АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
CURRENT PROBLEMS IN THE FIELD OF CONSUMER PROTECTION
Kombu Chayana
Master's degree, Tuvan State University, Russia, Kyzyl
Tykyl-ool Aydys Sergeevich
Scientific adviser, Tuvan State University, Russia, Kyzyl
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы в сфере защиты прав потребителей.
Abstract. This article discusses the main problems in the field of consumer protection.
Ключевые слова: защита прав, потребитель, защита прав потребителей, гражданин-потребитель, гражданское право.
Keywords: protection of rights, consumer, consumer protection, citizen-consumer, civil law.
Суд является последней инстанцией, где потребитель имеет возможность отстоять свои законные права, предоставленные ему в рамках законодательства о защите прав потребителей. Порядок судебной защиты прав потребителей также представляет собой правовой механизм, обладающий своими особенностями. Следует отметить, что материальное право является содержанием, а процессуальное право – формой, поэтому недостатки материального права затрудняют процесс защиты прав и законных интересов потребителя. В связи с этим, мы постараемся выявить некоторые проблемы, связанные с судебной защитой прав потребителей.
Специфика судебной защиты пав потребителей сводится к отсутствию обязательного досудебного урегулирования спора, подсудности по выбору истца (альтернативная подсудность), освобождению истца от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления о защите прав потребителей. Еще одной особенностью является, то судом первой инстанции может быть как мировой судья, так и районный суд. Фактором определения суда в данном случае будет являться цена иска. Так, иски о защите прав потребителей, цена которых не превышает 50000 руб. подсудны мировым судьям (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Омировых судьях в РФ»), все остальные рассматриваются уже районным судом (ст. 24 ГПК РФ).
Защита прав потребителей находится в центре внимания современных исследователей. Обширное изучение литературы позволяет выявить экономические проблемы, связанные с управлением имуществом, а также проблемы, имеющие скорее юридический характер. Тем не менее, некоторые ученые делают замечание о том, что на законодательном уровне определение термина "потребитель" содержит неправильные положения, что препятствует детальной характеристике прав потребителей.
Дудченко А.В., Колкарева И.Н. отмечают, что рамки данного определения требуется расширить, включая туда юридических лиц. Данный вывод аргументируется тем, что юридические лица, так же как и потребители, нуждаются в правовой защите, так как часто в разных сферах деятельности им не достает осведомленности, за счет чего их нельзя считать профессионалами. При этом существуют и другие точки зрения.
На сегодняшний день можно назвать актуальными проблемами в сфере защиты прав потребителей следующие моменты:
- несовершенство законодательной базы;
- слабый уровень муниципального контроля в области защиты прав потребителей;
- низкая потребительская грамотность.
Российское законодательство в области защиты прав потребителей во многом не отвечает тенденциям рыночной динамики. Оно не успевает обеспечить соответствующую законодательную базу для решения проблем, касающихся новых форматов торговли и предоставления услуг.
Развитие понимания прав потребителей является крайне важным аспектом в области их защиты. Приобретающие товары и услуги должны осознавать, что имеют полное право на получение достоверной и полной информации о предлагаемых продуктах и услугах на рынке. Кроме того, имеет значение, чтобы потребители четко знали, кто продает товары или предоставляет услуги, а также кто является их производителем или поставщиком.
Таким образом, решение актуальных проблем в сфере защиты прав потребителей представляет собой комплексную и многоаспектную задачу, каждый элемент которой связан с последующим. Законодательная база должна дополняться более конкретными положениями и формулировками вопросов, связанных с особенностями реализации товаров потребителям на рынке. Одновременно с этим федеральный закон должен предоставить больше полномочий регионам по решению проблем в области защиты прав потребителей. Это в свою очередь должно повлечь за собой повышение уровня потребительской грамотности, что поможет гражданам отстаивать свои права и контролировать качество товаров, представленных на рынке.