СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, СОЦИАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ЦЕННОСТИ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ) В ФИЗИЧЕСКОЕ КУЛЬТУРЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)
Рубрика: Безопасность жизнедеятельности
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, СОЦИАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ЦЕННОСТИ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ) В ФИЗИЧЕСКОЕ КУЛЬТУРЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире физической подготовке и физической культуре уделяется довольно большое внимание. Для каждого члена общества состояние его тела и физических возможностей, несомненно, стало неотъемлемой частью жизни. Многие занимаются спортом исходя из своего собственного желания соответствовать своим личным стандартам здорового и активного человека, для кого-то это стало неотъемлемой рутиной в ежедневном ритме жизни. Но не каждый понимает и задумывается, насколько важно учитывать социально-психологические качества своей личности при занятии физической культурой. Ведь в первую очередь нужно уметь правильно себя настроить и подготовить, задать себе мотивацию и обзавестись искренним желанием для физической нагрузки.
Само это понятие предполагает развитие определенных индивидуальных способностей, которые в свою очередь, зависят от определенных структур личности, в том числе от идейных и нравственных ее основ. Именно от содержательных характеристик личности человека зависит успешность его занятий физической культурой и уровень подготовки к ней. Но отсутствие представления о роли личности в общей «картине видения» у человека приводит к тому, что упор при подготовке к занятиям делается на эффективность и результат, а не на формирование необходимых личностных качеств.
Личность человека, ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимает участие. На развитие их подготовки влияют трудовая и общественная деятельность. В результате совокупного влияние всех этих факторов у человека складываются определенные черты его мировоззрения, общественные потребности и интересы.
Социальные установки, Социальные чувства и Социальное мышление
Социальные установки – предрасположенность субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что они имеют сложную структуру и включают в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и действовать относительно данного социального объекта определенным образом.
Структура социальной установки очень важна для ее понимания:
- Когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки)
- Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта)
- Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту)
Все элементы структуры находятся в тесной связи между собой, и изменение одного влечет за собой изменение другого.
Иными словами, социальная установка при формировании привычки к занятию физической культурой очень помогает, вырабатывает самодисциплину и желание постоянного движения. Разберем на примере. Маша всю жизнь хотела заниматься плаванием, но ей было страшно и неловко говорить, что в воде она держаться не умеет. Вскоре их семья переехала в деревню, где летом все ребята бегали на речку купаться. Объектом социальной установки стало всеобщее веселье от игр в воде и собственное желание научиться плавать. Эмоционально ей было очень важно и желанно быть с друзьями, а также освоить для себя новый навык и исполнить мечту. Основываясь на общности с друзьями, она поборола свой страх и впервые зашла в воду, ее поведение по отношению к объекту изменилось, вскоре она научилась плавать лучше всех и стала заниматься этим уже на постоянной основе.
Общность людей в занятии одним делом очень сближает и дает необходимую поддержку, когда в одиночном состоянии человек не всегда может побороть своих страхи и предубеждения. Человек – существо социальное, поэтому для него очень важно иметь возможность разделить свое увлечение и желание с единомышленниками, а при занятиях физической культурой эта особенность раскрывается как никогда ярко. В самом начале своего пути при занятии физической подготовки своего тела многие не могут побороть стеснение, но статистически, если рядом с начинающим находится старший товарищ и единомышленник, справиться с этим становится в разы проще.
Функции социальных установок:
- Приспособительная (инструментальная) – направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей
- Выражение ценностей – установки выступают как средство выражения личности, самореализации
- Защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности; защита от негативной информации, защита самооценки
- Организация знаний – организация представлений об окружающем мире
Социальные установки очень важны для формирования и направления человека в занятиях физической культурой, они служат хорошей основой для психологической подготовки личности в неизведанной для него среде.
Социальные чувства – это эмоции, которые зависят от мыслей, чувств или действий других людей. Примерами являются смущение, стыд, воодушевление, зависть, гордость и сочувствие.
Некоторые социальные эмоции также называют моральными эмоциями из-за фундаментальной роли, которую они играют в морали. Например, воодушевление – это восторг и восхищение поступком или словами другого человека, реакция на его действия.
