Статья:

Современные принципы организации и построении банковской системы Российской Федерации

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Капкаева Э.К. Современные принципы организации и построении банковской системы Российской Федерации // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(28).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные принципы организации и построении банковской системы Российской Федерации

Капкаева Эльнара Камильевна
студент, ФГКОУ Московская Академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва
Шибанова Анна Анатольевна
научный руководитель, старший преподаватель, ФГКОУ Московская Академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Рассмотрение темы данной работы стоит начать с определения термина банковская система. В настоящее время правоведами сформулировано следующее определение банковской системы – это совокупность взаимодействующих кредитных организаций, а также иных организаций банковской инфраструктуры, органов управления системы, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления банковской деятельности.

Стабильное функционирование современной банковской системы, немыслимо без регламентации принципов, на которых данная система должна строиться и в соответствии с которыми, она будет функционировать. 

В действующем законодательстве нет четкого перечня основных принципов организации банковской системы России, но исходя из анализа совокупности нормативно-правовых актов в данной сфере, к числу принципов можно отнести следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности. Принципы банковской системы представляют собой основополагающие начала, имеющие общеобязательный характер и пронизывающие всю банковскую систему.

Все принципы можно подразделить на две большие группы: общие и специальные. Общие принципы представляют собой базовые, основополагающие начала на основе которых строятся остальные принципы и вся система в целом. Данные принципы провозглашаются Конституцией РФ к таким принципам в частности относятся – законность и принцип государственного регулирования банковской системы.

Принцип законности. Согласно данному принципу деятельность каждого структурного элемента банковской системы основана на правовых нормах, содержащихся в Конституции, а также в федеральных законах. Конституция, в частности, устанавливает функции и полномочия Банка России, так части 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ посвящены деятельности Банка России. Конкретные правовые нормы регулирования банковской системы и построения ее институтов закреплены в совокупности федеральных законодательных актов. Например, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» помимо особенностей правового положения ЦБ РФ, его функций и полномочий, также регламентирует порядок формулирования и утверждения направлений единой государственной денежно-кредитной политики и во многом определяет базовые начала построения всей банковской системы государства.

Одним из важнейших нормативно-правовых актов, обеспечивающим реализацию принципа законности является ФЗ «О банках и банковской деятельности», в котором отражены виды кредитных организаций, входящих в банковскую систему РФ, их правовое положение, а также особенности взаимодействия друг с другом и с органами государственной власти, местного самоуправления. Не менее важным являются положения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», закрепляющие принципы осуществления валютных операций, функции органов валютного регулирования и контроля и устанавливающий ответственность за нарушение валютного законодательства.

Это не исчерпывающий перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере банковского права и обеспечивающих реализацию принципа законности. Принцип законности регламентирует то, что правовой статус субъектов банковской системы определяется исключительно федеральными законами. Стоит отметить, что только при обеспечении законодателем соответствия нормативной базы существующим реалиям и конституционным принципам возможна всесторонняя защита всех субъектов банковской системы и дальнейшее развитие данной сферы. Таким образом принцип законности по своей сути является базовым [3]началом, обеспечивающим установление и реализацию всех прочих принципов.

Принцип государственного регулирования банковской системы. Отличительной чертой проводимой государственной политики России в банковской сфере, является поиск оптимальных способов участия государства в банковских правоотношениях. В современных условиях необходимо обеспечить эффективное государственное регулирование банковской системы при помощи использования рыночных механизмов и форм косвенного воздействия.

Содержание государственного регулирования в данной сфере общественных отношений состоит в регламентации основных правил деятельности субъектов банковской системы и основных принципов взаимодействия между собой, а также с государственными органами. Государственное регулирование банковской системы имеет своей целью обеспечение развития банковской системы и устойчивости национальной валюты, а также способствование соблюдению публичных интересов в сфере банковских правоотношений. Помимо этого, государство способствует обеспечению конкуренции кредитных организаций, их оперативной независимости.

Вторая группа принципов характерна именно для банковской системы, они разработаны с учетом индивидуальных особенностей данной сферы общественных отношений и призваны конкретизировать и детализировать общие. К таким принципам относятся: двухуровневое построение банковской системы, где первый – Центральный Банк, второй – коммерческие банки, кредитные учреждения, экономическое районирование относительно создания территориальных зон управления Банка России, дифференциация полномочий, предполагающая разграничение для ЦБ хозяйственной, нормотворческой деятельности. Специальные принципы также, в свою очередь, можно подразделить на две большие группы: институциональные, относящиеся к построению банковской системы, и функциональные, связанные с организацией работы всех ее элементов. В данной работе я хочу обратить особое внимание рассмотрению именно специальных принципов банковской системы, но не могу обойти стороной и некоторые общие.

Принцип двухуровневой структуры. Данный принцип закреплен в ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности», он реализуется посредством наделения Банка России особым правовым статусом. Центральный Банк РФ представляет верхний уровень банковской системы. Он реализует такие функции, как денежно-кредитное регулирование, банковский надзор и управление платежной системой страны. Нижний уровень образуют коммерческие банки и другие кредитные организации, они осуществляют посредническую деятельность в расчетах, кредитовании и инвестировании, не принимая при этом участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики.

