Статья:

ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(274)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рахимуллина Р.Ф. ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 7(274). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/274/145206 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рахимуллина Рамзия Фанисовна
студент, Елабужский институт (Приволжского) федерального университета, РФ. г. Елабуга
Еремеева Ольга Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры ТиМДиНО, Елабужский институт (Приволжского) федерального университета, РФ. г. Елабуга

 

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование конкурентоспособной личности. На рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности.

Школа уделяла и будет продолжать уделять большое внимание проблеме трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания школьников. Изменения, которые сейчас происходят в системе образования, потребовала эффективного решения задач трудового воспитания.

Необходимость в пересмотре назначения и характере школьного трудового воспитания, которые побудили к жизни новые нестандартные подходы. Для того чтобы помочь учащимся в выборе вида деятельности в старших классах, работу по профориентации надо начинать с начальной школы. Я считаю, что начальная школа это первая ступень школьной профориентационной работы. Большое поле деятельности для этого внеурочная деятельность в начальных классах. В программу по внеурочной деятельности большое внимание, уделено различным разделам о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых. 

Данную деятельность с целью расширения знаний детей о мире профессий и воспитания уважения к труду и людям труда можно организовать в форме бесед, диспутов «круглых столов» и экскурсий.

Исследуя опыт учителей, выявлено, что организация работы по трудовому воспитанию учащихся начальных классов занимают огромное значение экскурсии. Я считаю, что много можно говорить о профессиях с учащимися, но большой эффект может дать ребенку только увиденное собственными глазами. Когда, происходит формирование у них эмоционально-положительного отношения к человеку труда. В итоге расширяется представление детей, устанавливается сложившееся положительное отношение к разным профессиям. Также учащиеся на экскурсиях знакомятся с производством, технологическим процессом, оборудованием, приборами, машинами, технологией изготовления той или иной продукции, объемами производства, трудом людей разных специальностей, занятыми в конкретной сфере деятельности.

Во время экскурсии дети могут задавать вопросы как работникам производства, но и одноклассникам, где формируются коммуникативные способности.

После экскурсии нужно провести рефлексию. Лучше это оформить в виде рисунка, поделки или составление рассказа «Что я видел на экскурсии» Организовать выставку рисунков и поделок.

Любая экскурсия требует детальной подготовки, она должна включать тему, цели и задачи, содержания экскурсии, изучение места, составления маршрутного листа и объекта наблюдения. Заранее учащимся дать задание по сбору информаций об объекте наблюдения.

В основном экскурсию можно проводить, примерно, по такому плану:

1. Выбираем маршрут и по пути следования к месту проведения экскурсии выполняем задание, проверяем какую информацию добыли учащиеся по объекту наблюдения.

2. Проводим беседу о цели и задачах экскурсии, инструктаж о правилах поведения и технике безопасности.

3. Беседа (рассказ) по теме экскурсии. Организованное наблюдение.

4. Подведение итогов экскурсии.

Объектом экскурсии могут быть:

- музеи, где учащиеся могут познакомиться с орудиями труда наших бабушек и прабабушек, также с профессиями археолог, экскурсовод и т.д. ;

- агрокомплексы, знакомство зерновыми культурами и с профессией агроном;

- животноводческие фермы, позволят увидеть современные технологии по доению и кормлению животных, узнают о работе ветеринара;

- пожарная часть, познакомит детей с опасной и интересной профессией спасателя;

- аптека, расширяем знания детей о профессиях работников социальной сферы, знакомятся с профессией фармацевт и правилами пользования лекарствами, о возможных последствиях не правильного обращения с медикаментами;

- парк, наблюдая за деревьями и птицами учащиеся лучше запомнят их названия и узнают кто такие дендролог и орнитолог.

Очень важно непосредственное знакомство школьников с представителями рабочих профессий. Живые рассказы этих людей убеждают учащихся в важности любой рабочей профессии, помогают становлению личности, выбору правильного жизненного пути.   

Наша реальность дает богатый материал для формирования представлений о роли труда в жизни людей, трудовом героизме народа в годы войны и в наши дни, о профессиях тружеников города и села, технической оснащенности современного производства. На конкретных примерах во время экскурсий дети убеждаются в том, что дает труд людям, от чего зависит их материальное и духовное благополучие, могущество нашей страны. Таким образом, проделанная мною работа позволила сделать вывод, что труд, действительно мощное воспитательное средство. Трудовое воспитание ребенка с раннего возраста приводит к положительным результатам. Труд закаляет ребенка физически, развивает его мыслительные способности. Независимо от того, какое задание поручено ребенку, он думает о том, как это сделать, сколько времени нужно затратить и какие навыки необходимо применить.

В результате чего учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, закрепляя свой кругозор.

 

Список литературы:
1. Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками Пособие для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1969. — 303 с.: ил.
2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель /Основные направления деятельности.- М.: Вербум- М,2001.
3. Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: Учебное пособие для высших и специальных учебных заведений: 2 книги. 1 часть. Казань: Магариф, 2008.-367стр.