Социальные чувства помогают сохранять мотивацию и противостоять собственным страхам в занятии физической культурой. Гордость и похвала других людей, воодушевление от успехов товарищей на данном поприще, вина перед группой в случае пропуска занятия физической подготовки или зависть успехам старших товарищей в спорте. Все это служит толчком для каждого человека, эмоционально подбадривая его и направляя в вырабатывании привычки к занятиям.
Социальное мышление – способность личности интерпретировать события жизни, поступки окружающих, свое собственное поведение тем или иным образом. Этот аспект плотно связан с двумя предыдущими. Социальное мышление вырабатывается с помощью Социальных установок и Социальных чувств, также способствуя и вдохновляя человека к занятиям физической культурой.
Ценностные ориентации и Ценности
Ценностные ориентации – выражение основных жизненных принципов человека, мировоззренческую и нравственную направленность его интересов, поступков, намерений, способов построения межличностных отношений.
Устойчивые ориентации образуют своего рода «ось сознания», обеспечивающую фиксированную модель поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов. Для того, чтобы физический «образ Я» сохранил собой устойчивость, необходима внутренняя и внешняя мотивация, которая бы побуждала человека к сознательной двигательной активности:
- Спортивное направление (с целью достижения высоких спортивных результатов)
- Оздоровительное направление (с целью укрепления здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения работоспособности и психологической устойчивости)
- Активный отдых (для снятия общего утомления, нервно-эмоционального напряжения)
- Профессионально-прикладное направление (с целью подготовки к будущей профессиональной деятельности)
Мотивы, связанные с содержанием и процессом занятий (эмоционально-двигательная динамика способствует проявлению мышечной «радости» и формированию ценностных ориентаций на подсознательном уровне физического восприятия.)
Ценностные ориентации и Ценности мотивируют человека заниматься и улучшаться в занятиях физической культурой, они являются основой выдержки и воли на пути формирования привычки к улучшению собственного состояния.
Также важно понимать, что без осознания ценности в своих занятиях, они, по сути, не имеют смысла. Человек никогда не сможет продолжительное время заниматься тем, в чем не видит ценность и важность, не видит смысла и цели, к которой он идет. Вопрос мотивации и осознания желаемого конечного результата, безусловно, очень важны, особенно в двигательной активности, непривычной для человека на начальных этапах.
Жизненная позиция личности
Жизненная позиция – индивидуальная перспектива, точка зрения, отношение личности в аспектах жизни, включая мировосприятие, убеждения и социальное взаимодействие.
Жизненная позиция одного человека может кардинально отличаться от другого, но каждый в той или иной мере хочет быть здоровым, счастливым и успешным членом общества. Аспект здоровья плотно связан с физической культурой и поддержанием своего организма в хорошем состоянии. Она оказывает влияние на рост и жизнь человека как личности, на его жизненные ориентиры и поступки, а также помогает в сложных ситуациях, напоминая о принципах и установках, поставленных человеком себе на жизнь. При вырабатывании привычки и желания, эмоциональной и психологической подготовки для занятий физической активности.
Для цитирования: Демеш В.П., Бакешин К.П., Дудус А.Н. Исследование методик физической подготовки студентов (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 112–115.
«С целью выявления у студентов преобладающих мотивов, побуждающих их к занятиям физической культурой и спортом, авторами был проведен в 2020–2021 учебном году анкетный опрос 120 студентов І–ІVкурсов, обучающихся на факультете таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. Об итогах проведенного опроса можно судить по следующим мотивам, получившим наибольшее предпочтение:
1. Избавиться от слабых сторон своего физического развития.
2. Желание готовить себя к будущей профессиональной работе.
3. Всегда быть готовым к самозащите.
4. Одержать победу на соревнованиях.
5. Получить удовлетворение от процесса учебно-тренировочной работы.
Анализ результатов проведенного анкетного опроса показал, что у большинства студентов старших курсов (более 65 %) происходит изменение преобладающих мотивов, побуждающих их заниматься физической культурой и спортом, усиливается мотивация подготовки себя к будущей профессиональной работе.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы подробно разобрали как важны социально-психологические качества при занятии физической культурой. Рассмотрели каждый аспект в отдельности, и нашли необходимые для выработки привычки и мотивации к занятиям этапы.
Главное помнить, что всегда самое сложное – это сделать первый шаг, но если вы правильно настроите себя и найдете силы для него, то никакие преграды не смогут встать у вас на пути.