Прокурорский надзор за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь
Здоровье граждан — основа национального богатства страны. Показатели здоровья сказываются на продолжительности жизни. Так, в 2015 году в России был побит абсолютный рекорд средней продолжительности жизни за всю историю страны, включая советское время — средняя продолжительность жизни в России достигла 71,4 года (для мужчин — 65,9 лет, для женщин — 76,7). В 2016 году средняя длительность жизни в России увеличилась ещё на 8,5 месяца, достигнув отметки в 72,1 года. У женщин показатель продолжительности жизни превысил 77,3 года, а у мужчин продолжительность жизни приблизилась к отметке 67 лет. В первой половине 2017 года был достигнут показатель в 72,5 года. Продолжительность жизни мужчин выросла до 67,5 года, у женщин этот показатель составил 77,4 года. По данному показателю, по данным Всемирной организации здравоохранения на 2015 год, Россия занимает 109-ое место в мире.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а их «признание соблюдение и защита» - обязанность государства (ст. 2). В ч. 1 ст. 41 Конституции закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и иных поступлений [1]. Помимо Конституции РФ, существует также множество различных законов, подзаконных актов. В сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации (далее РФ) и их прав на медицинскую помощь ключевым законом является Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года. Так, в статье 19 данного Федерального закона - «Право на медицинскую помощь», перечислены основные права пациентов:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации2.
Для того, чтобы обеспечивать данные права, существуют различные контрольные и надзорные органы, в том числе и органы прокуратуры.
Повсеместно в регионах нарушаются права граждан на медицинскую помощь. Ее качество во многих случаях не отвечает необходимым требованиям. При проверках прокурорами устанавливаются неединичные случаи смерти пациентов по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи. В регионах широко распространены поборы с пациентов, случаи вымогательства денежных средств за оказание бесплатной медицинской помощи, многочисленные факты безлицензионной медицинской деятельности и случаи нецелевого расходования средств, выделенных на здравоохранение. Растет количество фальсифицированной медицинской продукции, создающей реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Одним из грубейших правонарушений в области здравоохранения можно назвать нарушение требований Закона о лицензировании медицинской деятельности: осуществление медицинской деятельности без получения соответствующего разрешения подпадает под состав преступления ст. 171 УК РФ - незаконное предпринимательство, которое может быть инкриминировано в рамках уголовного законодательства РФ конкретному физическому лицу. Но в случае вынесения решения судом о наложении на субъекта правонарушения ответственности в рамках уголовного законодательства потерпевшие могут обратиться к главе 59 ГК РФ, которая закрепляет право требовать от виновного субъекта правонарушения возмещения прямого и косвенного ущерба. Также можно потребовать компенсацию морального вреда, о чем говорится в статье 151 ГК РФ. Следовательно, при плановой проверке медицинского учреждения, прокурор первым делом требует предоставить учредительные документы, а также лицензию.
Так, Головинской межрайонной прокуратурой г. Москвы, в ходе ряда проверок, было выявлено, что вопреки требованиям п. 46 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ медицинскими работниками, состоящими в штате детских садов, осуществляется медицинская деятельность в отсутствие лицензии. Прокуратурой в адрес администрации детских садов внесены протесты на Уставы, которые рассмотрены, требования прокурора удовлетворены. Кроме того, прокурором в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации предъявлено 17 исковых заявлений о понуждении государственных образовательных учреждений к исполнению действующего законодательства в области осуществления медицинской деятельности, рассмотрение которых контролируется.
Также, безусловно, нельзя оставлять без внимания случаи смерти пациентов в следствие оказания им некачественной медицинской помощи или неоказания помощи вообще. Так, осенью 2017 года Прокуратура Смоленской области потребовала у Следственного Комитета Российской Федерации возбудить уголовное дело по факту смерти пациента в приемном покое больницы скорой медицинской помощи областного центра. В СМИ была опубликована запись с установленной в приемном покое камеры наблюдения. Из ролика видно, что мужчина падает в коридоре приемного отделения, сильно ударившись головой. В течение нескольких минут пострадавший безуспешно пытается подняться, на полу остаются кровавые следы. Наконец, мужчина застывает неподвижно. Время от времени к нему подходят сотрудники больницы, но помощь не оказывают. Когда же пострадавшим занялись врачи, им осталось лишь констатировать смерть. По публикациям ряда федеральных и местных СМИ о неоказании квалифицированной помощи доставленному пациенту была проведена проверка. В частности, изучены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные Следственным комитетом и полицией. Материалы проверки по факту возможного оставления в опасности, а также халатности сотрудников больницы направлены в следственные органы с требованием о возбуждении уголовного дела. Контроль за расследованием руководство прокуратуры оставило за собой [3]. Это, к сожалению, не единичный случай в наше время.
Также, смерть людей происходит по причине очень долгого ожидания врачей скорой помощи. Ярким примером этого является ситуация, недавно произошедшая в городе Калуга. Трагический случай произошел на улице Жукова. По словам очевидцев, пожилой мужчина вдруг упал на тротуаре. Прохожие, ставшие тому свидетелями, поспешили ему на помощь и вызвали "скорую". Однако медики приехали только через сорок минут и констатировали смерть пенсионера. По данному факту СК РФ проводит проверку. Прокуратура поставила этот материал на особый контроль и будет добиваться привлечения медиков к ответственности [4].
Примерами, приведенными выше, являются случаи, получившие огласку. А ведь стоит взять во внимание тот факт, что множество нарушений остаются безнаказанными. Очень часто люди попросту умалчивают об этом и не обращаются в правоохранительные органы за восстановлением своих нарушенных прав. Здесь уже речь идет о латентной преступности. Именно поэтому органы прокуратуры проводят плановые проверки в различных медицинских учреждениях. Ведь профилактика и выявление нарушений на ранних стадиях приносят намного меньше плачевных последствий, нежели в дальнейшем, когда о них становится известно из сообщений СМИ и заявлений граждан.
Также, органы прокуратуры, осуществляя надзор за органами следствия и дознания, могут выявлять такие факты, как волокита дел, несвоевременное возбуждение уголовных дел, отказ в возбуждении уголовного дела, когда имеется состав преступления, сокрытие заявлений граждан — их не регистрируют и по ним не проводят проверку. Это все также играет важную роль в восстановлении прав граждан, пострадавших от действия или бездействия медицинских организаций.
Деятельность органов прокуратуры безусловно важна в сфере защиты прав граждан на медицинскую помощь и охрану здоровья, ведь множество людей ежедневно сталкиваются с такой проблемой.