Принцип осуществления банковского регулирования и надзора Банком России. Банк России определяет правила осуществления банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности кредитных организаций, особое значение имеет осуществление им надзора за деятельностью банков, проведение проверок и лицензирование кредитных организаций.

Принцип осуществления банковской деятельности специализированными организациями, входящими в состав банковской системы России. Субъекты банковской системы наделяются правом осуществления банковской деятельности только на основании федерального законодательства, а также после получения лицензии, выданной Центральным Банком. Банковские операции, которые могут осуществляться конкретной кредитной организацией, содержаться в выданной лицензии. Согласно ст. 13 ФЗ «О банках и банковской деятельности» за нарушение установленных правил лицензирования к юридическим лицам могут применяться административные санкции, а физические лица в зависимости от наступивших последствий могут быть подвергнуты гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Принцип независимости банковской системы. В первую очередь данный принцип реализован посредством установленного законодательством принципа независимости Банка России от других государственных органов. Содержание данного принципа раскрывается в ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», а именно в ст. 1 ФЗ, которая гласит, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Другим воплощением данного положения является реализация принципа свободных договорных отношений, имеющий особое значение в связи с тем, что по общему правилу гражданские правоотношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляется на основании договоров. Данный принцип означает, что Банк России и кредитные организации самостоятельны в решении вопросов, касающихся заключения гражданско-правовых договоров с клиентами.

Принцип юридического равенства институтов, образующих банковскую систему. Содержание данного принципа заключается в том, что кредитные организации обладают одинаковыми юридическими правами, обязанностями и ответственностью, то есть у них нет преимуществ друг перед другом.

Принцип независимости хозяйственного и оперативного функционирования. Согласно данному принципу органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица не вправе в какой бы то ни было форме вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. В основу данного принципа положен одно из базовых положений рыночной экономики – экономическая свобода, которая предполагает, что кредитные организации будучи коммерческими, осуществляют свою деятельность самостоятельно. Действующим законодательством запрещается принуждение кредитных организаций к осуществлению действий, не соответствующих их учредительным документам и противоречащим целям их деятельности.

Принцип соблюдения банковской тайны. Основой данного принципа является установленный федеральным законодательством перечень сведений, составляющих банковскую тайну, закрепленный в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Все кредитные организации, а также их служащие и сам Банк России обязаны обеспечивать соблюдение банковской тайны. Основой данного принципа является право клиентов на сохранность банковской тайны, которая предполагает неразглашение сведений, которые касаются их имущества в кредитных организациях и операций, которые они осуществляют, а также сведений о личности.

Принцип конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип закреплен в ст. 32 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Для реализации данного принципа кредитным организациям запрещено заключать соглашения, а также осуществлять согласованные действия, имеющие своей целью монополизацию рынка банковских услуг либо ограничение конкуренции в банковской сфере. Контроль за соблюдением данного принципа осуществляется Банком России совместно с Федеральной антимонопольной службой. Так, кредитные организации должны согласовывать определенные действия с ФАС России либо Банком России, а также уведомлять указанные органы о их совершении. В ст. 27 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закреплен перечень действий, которые могут осуществляться только с предварительного согласия антимонопольного органа, например, при слиянии финансовых организаций или присоединении одной, или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Сделки для совершения, которых необходимо получение согласия Банка России закреплены в ст.11 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ст. 61 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

В настоящее время в период стагнации экономики на фоне пандемии особое внимание уделяется банковскому сектору экономики. Так как именно он способен оказать поддержку, как государству, так и населению. Принципы, на которых построена банковская система РФ, во многом позволяют обеспечить возможность оказания необходимой поддержки населению. Перед Банком России и Правительством РФ стоят следующие приоритетные задачи: обеспечение финансовой стабильности, поддержание финансовой устойчивости отраслей и секторов экономики, которые оказались «под ударом», поддержание населения и региональных бюджетов. В качестве конкретного примера можно привести то, что Банк России смягчил некоторые требования к банкам для того, что предоставить дополнительные возможности по кредитованию, в частности, малых и средних предприятий.

Проявлением принципов двухуровневой системы и принципа осуществления банковского регулирования и надзора Банком России является содержание вступившего в силу  3 апреля 2020 года Федеральный закон № 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа", которым предусмотрена возможность для граждан и предпринимателей получить отсрочку платежей по кредитам и займам на срок до полугода в том случае, если они пострадали от снижения доходов в связи с пандемией коронавируса (так называемые кредитные каникулы). Также Банк России дал рекомендацию банкам реструктурировать и займы, не подходящие под требования закона.

Каждый из принципов имеет концептуальное значение для дальнейшего развития банковской системы РФ. Каждый в отдельности и в своей совокупности они служат основой для построения банковской системы, а также определяют основные направления ее развития. Они имею определяющее значение для всей экономической политики в сфере банковского права, выступают ориентирами при принятии тех или иных решений. При неукоснительном соблюдении данных принципов возможно дальнейшее развитие банковской системы по намеченному пути.

 

Список литературы: 
1. Голубев С.А. Правовое положение Банка России // юридическая работа в кредитной организации. 2005, № 3
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3. Рогачев А.И. Молодой ученый № 19 (257) май 2019
4. Учебник Алексеев Д.Г, Пыхтин С.В. «Современная банковская системы Российской Федерации» 2020 г., Гриф УМО ВО
5. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция)
6. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)