ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(274)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(274)
ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование конкурентоспособной личности. На рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности.
Школа уделяла и будет продолжать уделять большое внимание проблеме трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания школьников. Изменения, которые сейчас происходят в системе образования, потребовала эффективного решения задач трудового воспитания.
Необходимость в пересмотре назначения и характере школьного трудового воспитания, которые побудили к жизни новые нестандартные подходы. Для того чтобы помочь учащимся в выборе вида деятельности в старших классах, работу по профориентации надо начинать с начальной школы. Я считаю, что начальная школа это первая ступень школьной профориентационной работы. Большое поле деятельности для этого внеурочная деятельность в начальных классах. В программу по внеурочной деятельности большое внимание, уделено различным разделам о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.
Данную деятельность с целью расширения знаний детей о мире профессий и воспитания уважения к труду и людям труда можно организовать в форме бесед, диспутов «круглых столов» и экскурсий.
Исследуя опыт учителей, выявлено, что организация работы по трудовому воспитанию учащихся начальных классов занимают огромное значение экскурсии. Я считаю, что много можно говорить о профессиях с учащимися, но большой эффект может дать ребенку только увиденное собственными глазами. Когда, происходит формирование у них эмоционально-положительного отношения к человеку труда. В итоге расширяется представление детей, устанавливается сложившееся положительное отношение к разным профессиям. Также учащиеся на экскурсиях знакомятся с производством, технологическим процессом, оборудованием, приборами, машинами, технологией изготовления той или иной продукции, объемами производства, трудом людей разных специальностей, занятыми в конкретной сфере деятельности.
Во время экскурсии дети могут задавать вопросы как работникам производства, но и одноклассникам, где формируются коммуникативные способности.
После экскурсии нужно провести рефлексию. Лучше это оформить в виде рисунка, поделки или составление рассказа «Что я видел на экскурсии» Организовать выставку рисунков и поделок.
Любая экскурсия требует детальной подготовки, она должна включать тему, цели и задачи, содержания экскурсии, изучение места, составления маршрутного листа и объекта наблюдения. Заранее учащимся дать задание по сбору информаций об объекте наблюдения.
В основном экскурсию можно проводить, примерно, по такому плану:
1. Выбираем маршрут и по пути следования к месту проведения экскурсии выполняем задание, проверяем какую информацию добыли учащиеся по объекту наблюдения.
2. Проводим беседу о цели и задачах экскурсии, инструктаж о правилах поведения и технике безопасности.
3. Беседа (рассказ) по теме экскурсии. Организованное наблюдение.
4. Подведение итогов экскурсии.
Объектом экскурсии могут быть:
- музеи, где учащиеся могут познакомиться с орудиями труда наших бабушек и прабабушек, также с профессиями археолог, экскурсовод и т.д. ;
- агрокомплексы, знакомство зерновыми культурами и с профессией агроном;
- животноводческие фермы, позволят увидеть современные технологии по доению и кормлению животных, узнают о работе ветеринара;
- пожарная часть, познакомит детей с опасной и интересной профессией спасателя;
- аптека, расширяем знания детей о профессиях работников социальной сферы, знакомятся с профессией фармацевт и правилами пользования лекарствами, о возможных последствиях не правильного обращения с медикаментами;
- парк, наблюдая за деревьями и птицами учащиеся лучше запомнят их названия и узнают кто такие дендролог и орнитолог.
Очень важно непосредственное знакомство школьников с представителями рабочих профессий. Живые рассказы этих людей убеждают учащихся в важности любой рабочей профессии, помогают становлению личности, выбору правильного жизненного пути.
Наша реальность дает богатый материал для формирования представлений о роли труда в жизни людей, трудовом героизме народа в годы войны и в наши дни, о профессиях тружеников города и села, технической оснащенности современного производства. На конкретных примерах во время экскурсий дети убеждаются в том, что дает труд людям, от чего зависит их материальное и духовное благополучие, могущество нашей страны. Таким образом, проделанная мною работа позволила сделать вывод, что труд, действительно мощное воспитательное средство. Трудовое воспитание ребенка с раннего возраста приводит к положительным результатам. Труд закаляет ребенка физически, развивает его мыслительные способности. Независимо от того, какое задание поручено ребенку, он думает о том, как это сделать, сколько времени нужно затратить и какие навыки необходимо применить.
В результате чего учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, закрепляя свой кругозор.