективное управление авторскими правами в ситуациях, когда их индивидуальное осуществление затруднительно.
РАО представляет на сегодняшний день 26000 российских авторов и 2000000 зарубежных авторов, заключая с ними авторские договоры, договоры о представительстве с такими же зарубежными организациями в 78 странах, а также на основании государственной аккредитации [10].
Нужно сказать и о судебной поддержке авторов РАО. Так, РАО активно защищает права авторов, представляя их интересы в судах, а также осуществляя разъяснения пользователям о нормах авторского права с целью предупреждения нарушения авторских прав.
Так, ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к АО «Первый канал» об установлении запрета на совершение действий по неправомерному использованию музыкального произведения «Зимушка-Зима», о возложении обязанности на АО прекратить его неправомерное использование посредством удаления материалов, содержащих музыкальное произведение, включая интернет, о взыскании в пользу каждого судебной неустойки в размере 1000 рублей за каждый день просрочки исполнения обязанности АО прекратить неправомерное использование, о взыскании компенсации в 250000 рублей в пользу каждого, то есть ФИО1 и ФИО2.
ФИО1 – автор произведения «Зимушка-Зима», которое включено в сборник песен «Житье-бытье», зарегистрированный по отдельному заявлению ФИО1 в реестре РАО 17.01.2006 № 9526. 20.12.2006 между ФИО1 (лицензиар) и ФИО2 (лицензиат) был заключен лицензионный договор, исходя из которого лицензиар дал право лицензиату использовать произведение «Зимушка-Зима» определенными способами.
08.01.2021 в эфире АО «Первый канал» в процессе трансляции телепередачи, было использовано произведение «Зимушка-Зима». Кроме того, выпуск телепередачи размещен на официальном сайте АО «Первый канал» в интернете.
За использование произведения в составе телепрограммы, АО «Первый канал», как пользователь выплатило РАО вознаграждение, отказав в выплате за использование АО «Первый канал» произведения в свободном доступе. АО «Первый канал» и суды исходили из позиции, что имело место не публичное исполнение, а сообщение произведения в эфир или по кабелю, но не использование произведения при создании сложного объекта и его последующее сообщение в эфир. Судебная коллегия вернула дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции [9].
РАО не только формирует судебную практику, связанную с защитой авторских прав, но также именно этой организацией были разработаны минимальные ставки вознаграждений авторам за их произведения, что следует из отдельных актов Правительства России, например, из Постановления Правительства Российской Федерации «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» [3].
РАО ведет специальные реестры – базы данных, содержащие информацию о правообладателях и о правах, которые были переданы в управление РАО. Кроме того, реестры включают произведения, которые размещены на странице РАО в интернете.
Существует два вида реестров РАО – это реестр российских правообладателей и, соответственно, реестр зарубежных правообладателей. Он существует в электронной форме, через которую на сайте РАО можно проверить входит ли в реестр конкретное произведение или автор.
Противоречие в защите авторских прав, в том числе в интернете, состоит в том, что авторы совершенно справедливо желают получить прибыль от использования собственного произведения в сети, тогда как пользователи хотят получить его бесплатно – «в основе данного конфликта лежит удешевление технологии копирования и распространения информации» [7, с. 6]. Невозможно полностью проконтролировать доступ к использованию, например, к скачиванию файлов в интернете. Это значит, что любой пользователь может именно на неправомерной основе предоставить иным лицам доступ к чужим произведениям, нарушив авторское право.
Проблемой также является несовершенство законодательства. Так, например, законодатель, а значит, и правоприменитель, часто оперируют термином «цифровая среда». При этом данный термин до сих пор не раскрыт в смысле защиты авторских прав. Помимо этого, законодатель и правоприменители рассматривают новые, не получившие законодательного оформления направления охраны авторского права, например, речь идет о цифровых интеллектуальных услугах, о мобильном телевидении, о цифровом интерактивном вещании, о файлообменных компьютерных сетях, и так далее.
Здесь необходимо остановиться на еще одном вопросе. Исходя из государственной аккредитации, до 2018 года РАО заключало договоры об авторском вознаграждении и лицензионные договоры, например, с концертными залами, с театрами, с ресторанами и магазинами, и так далее. С июня 2018 года РАО не оказывает услуги по депонированию объектов авторского права [11]. Данные права РАО были переданы его партнерам, то есть сервисам, которые специализируются именно на онлайн-регистрации авторского права. Данные сервисы позволяют реализовать нужные действия, направленные на депонирование итогов интеллектуальной деятельности с выдачей соответствующего свидетельства правообладателю.
Важно, что сертификаты на те объекты, которые были задепонированы самим РАО до июня 2018 года, продолжают действовать, а материалы по этим объектам по запросу выдает, как само РАО, так и сервисы-партнеры.
Причиной такого решения стали отсутствие внедрения РАО новой системы регистрации авторских прав, а также совершенствование данной системы с учетом требований международного права, с учетом необходимости поиска новых процедур по экспертизе объектов, размещаемых в интернет-пространстве, с учетом поиска правомерного публичного доступа к авторским объектам в интернете, и с решением иных вопросов, которые также требуют надлежащего правового обеспечения потребностей авторов в защите их прав. По факту РАО не предприняло никаких усилий для развития своего сервиса и структуры, то есть система регистрации авторских прав не изменялась много лет – действовал заявочный порядок, при котором не существовало верификации авторов и проверки правообладателей. Это значит, что авторские свидетельства РАО выдавал автоматически просто по факту подачи соответствующего заявления. Такое положение привело к появлению множества недобросовестных регистраций, при которых граждане, например, регистрировали чужие объекты, включая объекты зарубежного происхождения, с последующей инициацией судебных процессов против тех, кто являлся реальным владельцем объектов.
По причине многочисленности судебных споров, к которым привлекалось РАО, оно приняло решение с июня 2018 года заниматься депонированием, а также регистрацией авторских прав.
В России сегодня работает множество организаций, которые участвуют в регистрации авторских прав. Тем не менее, несмотря на ошибки РАО, ни один из депозитариев не нашел решения для правового обеспечения регистрации авторских прав, а именно, не проводит необходимую экспертизу – нет соответствующих экспертов, не осуществляет поиск на предмет уникальности объекта в сети интернет по той причине, что нет ресурсов, не проводится также и верификация авторов и правообладателей, не выполняется обеспечение публичного доступа к таким объектам, равно, как и не выполняется масса иных требований, которые уже имеются в законодательстве России и в международном праве.
Таким образом, защита авторских в интернете является одной из самых проблемных областей защиты авторских прав. Связано это со многими проблемами, в частности, с несовершенством российского законодательства, в котором полно пробелов и неурегулированных вопросов. Цель РАО – формирование эффективной системы защиты авторских прав посредством реализации коллективного управления авторскими правами для достижения не только коллективных интересов, но и общественных благ в указанной области. Учитывая, что именно РАО аккумулирует судебную и иную практику по защите авторских прав, в том числе, в интернет-сети, думается, что именно данное общество может стать разработчиком правовой основы для защиты авторских прав в сети интернет, в частности, посредством внесения изменений в действующее российское законодательство, путем разработки новых процедур и регламентов, разработки проектов правового обеспечения производства экспертизы охранноспособности, разработки правового регламента по проверке авторов и правообладателей, и так далее. Представляется, что именно это поможет привести систему защиты авторских прав в интернете в надлежащий вид, когда будут защищены права реальных авторов.