Статья:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, СОЦИАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ЦЕННОСТИ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ) В ФИЗИЧЕСКОЕ КУЛЬТУРЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)

Рубрика: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Стафеева Д.Э. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, СОЦИАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ЦЕННОСТИ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ) В ФИЗИЧЕСКОЕ КУЛЬТУРЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 15(282). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/282/147500 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, СОЦИАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ЦЕННОСТИ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ) В ФИЗИЧЕСКОЕ КУЛЬТУРЕ

Стафеева Диана Эдуардовна
студент Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиал Российской Таможенной академии, РФ, г. Санкт-Петербург
Бакешин Константин Петрович
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, доцент, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, РФ, г. Санкт-Петербург

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире физической подготовке и физической культуре уделяется довольно большое внимание. Для каждого члена общества состояние его тела и физических возможностей, несомненно, стало неотъемлемой частью жизни. Многие занимаются спортом исходя из своего собственного желания соответствовать своим личным стандартам здорового и активного человека, для кого-то это стало неотъемлемой рутиной в ежедневном ритме жизни. Но не каждый понимает и задумывается, насколько важно учитывать социально-психологические качества своей личности при занятии физической культурой. Ведь в первую очередь нужно уметь правильно себя настроить и подготовить, задать себе мотивацию и обзавестись искренним желанием для физической нагрузки. 

Само это понятие предполагает развитие определенных индивидуальных способностей, которые в свою очередь, зависят от определенных структур личности, в том числе от идейных и нравственных ее основ. Именно от содержательных характеристик личности человека зависит успешность его занятий физической культурой и уровень подготовки к ней. Но отсутствие представления о роли личности  в общей «картине видения» у человека приводит к тому, что упор при подготовке к занятиям делается на эффективность и результат, а не на формирование необходимых личностных качеств.

Личность человека, ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимает участие. На развитие их подготовки влияют трудовая и общественная деятельность. В результате совокупного влияние всех этих факторов у человека складываются определенные черты его мировоззрения, общественные потребности и интересы.

Социальные установки, Социальные чувства и Социальное мышление

Социальные установки – предрасположенность субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что они имеют сложную структуру и включают в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и действовать относительно данного социального объекта определенным образом.

Структура социальной установки очень важна для ее понимания:

  • Когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки)
  • Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта)
  • Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту)

Все элементы структуры находятся в тесной связи между собой, и изменение одного влечет за собой изменение другого.

Иными словами, социальная установка при формировании привычки к занятию физической культурой очень помогает, вырабатывает самодисциплину и желание постоянного движения. Разберем на примере. Маша всю жизнь хотела заниматься плаванием, но ей было страшно и неловко говорить, что в воде она держаться не умеет. Вскоре их семья переехала в деревню, где летом все ребята бегали на речку купаться. Объектом социальной установки стало всеобщее веселье от игр в воде и собственное желание научиться плавать. Эмоционально ей было очень важно и желанно быть с друзьями, а также освоить для себя новый навык и исполнить мечту. Основываясь на общности с друзьями, она поборола свой страх и впервые зашла в воду, ее поведение по отношению к объекту изменилось, вскоре она научилась плавать лучше всех и стала заниматься этим уже на постоянной основе.

Общность людей в занятии одним делом очень сближает и дает необходимую поддержку, когда в одиночном состоянии человек не всегда может побороть своих страхи и предубеждения. Человек – существо социальное, поэтому для него очень важно иметь возможность разделить свое увлечение и желание с единомышленниками, а при занятиях физической культурой эта особенность раскрывается как никогда ярко. В самом начале своего пути при занятии физической подготовки своего тела многие не могут побороть стеснение, но статистически, если рядом с начинающим находится старший товарищ и единомышленник, справиться с этим становится в разы проще.

Функции социальных установок:

  • Приспособительная (инструментальная) – направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей
  • Выражение ценностей – установки выступают как средство выражения личности, самореализации
  • Защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности; защита от негативной информации, защита самооценки
  • Организация знаний – организация представлений об окружающем мире

Социальные установки очень важны для формирования и направления человека в занятиях физической культурой, они служат хорошей основой для психологической подготовки личности в неизведанной для него среде.

Социальные чувства – это эмоции, которые зависят от мыслей, чувств или действий других людей. Примерами являются смущение, стыд, воодушевление, зависть, гордость и сочувствие.

Некоторые социальные эмоции также называют моральными эмоциями из-за фундаментальной роли, которую они играют в морали. Например, воодушевление – это восторг и восхищение поступком или словами другого человека, реакция на его действия.

Социальные чувства помогают сохранять мотивацию и противостоять собственным страхам в занятии физической культурой. Гордость и похвала других людей, воодушевление от успехов товарищей на данном поприще, вина перед группой в случае пропуска занятия физической подготовки или зависть успехам старших товарищей в спорте. Все это служит толчком для каждого человека, эмоционально подбадривая его и направляя в вырабатывании привычки к занятиям.

