Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(272)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шарифова Э.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 5(272). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/272/144862 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Шарифова Эльвира Рафаел к-зы
студент, Елабужский институт Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Нуриева Алеся Радиевна
научный руководитель, старший преподаватель, Елабужский институт Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Статья освещает вопросы формирования физической активности у старших дошкольников, а также практических знаний, умений и навыков безопасного поведения при организации занятий с детьми под руководством родителей по спортивно-оздоровительной работе и игровой деятельности. Авторы предлагают инновационный подход к решению этой проблемы, основанный на изучении психологических качеств личности дошкольника со стороны родителей, развитие его интереса к разнообразным видам спортивно-игровой деятельности, формирования волевых качеств в достижении личного успеха, координации и согласованности физических движений, улучшении самочувствия ребенка, укрепление его здоровья, силы и выносливости. В частности, это может быть организация походов, экскурсий по родному краю, проведение закаливающих процедур, купания на открытых водоемах, организация подвижных игр с мячом и другим спортивным инвентарем в условиях семейного воспитания.

 

Ключевые слова: родители, старший дошкольник, физическая активность, разнообразие видов деятельности.

 

Традиционно, под физической активностью детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) понимают личный интерес и желание отдельно взятого мальчика или девочки, посещающего или не посещающего дошкольное образовательное учреждений, участвовать в спортивно-игровой, танцевально-развлекательной, культурно-образовательной, экологической, туристической и иных видах деятельности, под руководством их старших наставников или самостоятельно [1].

В качестве старших наставников дошкольников обычно выступают родители ребенка, воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и лица их заменяющих, в том числе родственники ребёнка, например, братья и сёстры, бабушки и дедушки, а также их близкие друзья и товарищи детей дошкольного возраста.

По ряду причин самостоятельная физическая активность старших дошкольников, особенно со стороны родителей и педагогов ДОУ может быть ограничена рядом параметров, в качестве которых выступают: правила поведения на улице и в общественных местах, территориальные признаки местожительства детей, специфика организации досуговой, спортивной, игровой деятельности, способы, виды, формы работы, с участием дошкольников во время проведения прогулок, экскурсий, походов, купания и множества других дел ребенка [1].

Различают высокий уровень физической активности дошкольников, например, детей, занимающихся в спортивной секции, танцевальном кружке и другие; средний и даже низкий уровень. Здесь многое зависит от состояния здоровья старшего дошкольника, его психологических и умственных способной, возможностей родителей и лиц их заменяющих.

Для педагогических работников в качестве критериев оценки физической активности дошкольника часто выступает количество спортивно-игровых, танцевальных занятий, степень участия дошкольников, личные достижения ребенка и победы или участие в спортивных конкурсах, соревнованиях и многое другое [1].

Родителям детей дошкольного возраста, как правило, сложнее оценивать уровень физической активности своих детей, так как большинство из них не владеют знаниями, умениями и навыками, интереса к такой исследовательской работе, а многие из них считают её даже напрасной тратой времени, с чем нельзя согласиться.

Передовой педагогический опыт в работе со старшими дошкольниками в области развития их физической активности показывает, что без тесного, доброжелательного контакта между родителями, педагогическими, медицинскими и иными специалистами в области образования, воспитания, обучения подрастающего поколения нам в современных условиях развития общества просто не обойтись.

В частности, это может быть организация родителей с детьми походов выходного дня, экскурсий по родному краю, проведение закаливающих процедур, таких как, купание на открытых водоемах: в речке на озере или в море; организация подвижных игр с мячом и другим спортивным инвентарем в условиях семейного воспитания, а также многое, многое другое [2].

Сущность инновационного подхода к решению этих проблем, должна быть основана, прежде всего, на глубоком изучении психологических качеств, возможностей личности дошкольника со стороны его родителей в области физического развития и формирования физических качеств личности ребенка, таких, как сила, гибкость, быстрота реакции и т.п. Важно также развивать интерес дошкольника к разнообразным видам спортивно-игровой деятельности, формировать у них волевые качества в достижении личного успеха, координации и согласованности физических движений, улучшение показателей самочувствия ребенка, укрепление его здоровья и выносливости [3]. Здесь, на наш взгляд, необходимо дать критический обзор ряду негативных явлений, встречающихся на пути родителей по развитию физической активности дошкольников и нашей жизни, например, это:

  1. Детские спортивные и игровые площадки, которые во множестве своем появились по месту жительства детей, в том числе и для ребят старшего дошкольного возраста могут стать, а зачастую и становятся не только средством развития физической активности каждой из малочисленных групп, занимающихся на них ребят, но и фактором повышенного риска состояния будущего здоровья ребенка.
  2. В действительности, негативные тенденции от ярко-раскрашенных, но малопривлекательных меж дворовых сооружений достаточно много. Связано это, в первую очередь, с получением травм различной степени тяжести, особенно в ненастную погоду.

