ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN LEGISLATION REGULATING THE ACTIVITIES OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP AUTHORITIES IN RELATION TO CHILDREN
Darya Saltykova
Student, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov – NArFU, Russia, Arkhangelsk
Аннотация. В статье описаны предложения, которые можно разработать в сфере российского законодательства, регламентирующего деятельность органов опеки и попечительства в отношении детей.
Abstract. The article describes proposals that can be developed in the field of Russian legislation regulating the activities of guardianship and guardianship authorities in relation to children.
Ключевые слова: органы опеки, права детей, законодательство РФ.
Keywords: guardianship authorities, children's rights, legislation of the Russian Federation.
Последние годы ознаменовались пристальным вниманием к законодательству, касающегося опеки и попечительства. Несмотря на все принимаемые меры, существуют некоторые проблемы недоработанности нормативно-правовой базы. Изучив множество противоречий в сфере законодательства, можно разработать следующие предложения по изменению некоторых аспектов законодательных актов Российской Федерации:
1. Изменение законодательства в области защиты имущественных прав несовершеннолетних.
Например, дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обеспечиваться жилплощадью. Но фактически родителей несовершеннолетнего, лишённых родительских прав, практически невозможно выселить из занимаемого ими жилья (пункт 2 статьи 91 Жилищного кодекса РФ), так как родителям необходимо предоставить иное жилое помещение. Стоит отметить, что занимаемое родителями жилье, также принадлежит и несовершеннолетних, но так как дети, помещаются в детские государственные учреждения или семьи, их биологические родители продолжают жить в квартирах, копят долги по коммунальным платежам, приводят квартиру в непригодный для жизни вид, продолжают вести асоциальный образ жизни, при этом не уплачивают алименты на содержание своих детей. На наш взгляд, необходимо принимать более жесткие меры воздействия: лишать жилья и переселять родителей в другие помещения.
2. Осуществление описи имущества подопечного.
В соответствии со ст.18 Федерального закона № 48 от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве» опекун принимает имущество несовершеннолетнего по описи, которая составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей домоуправления, органов внутренних дел и несовершеннолетнего, которому на момент описи исполнилось 14 лет. Акт описи имущества ребенка формируется в двух экземплярах и подписывается всеми наблюдателями процесса описи. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой органами опеки и попечительства хранится в личном деле ребенка.
Министерством образования и науки Российской Федерации в Письме от 31 августа 2010г. № 06-364, прописаны рекомендации касательно описи имущества. В частности, рекомендуется указывать не только наименование предмета, но и его характеристики, количество, состояние и примерную стоимость, дату покупки и того, кто купил указанную вещь и т. д. Описи подлежат вещи, принадлежащие ребенку, на наш взгляд, это достаточно трудоемкий процесс, и вносить его в опись не следует. Поэтому целесообразным будет описывать только то имущество ребенка, которое представляет ценность. Например, бытовая техника, драгоценные украшения, мебель и другие ценные предметы.
3. Изменение сроков оформления документации.
Постановление Правительства РФ № 423 от 01.01.2001 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» устанавливает жесткие сроки исполнения документов. Например, согласно данному Постановлению, после составления акта обследования жилищно-бытовых условий подопечного органам опеки и попечительства необходимо в течение 3 дней после подписания и утверждения акта направить его опекуну или попечителю. Для этого опекун или попечитель вызывается в органы для получения этого акта, но чаще всего из-за их занятости сотрудникам опеки приходится вновь посещать квартиру. Такая процедура, на трудоемка и затратна, так как не всегда опекуны или попечители живут в черте города. Нередки случаи, когда опекуны отказываются от данных актов, так как они не представляют для них никакой пользы и важности. В этом случае необходимо упростить эту процедуру, сведя ее к ознакомлению под подпись и при необходимости выдавать копию акта обследования.
4. Порядок проведения внеплановых проверок.
Изменение сроков внеплановых проверок необходимы для того, чтобы специалисты органов опеки и попечительства могли засвидетельствовать факт исполнения возможных предписаний. Например, если в ходе обследования жилищно-бытовых условий опекуну были даны рекомендации по организации места для выполнения уроков, или приобретению кровати для опекаемого, то проследить выполнение рекомендаций специалист сможет только по прошествии шести месяцев, когда подойдет очередная дата проверки. Таким образом, необходимо наделить специалиста органов опеки и попечительства правом принимать решения о проведении внеплановой проверки по результатам обследования и выполнения предписанных рекомендаций.
5. Дополнение перечня документов, необходимых для утверждения кандидата на роль опекуна/попечителя.
Прежде чем передать ребенка под опеку или попечительство специалисты органов опеки должны обследовать жилищно-бытовые условия кандидата, его личностные качества и цели, отношения в семье и воспитательные возможности. На наш взгляд, невозможно сделать объективных выводов по указанным критериям, так как нужно в первую очередь оценивать психологическую готовность лица принять несовершеннолетнего в семью. Для этого надо проводить психологическое обследование, по результатам которого будет выдано заключение в орган опеки и попечительства. Проблема заключается в том, что по Правилам на психологическое обследование необходимо согласие гражданина. Поэтому психологическое обследование кандидата должно осуществляться в обязательном порядке.
6. Требования к ведению личных дел несовершеннолетних.
В соответствии с «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных», которые содержатся в Постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, отчет опекуна хранится в личном деле подопечного в течение до окончания опеки. По-нашему мнению, необходимо уменьшить срок хранения отчёта опекуна до 3 лет. Данные отчеты содержат сведения и документы о расходах на приобретение для подопечного необходимых предметов за год. Объем таких затрат и отчетных документов по ним может содержать достаточно широкий перечень, а если учесть, что над ребенком опека установлена с ранних лет, то личное дело не сможет вместить в себя такое количество документов, так как их список ежегодно пополняется. Отчетные документы содержат сведения о защите законных интересов и прав подопечного, о затратах на обучение, содержании и т. п. Таким образом, вышеизложенные предложений по внесению изменений в законодательство, касающегося работы в сфере опеки и попечительства будет способствовать улучшению правового положения несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе частично, ограниченно или полностью недееспособных граждан.