Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)

Рубрика: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Иванов П.В. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 4(271). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/271/144346 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

Иванов Павел Владимирович
магистрант, Академия ГПС МЧС России, РФ, г. Москва

 

Химически опасный объект – «объект, при повреждении, разрушении или аварии которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, либо химическое заражение окружающей среды аварийно химически опасными веществами (АХОВ) в количествах превышающих естественный уровень их содержания в среде» [5].

К основным потенциально опасным химическим объектам относят в том числе транспортную инфраструктуру, а именно транспортные средства (контейнеры и наливные поезда, автоцистерны, речные и морские танкеры, трубопроводы и т.д.) в которых перевозят АХОВ.

«Безопасность функционирования химически опасных объектов зависит от многих факторов: физико-химических свойств сырья, полупродуктов и продуктов, от характера технологического процесса, от конструкции и надёжности оборудования, условий хранения и транспортировки опасных веществ, состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, эффективности средств противопожарной защиты и т.д» [6, с. 181].

«Ежегодно в Российской Федерации перевозится более 1 млрд тонн груза, в том числе, легковоспламеняющихся, взрывчатых, радиоактивных и других опасных химических веществ, последствия аварий с которыми могут стать катастрофическими для жизни людей и окружающей среды» [3, с. 828].

Основные положения, касающиеся транспортировки AXOB, их обозначения на упаковке изложены в «Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» [4]. «Для обеспечения безопасности при транспортировке опасных грузов важную роль играет определение класса опасности и маркировки, что, в свою очередь, влияет на выбор оборудования для перевозки, минимизацию риска возникновения аварийных ситуаций, а также на принятие эффективных мер по локализации и ликвидации аварий» [1, с. 88]. Маркировка позволяет визуально определить опасность перевозимого груза, в случае возникновения чрезвычайной ситуации в процессе транспортировки.

Перевозка АХОВ требует специальной организации и зависит от класса опасности перевозимого вещества. Всего выделяют 4 класса опасности (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Классы опасности перевозимых грузов

 

Объекты транспортной инфраструктуры при перевозке автотранспортом AXOB включают в себя, в том числе, транспортные средства и резервуары для перевозки AXOB, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, сливоналивные станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса сооружения, устройства и оборудование.

Наиболее широко используются при перевозке сжиженного аммиака полуприцеп-цистерна ЦТА-10-5410, представленная на рисунке 2, на базе тягача КАМАЗ-5410 или КАМАЗ-54112 (объем цистерны – 17,6 м3; количество перевозимого аммиака – 10 т; давление в цистерне – 1,6 Мпа) и полуприцепцистерна ППЦТА-20, представленная на рисунке 3, (количество перевозимого аммиака – 10,02; полная масса – 20,17 т).

 

Рисунок 2. Полуприцеп цистерна ЦТА-10-5410

Рисунок 3. Полуприцеп цистерна ППЦТА-20

 

Для перевозки продуктов химической промышленности используют современные автоцистерны, изготовленные из улучшенной стали, марки AISI 304 (рисунок 4). Сталь этой марки особенно устойчива к коррозии и агрессивным средам.

 

Рисунок 4. Современная цистерна из улучшенной стали AISI 304

 

Жидкий хлор транспортируют в автоцистернах вместимостью до 20 тонн, а также в специальных контейнерах для перевозки жидкого хлора, характеристики которых приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Технические характеристики контейнеров для перевозки хлора

Давление, Мпа

1,5

Температура среды, оС

-50…+50

Объем номинальный, л

800

Масса, кг

597

Срок службы, лет

10

Основной материал

Сталь 09Г2С-9

 

Для загрузки-выгрузки AXOB используют сливо-наливные эстакады, которые оборудованы лафетными стволами, для орошения цистерн водой. При загрузке резервуара с АХОВ возможно повреждение жидкостного трубопровода, либо его полный разрыв. Согласно строительным нормам, трубопровод автомобильных сливоналивных эстакад должен быть оснащен отсекающим клапаном, который в случае разгерметизации трубопровода автоматически срабатывает и изолирует поврежденный участок. В этом случае в окружающую среду поступают газ или жидкость.

Анализ транспортной инфраструктуры, связанной с перевозкой AXOB показывает, что наиболее уязвимым объектом всей системы является транспорт, при помощи которого перевозятся вещества, так как в местах загрузки (выгрузки) веществ безопасность обеспечена на более высоком уровне. Такие места находятся на значительном расстоянии от селитебной зоны, а также имеются технические средства предотвращения аварий, а в случае её возникновения возможна быстрая ликвидация аварийного выброса AXOB.

Особенно стоит отметить, что «все участники перевозочного процесса опасного груза (грузоотправитель, транспортная организация, грузополучатель) несут ответственность за обеспечение безопасного проведения операций в ходе цикла транспортирования. Персонал, связанный с классификацией опасных грузов, организацией их перевозки, непосредственно перевозкой, погрузочно-разгрузочными работами и т.д.) должен пройти специализированное обучение» [2, с. 3].

Таким образом, к особенностям обеспечения транспортировки аварийно химически опасных грузов можно отнести следующие:

- необходимость использования специального транспортного средства для конкретного перевозимого вещества;

- организация безопасной зоны погрузки-разгрузки в соответчики с требованиями пожарной безопасности;

- обязательное наличие маркировки опасности груза на транспорте;

- специальная подготовка всех участников перевозки аварийно химически опасного вещества.

 

Список литературы:
1. Авинова Е.Ю., Михайлова П.Г. Разработка базы данных для классификации и маркировки опасных грузов // Успехи в химии и химической технологии. 2020. №6 (229). С. 88-90.
2. Артеменко Л.В., Кибароолу Д.Я. Особенности организации транспортировки опасных грузов. направления оптимизации формирования цепей поставок жидких опасных грузов // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2020. №13. С. 2-9. 
3. Асманкин Е.Г., Шкуратов С.О., Зубкова Е.М., Смыгалин В.В., Хлебородов А.Н. Совершенствование транспортировки АХОВ на автомобильном транспорте // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2023. №4. С. 828-834.
4. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 52 (часть II) ст. 8877.
5. Радиационная, химическая и биологическая защита, МО РФ. М.: Воениздат, 2005. - 448 с.
6. Седых В.М., Красиков Н.А. К вопросу обеспечения защиты личного состава на стационарных объектах в условиях заражения аварийно химически опасными веществами // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. №1 (7). С. 181-183.