За ними следуют факты физического и психического насилия со стороны, прежде всего, алкоголиков и наркоманов, людей с психическими и психиатрическими отклонениями. Далее следуют угрозы со стороны ребят подросткового возраста, в том числе и девочек. Всё это, порой, приводит даже гибели детей, не говоря уже о расстройствах состояния здоровья старшего дошкольника.

  1. Наблюдается малочисленность детских и подростковых клубов по месту жительства детей, за регламентированность их работы. Большинство из них вообще не занимаются работой с дошкольниками и их родителями. Характерно это и для города Елабуга РТ, особенно в её старой, исторической части. При этом количество пустующих помещений, учебных зданий, выпускников–специалистов, готовых послужить на благо подрастающего поколения – просто зашкаливает!
  2. Отсутствуют системно-целевые, а главное, бесплатные программы, при поддержке со стороны среднего и крупного бизнеса, по развитию массовой физической активности детей и учащейся молодежи, взаимодействию между ними. Это, на наш взгляд, существенно влияет на дошкольников, ухудшая их самочувствие, что приводит к раннему разобщению детей и взрослых между собой, включая родителей, бабушек и дедушек.
  3. Фактически, мы наблюдаем ухудшение уровня, качества совместной жизни большой части детей и их родителей, снижение в оценке критериев по формированию внутренних и даже внешних факторов психологического благополучия ребенка в семье, со стороны общества, а, следовательно, и всего будущего общества [3].
  4. Наблюдается существенный рост нецензурной лексики между родителями, в том числе, по отношению к детям всех возрастных групп, включая дошкольный возраст.
  5. Взрослые часто шутят между собой, что даже в детской песочнице ребята не играют, не занимаются физической активностью, не общаются друг с другом, а заняты просмотром видеохостингов на своих смартфонах, причем, как правило, индивидуально.

Возможно, именно поэтому не так часто ныне увидишь родителей, дошкольников и других детей в парках и скверах в качестве равноправных участников спортивных состязаний, таких как бадминтон, настольный теннис, соревнования по бегу, прыжкам, игры со скакалкой, обручем, мячом и многому другому.

На наш взгляд, очень редко проводятся соревнования на лучшего водителя детского самоката, велосипеда, роликовых коньков, пилотов по управлению воздушным змеем, планером, организации детских подвижных игр, танцам и плаванию в летний период, с участием дошкольников, а также других детей их родителей с использованием соответствующего инвентаря в межсезонье, ненастную погоду или в зимнее время года.

Не секрет, что из роста цен, товаров и услуг большинство экскурсий по родному краю, организация пешеходных туристических семейных походов, совместный отдых детворы и их родителей у реки, моря для многих людей – это непозволительная роскошь Следовательно, именно поэтому, необходимы государственные программы обучения родителей по формированию, развитию физической активности детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, механизмы их реализации.

В срочном порядке следует направить усилия общества на укрепление меж возрастного взаимодействия детей и их родителей, исследовать средства их современной коммуникации, личной заинтересованности. Здесь особенно необходима поддержка со стороны государства и общества в таких вопросах, как вариативность семейного отдыха с детьми, совместные занятия детей и их родителей по физической культуре, спорту, массовому туризму, организации подвижных игр, спортивных развлечений и т.п.

Наконец, необходимо активизировать структуру подготовки педагогических кадров, на базе педагогических вузов, лицеев и колледжей по работе родителей с детьми дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Для этого следует глубоко изучить и как можно быстрее возродить лучшие традиции дошкольного, школьного, внешкольного образования, работу детских и молодежных общественных объединений по месту их жительства. Важно организовать глубокое изучение исторического прошлого Российской Федерации (включая опыт СССР) в решении вопросов по поддержке авторитета; родителей, предпринять меры для укрепления роли семейного воспитания жизни братских народов нашей страны, укрепления межнациональных связей и отношений.

 

Список литературы:
1. Малозёмова, И. И. М19 Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические основы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. И. Малозёмова; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург: - 2018. C. -93.
2. Курочкина, И. Н. Этикет. Методы обучения и воспитания в области дошкольного образования / И. Н. Курочкина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – C. – 122.
3. Бучкова, О.В. Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания / О.В. Бучкова, Н.И. Демидова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 404-405. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93096/ (дата обращения: 02.02.2024).