Социальное мышление – способность личности интерпретировать события жизни, поступки окружающих, свое собственное поведение тем или иным образом. Этот аспект плотно связан с двумя предыдущими. Социальное мышление вырабатывается с помощью Социальных установок и Социальных чувств, также способствуя и вдохновляя человека к занятиям физической культурой.

Ценностные ориентации и Ценности

Ценностные ориентации – выражение основных жизненных принципов человека, мировоззренческую и нравственную направленность его интересов, поступков, намерений, способов построения межличностных отношений.

Устойчивые ориентации образуют своего рода «ось сознания», обеспечивающую фиксированную модель поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов. Для того, чтобы физический «образ Я» сохранил собой устойчивость, необходима внутренняя и внешняя мотивация, которая бы побуждала человека к сознательной двигательной активности:

  • Спортивное направление (с целью достижения высоких спортивных результатов)
  • Оздоровительное направление (с целью укрепления здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения работоспособности и психологической устойчивости)
  • Активный отдых (для снятия общего утомления, нервно-эмоционального напряжения)
  • Профессионально-прикладное направление (с целью подготовки к будущей профессиональной деятельности)

Мотивы, связанные с содержанием и процессом занятий (эмоционально-двигательная динамика способствует проявлению мышечной «радости» и формированию ценностных ориентаций на подсознательном уровне физического восприятия.)

Ценностные ориентации и Ценности мотивируют человека заниматься и улучшаться в занятиях физической культурой, они являются основой выдержки и воли на пути формирования привычки к улучшению собственного состояния.

Также важно понимать, что без осознания ценности  в своих занятиях, они, по сути, не имеют смысла. Человек никогда не сможет продолжительное время заниматься тем, в чем не видит ценность и важность, не видит смысла и цели, к которой он идет. Вопрос мотивации и осознания желаемого конечного результата, безусловно, очень важны, особенно в двигательной активности, непривычной для человека на начальных этапах.

Жизненная позиция личности

Жизненная позиция – индивидуальная перспектива, точка зрения, отношение личности в аспектах жизни, включая мировосприятие, убеждения и социальное взаимодействие.

Жизненная позиция одного человека может кардинально отличаться от другого, но каждый в той или иной мере хочет быть здоровым, счастливым и успешным членом общества. Аспект здоровья плотно связан с физической культурой и поддержанием своего организма в хорошем состоянии. Она оказывает влияние на рост и жизнь человека как личности, на его жизненные ориентиры и поступки, а также помогает в сложных ситуациях, напоминая о принципах и установках, поставленных человеком себе на жизнь. При вырабатывании привычки и желания, эмоциональной и психологической подготовки для занятий физической активности.

Для цитирования: Демеш В.П., Бакешин К.П., Дудус А.Н. Исследование методик физической подготовки студентов (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 112–115.

«С целью выявления у студентов преобладающих мотивов, побуждающих их к занятиям физической культурой и спортом, авторами был проведен в 2020–2021 учебном году анкетный опрос 120 студентов І–ІVкурсов, обучающихся на факультете таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. Об итогах проведенного опроса можно судить по следующим мотивам, получившим наибольшее предпочтение:

1. Избавиться от слабых сторон своего физического развития.

2. Желание готовить себя к будущей профессиональной работе.

3. Всегда быть готовым к самозащите.

4. Одержать победу на соревнованиях.

5. Получить удовлетворение от процесса учебно-тренировочной работы.

Анализ результатов проведенного анкетного опроса показал, что у большинства студентов старших курсов (более 65  %) происходит изменение преобладающих мотивов, побуждающих их заниматься физической культурой и спортом, усиливается мотивация подготовки себя к будущей профессиональной работе.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы подробно разобрали как важны социально-психологические качества при занятии физической культурой. Рассмотрели каждый аспект в отдельности, и нашли необходимые для выработки привычки и мотивации к занятиям этапы.

Главное помнить, что всегда самое сложное – это сделать первый шаг, но если вы правильно настроите себя и найдете силы для него, то никакие преграды не смогут встать у вас на пути.

 

Список литературы:
1. Бакешин К.П. Натлядно-образное моделирование но затруднило функцию контроля как метод обучения студентов двигательным спортивным навыкам// Теория и практика физической. 2020. №12. C. 49-51
2. Дудус А.Н., Бакеший К.Г., Черкасова А.В. К вопросу о дистанционном обучении физической культуре студентов вузов в период эпидемии // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. №1 (81). C.100-103.
3. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта: учеб. пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1959. – 308 с.
4. Аверин, В.А. Психология личности / В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2003. - 516 с.
5. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 2007. - 246 с.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2005. - 356 с.