Статья:

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ КОНФИСКАЦИИ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Пиптенко Е.А. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ КОНФИСКАЦИИ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 9(276). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/276/145520 (дата обращения: 13.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ КОНФИСКАЦИИ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Пиптенко Елена Анатольевна
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Несмотря на то, что в административном законодательстве появилась возможность применения конфискации как наказания за административные правонарушения, количество таких нарушений не уменьшается и продолжает расти.

Статья 3.7 КоАП РФ регламентирует порядок применения административного наказания в виде конфискации орудий совершения или предметов административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ [1] судья при вынесении постановления о применении конфискации должен решить, в какую собственность РФ или субъекта РФ будут обращены конфискованные орудия и предметы правонарушения.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей закреплен в ст. 27.14 КоАП РФ, где содержится содержание и порядок применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В ч. 1 данной статьи арест определяется как специальная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая применяется в том случае, когда нельзя произвести изъятие орудий совершения либо предметов административного правонарушения и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

В ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [2] (далее – Закон об исполнительном производстве) содержатся общие правила ареста имущества. К основаниям применения меры административного принуждения в виде ареста товаров, транспортных средств и иных вещей относятся:

- указанные товары, транспортные средства и иные вещи являются орудиями совершения или предметами административного правонарушения;

- невозможно изъять эти товары, транспортные средства и иные вещи;

- их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Арест может применятся как обеспечительное по своему характеру действие при выполнении исполнительного документа о взыскании денежных средств, но и как самостоятельная мера принудительного исполнения исполнительного документа, выданного судом в целях принятия мер обеспечения иска. Как правило, обеспечение исковых требований еще на стадии судебного разбирательства является одной из наиболее эффективных мер, позволяющих обеспечить реальное выполнение решения суда в будущем. Судебный пристав накладывает арест только на то имущество, которое указано в решении суда.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов (далее – ФССП) и ее территориальные органы. Принудительное исполнение исполнительных документов возлагается на судебно-исполнительную службу.

Так, например, по данным Главного управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым и г. Севастополю (далее – ГУ ФССП по Республике Крым) за 2023 год общее количество арестов достигло 2 888, что на 4 425 арестов меньше, чем за 2022 год (7 313). Сумма арестованного имущества также уменьшилась на 472 274 тыс. руб. (1 097 088 тыс. руб. в 2023 году против 1 569 362 тыс. руб. в 2022).

Сумма, полученная от принудительной реализации арестованного имущества, составила 25 703 тыс. руб., что на 3 594 тыс. руб. меньше, чем за 2022 год (29 297 тыс. руб.). В свою очередь увеличилась сумма арестованного имущества, переданного взыскателям, - на 113 436 тыс. руб. (123 478 тыс. руб. в 2023 году против 10 042 тыс. руб. в 2022 году) [5].

Законодательством предусмотрено право обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, в том числе, постановления о наложении ареста и акты описи имущества как в порядке подчиненности, так и в судебном порядке.

Приведем пример. ООО «Престиж» обратилось в суд о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество Общества и акт о наложении ареста (описи имущества) по исполнительному производству. Обосновав это тем, что арест имущества Общества был проведен с нарушением требований закона в отсутствие двух понятых, о чем свидетельствует врученный судебным приставом-исполнителем представителю Общества экземпляр акта ареста (описи) имущества Общества.

Согласно содержанию представленного в суд представителем Общества копии акта ареста (описи) имущества при совершении данного исполнительного действия присутствовал только один понятой.

Суд признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество ООО «Престиж» и акта о наложении ареста (описи имущества) по исполнительному производству [4].

Арест движимого имущества производится только на основании акта о наложении ареста (описи имущества). Напротив, наложение ареста на недвижимое имущество осуществляется только по постановлению судебного пристава-исполнителя для его исполнения регистрирующим органом.

Приведем пример. Так, Крестьянское фермерское хозяйство обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на торги. По мнению заявителя, судебный пристав-исполнитель не наложил арест на агрегат мукомольный, поэтому это имущество не могло быть передано на торги.

Арбитражный суд отклонил как не соответствующий нормам Закона об исполнительном производстве довод заявителя о том, что на реализацию неверно передан агрегат, не подвергнутый аресту. Суд указал, что для наложения ареста на имущество должника судебному приставу-исполнителю достаточно составить акт описи и ареста имущества. Поэтому агрегат мукомольный считается подвернутым аресту с момента составления акта описи и ареста имущества. Следовательно, судебный пристав-исполнитель верно указал в постановлении о наложении ареста лишь недвижимое имущество, запрет распоряжаться которым должен исполняться регистрирующим органом [3].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что арест товаров, транспортных средств и иных вещей является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая применяется с целью обеспечения сохранности доказательств по делу об административном правонарушении, пресечения противоправного деяния и недопущения вредных последствий его развития, обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении в качестве административного наказания конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Резюмируя вышеизложенное стоит отметить, что процедура назначения административной конфискации состоит из следующих последовательных этапов:

- составление процессуального протокола, отражающего обстоятельства проступка и описывающего предметы и орудия;

- составление процессуального акта в случае изъятия установленных предметов и орудий для пресечения правонарушения;

- передача изъятых предметов на хранение должностному лицу либо органу, составившему протокол;

- направление материалов в суд для рассмотрение дела и исследование судом переданных ему материалов;

- вынесение решения о применении конфискации, однако назначение санкции в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения осуществляется по решению суда, т.к. конфискация является дополнительным видом наказания.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 41. - Ст. 4849.
3. Обобщение и анализ возникших в судебной практике вопросов, связанных с рассмотрением дел об оспаривании решений и действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей // Официальный сайт Арбитражного суда Республики Крым: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://crimea.arbitr.ru (дата обращения: 02.03.2024).
4. Решение Красноперекопского районного суда г. Красноперекопска Республики Крым от 11.01.2021 по делу №0020Г «О признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя» // Официальный сайт Красноперекопского районного суда: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krasnoperekopskiy.krm.sudrf.ru (дата обращения: 02.03.2024).
5. Справка о деятельности ГУ ФССП России по Республике Крым и г. Севастополю за 2023 год // Официальный сайт ГУ ФССП России по Республике Крым: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://r82.fssp.gov.ru (дата обращения: 02.03.2024).