ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
Рубрика: Безопасность жизнедеятельности
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ
Химически опасный объект – «объект, при повреждении, разрушении или аварии которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, либо химическое заражение окружающей среды аварийно химически опасными веществами (АХОВ) в количествах превышающих естественный уровень их содержания в среде» [5].
К основным потенциально опасным химическим объектам относят в том числе транспортную инфраструктуру, а именно транспортные средства (контейнеры и наливные поезда, автоцистерны, речные и морские танкеры, трубопроводы и т.д.) в которых перевозят АХОВ.
«Безопасность функционирования химически опасных объектов зависит от многих факторов: физико-химических свойств сырья, полупродуктов и продуктов, от характера технологического процесса, от конструкции и надёжности оборудования, условий хранения и транспортировки опасных веществ, состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, эффективности средств противопожарной защиты и т.д» [6, с. 181].
«Ежегодно в Российской Федерации перевозится более 1 млрд тонн груза, в том числе, легковоспламеняющихся, взрывчатых, радиоактивных и других опасных химических веществ, последствия аварий с которыми могут стать катастрофическими для жизни людей и окружающей среды» [3, с. 828].
Основные положения, касающиеся транспортировки AXOB, их обозначения на упаковке изложены в «Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» [4]. «Для обеспечения безопасности при транспортировке опасных грузов важную роль играет определение класса опасности и маркировки, что, в свою очередь, влияет на выбор оборудования для перевозки, минимизацию риска возникновения аварийных ситуаций, а также на принятие эффективных мер по локализации и ликвидации аварий» [1, с. 88]. Маркировка позволяет визуально определить опасность перевозимого груза, в случае возникновения чрезвычайной ситуации в процессе транспортировки.
Перевозка АХОВ требует специальной организации и зависит от класса опасности перевозимого вещества. Всего выделяют 4 класса опасности (рисунок 1).
Рисунок 1. Классы опасности перевозимых грузов
Объекты транспортной инфраструктуры при перевозке автотранспортом AXOB включают в себя, в том числе, транспортные средства и резервуары для перевозки AXOB, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, сливоналивные станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса сооружения, устройства и оборудование.
Наиболее широко используются при перевозке сжиженного аммиака полуприцеп-цистерна ЦТА-10-5410, представленная на рисунке 2, на базе тягача КАМАЗ-5410 или КАМАЗ-54112 (объем цистерны – 17,6 м3; количество перевозимого аммиака – 10 т; давление в цистерне – 1,6 Мпа) и полуприцепцистерна ППЦТА-20, представленная на рисунке 3, (количество перевозимого аммиака – 10,02; полная масса – 20,17 т).
Рисунок 2. Полуприцеп цистерна ЦТА-10-5410 |
Рисунок 3. Полуприцеп цистерна ППЦТА-20 |
Для перевозки продуктов химической промышленности используют современные автоцистерны, изготовленные из улучшенной стали, марки AISI 304 (рисунок 4). Сталь этой марки особенно устойчива к коррозии и агрессивным средам.
Рисунок 4. Современная цистерна из улучшенной стали AISI 304
Жидкий хлор транспортируют в автоцистернах вместимостью до 20 тонн, а также в специальных контейнерах для перевозки жидкого хлора, характеристики которых приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Технические характеристики контейнеров для перевозки хлора
Давление, Мпа |
1,5 |
Температура среды, оС |
-50…+50 |
Объем номинальный, л |
800 |
Масса, кг |
597 |
Срок службы, лет |
10 |
Основной материал |
Сталь 09Г2С-9 |
Для загрузки-выгрузки AXOB используют сливо-наливные эстакады, которые оборудованы лафетными стволами, для орошения цистерн водой. При загрузке резервуара с АХОВ возможно повреждение жидкостного трубопровода, либо его полный разрыв. Согласно строительным нормам, трубопровод автомобильных сливоналивных эстакад должен быть оснащен отсекающим клапаном, который в случае разгерметизации трубопровода автоматически срабатывает и изолирует поврежденный участок. В этом случае в окружающую среду поступают газ или жидкость.
Анализ транспортной инфраструктуры, связанной с перевозкой AXOB показывает, что наиболее уязвимым объектом всей системы является транспорт, при помощи которого перевозятся вещества, так как в местах загрузки (выгрузки) веществ безопасность обеспечена на более высоком уровне. Такие места находятся на значительном расстоянии от селитебной зоны, а также имеются технические средства предотвращения аварий, а в случае её возникновения возможна быстрая ликвидация аварийного выброса AXOB.
Особенно стоит отметить, что «все участники перевозочного процесса опасного груза (грузоотправитель, транспортная организация, грузополучатель) несут ответственность за обеспечение безопасного проведения операций в ходе цикла транспортирования. Персонал, связанный с классификацией опасных грузов, организацией их перевозки, непосредственно перевозкой, погрузочно-разгрузочными работами и т.д.) должен пройти специализированное обучение» [2, с. 3].
Таким образом, к особенностям обеспечения транспортировки аварийно химически опасных грузов можно отнести следующие:
- необходимость использования специального транспортного средства для конкретного перевозимого вещества;
- организация безопасной зоны погрузки-разгрузки в соответчики с требованиями пожарной безопасности;
- обязательное наличие маркировки опасности груза на транспорте;
- специальная подготовка всех участников перевозки аварийно химически опасного вещества.