Статья:

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РОССИИ

Конференция: CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Торкоева Х.М. К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РОССИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(232). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(232).pdf (дата обращения: 16.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РОССИИ

Торкоева Хава Мухамедовна
магистрант, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Батыгов Заяудин Османович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент. Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас

 

Конституция как основной закон государства, устанавливает его основные принципы, структуру органов власти, основные права и обязанности граждан, определяет основные принципы организации государства, его политическую систему, систему правосудия, и зачастую устанавливает основы экономической и социальной политики.

В статье 1 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) утверждаются ключевые черты России как правового и демократического государства с федеративной структурой. Целесообразным представляется рассмотрение упомянутых признаков, которые являются основой для эффективного функционирования государственной власти на всех уровнях.

Признак, который определяет Россию как правовое государство, состоит из нескольких компонентов. Прежде всего, Российская Федерация признает превалирование закона и его превосходство в общественной и государственной деятельности в стране. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Значимым критерием правового государства является равенство всех перед законом. Российская Федерация обеспечивает гарантии равенства прав и свобод каждого человека. Россия, как полноправный участник мирового сообщества, включает в свою правовую систему все общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Установление федеративной модели в качестве основы государственно-территориального устройства, подчеркивает сохранение равновесия в распределении власти между федеральным центром и ее субъектами.

Основой федеративной устройства России служат принципы, закрепленные в части 3 статьи 5 Конституции РФ «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

Суть принципа государственной целостности заключается в том что, по данному принципу Россия представляется как неделимая и единая политическая организация. Субъекты Российской Федерации образованы самим государством в рамках единого политического сформирования. Россия обладает общей и единой территорией, охватывающей все территории субъектов, что гарантирует ей суверенитет и территориальную неприкосновенность.

Единство системы государственной власти выступает одной из гарантий государственной целостности России. Единство системы государственной власти находит выражение в наличии единого органа либо системы органов, которые в своей совокупности составляют высшую государственную власть.

В России государственная власть осуществляется посредством системы, которая включает федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов, формируемые данными субъектами самостоятельно в соответствии с их компетенцией и предметом ведения.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Согласно принципу разграничение предметов ведения и полномочий между отдельными органами государственной власти РФ и субъектов РФ федеративного устройства России построение системы органов государственной власти основывается на принципе разделения властей не только по горизонтали (между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти), но и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий разных видов органов РФ и субъектов РФ).

В Конституции РФ установлены границы полномочий для каждого федерального органа и характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации. За пределы границ своих полномочий государственные органы выходить не вправе.

На данный момент отсутствует установленное законом определение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) предоставляет только конкретное определение каждого типа органов государственной власти субъекта в соответствующей области деятельности, однако отсутствует общее понятие.

Орган государственной власти является важнейшей частью механизма государства, который наделен собственными полномочиями, соответствующие функциям государства.

Именно через деятельность органов государственной власти реализуются задачи и функции страны, только органы государственной власти и их должностные лица, выступая от имени государства, выражают его волю в общем [7, с. 98]. Данное понятие характеризует орган государственной власти в целом.

Как уже выше отмечалось, нормативного определения понятия органа государственной власти субъекта Российской Федерации нет, а представители юридической науки (В.К. Самигуллин,[8] И.А. Умнова [9], И.А. Конюхова [6], П.А. Астафичев [3]) разработали различные подходы к определению данного термина.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации — это структурное образование, представляющее собой часть системы управления субъекта РФ. Этот орган наделен полномочиями и ответственен за осуществление исполнительной, законодательной или представительной власти на территории соответствующего субъекта России.

Характер и функции органов государственной власти субъектов РФ могут различаться в зависимости от конкретных особенностей регионального устройства и уровня автономии.

Например, в республиках существуют особенности, связанные с национальными традициями и культурой, что может отразиться в структуре и полномочиях органов власти.

Конкретная организация и структура органов власти субъекта РФ определяются конституцией и законодательством соответствующего субъекта, а также федеральными законами.

Принцип равноправия и самоопределении народов в Российской Федерации отражает основные принципы федерализма и уважения к этническим, культурным и языковым особенностям народов, проживающих на территории страны. Ниже представлены ключевые аспекты этого принципа:

  1. Равноправие перед законом: Каждый гражданин России, независимо от своей национальной принадлежности, пользуется равными правами и свободами. Законы и политики направлены на обеспечение равенства всех граждан перед законом.
  2. Самоопределение: Субъекты федерации, особенно республики, имеют право на самоопределение в пределах, установленных федеральными законами. Это включает в себя сохранение и развитие собственных языков, культуры, традиций, а также определение особенностей своего внутреннего устройства.
  3. Государственная поддержка: Принцип равноправия и самоопределения народов сопровождается государственной поддержкой для сохранения и развития языков и культур этнических общностей, особенно на территориях, где проживают коренные малочисленные народы.
  4. Уважение к многонациональному характеру: Российская Федерация признает и уважает многонациональный характер своего общества. Этот принцип пропагандирует толерантность, взаимопонимание и сближение различных культур и национальных традиций.
  5. Гарантии представительства: В органах власти на различных уровнях предусмотрены механизмы гарантированного представительства представителей различных национальностей.

Этот принцип направлен на создание общества, в котором граждане России могут свободно проявлять свою идентичность, соблюдать свои традиции и языки, а также активно участвовать в политической и социальной жизни страны.

Органов государственной власти в субъектах РФ делятся на следующие виды: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Под системой органов государственной власти субъекта РФ принято понимать образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте Российской Федерации [10, С.16-22].

Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые определены законом.

Конституция РФ не закрепляет систему органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Принцип, предписывающий осуществление государственной власти в Российской Федерации на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти [4, с.169].

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и их взаимодействие.

При этом принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие.

Согласно принципу разделения властей всякому органу, представляющему определенную ветвь власти, запрещается принимать на себя выполнение функций, принадлежащих по закону другому органу, относящемуся к иной ветви власти, а пределы деятельности государственных структур ограничены их компетенцией.

Принцип разделения властей, будучи универсальным, не подразумевает обязательного единообразия в его реализации на каждом территориальном уровне государственной власти. Этот принцип скорее представляет собой общую концепцию, чем завершенную модель организации власти, и его реализация может различаться в зависимости от контекста и особенностей каждого уровня управления.

Стоит отметить, что на региональном уровне в Российской Федерации существенной особенностью разделения властей является фокус на проблеме распределения полномочий, взаимодействия и ответственности не между тремя ветвями, а исключительно между двумя – законодательной и исполнительной.

Субъектам Российской Федерации не предоставлено право учредить свою систему органов судебной власти, поскольку судебная система является единообразной.

Особенности реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации в первую очередь зависят от взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями в рамках системы сдержек и противовесов. Конституционный принцип равноправия субъектов РФ не препятствует разнообразию форм организации государственной власти, особенно в контексте органов исполнительной власти, структурные формы которых различаются в каждом регионе.

                                                                                                  

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс
2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Консультант Плюс
3. Астафичев П.А. Проблемы правового регулирования организации государственной власти в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. – № 6. С.22-26.
4. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2001. 
5. Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 448 с.
6. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2014.
7. Романова В.В. Понятие органа государственной власти // Вектор науки тольяттинского государственного университета. 2009. № 5.с.97-99.
8. Самигуллин В.К. Конституционное право России: курс лекций. – Уфа, 2016.
9. Умнова И. А. Конституционное право РФ: учебник для бакалавров / И. А. Умнова, И. А. Алешкова. - М., 2015. 
10. Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Конституционное и муниципальное право. – 2013– №4.