ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ КОНФИСКАЦИИ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ КОНФИСКАЦИИ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Несмотря на то, что в административном законодательстве появилась возможность применения конфискации как наказания за административные правонарушения, количество таких нарушений не уменьшается и продолжает расти.
Статья 3.7 КоАП РФ регламентирует порядок применения административного наказания в виде конфискации орудий совершения или предметов административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ [1] судья при вынесении постановления о применении конфискации должен решить, в какую собственность РФ или субъекта РФ будут обращены конфискованные орудия и предметы правонарушения.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей закреплен в ст. 27.14 КоАП РФ, где содержится содержание и порядок применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В ч. 1 данной статьи арест определяется как специальная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая применяется в том случае, когда нельзя произвести изъятие орудий совершения либо предметов административного правонарушения и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.
В ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [2] (далее – Закон об исполнительном производстве) содержатся общие правила ареста имущества. К основаниям применения меры административного принуждения в виде ареста товаров, транспортных средств и иных вещей относятся:
- указанные товары, транспортные средства и иные вещи являются орудиями совершения или предметами административного правонарушения;
- невозможно изъять эти товары, транспортные средства и иные вещи;
- их сохранность может быть обеспечена без изъятия.
Арест может применятся как обеспечительное по своему характеру действие при выполнении исполнительного документа о взыскании денежных средств, но и как самостоятельная мера принудительного исполнения исполнительного документа, выданного судом в целях принятия мер обеспечения иска. Как правило, обеспечение исковых требований еще на стадии судебного разбирательства является одной из наиболее эффективных мер, позволяющих обеспечить реальное выполнение решения суда в будущем. Судебный пристав накладывает арест только на то имущество, которое указано в решении суда.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов (далее – ФССП) и ее территориальные органы. Принудительное исполнение исполнительных документов возлагается на судебно-исполнительную службу.
Так, например, по данным Главного управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым и г. Севастополю (далее – ГУ ФССП по Республике Крым) за 2023 год общее количество арестов достигло 2 888, что на 4 425 арестов меньше, чем за 2022 год (7 313). Сумма арестованного имущества также уменьшилась на 472 274 тыс. руб. (1 097 088 тыс. руб. в 2023 году против 1 569 362 тыс. руб. в 2022).
Сумма, полученная от принудительной реализации арестованного имущества, составила 25 703 тыс. руб., что на 3 594 тыс. руб. меньше, чем за 2022 год (29 297 тыс. руб.). В свою очередь увеличилась сумма арестованного имущества, переданного взыскателям, - на 113 436 тыс. руб. (123 478 тыс. руб. в 2023 году против 10 042 тыс. руб. в 2022 году) [5].
Законодательством предусмотрено право обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, в том числе, постановления о наложении ареста и акты описи имущества как в порядке подчиненности, так и в судебном порядке.
Приведем пример. ООО «Престиж» обратилось в суд о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество Общества и акт о наложении ареста (описи имущества) по исполнительному производству. Обосновав это тем, что арест имущества Общества был проведен с нарушением требований закона в отсутствие двух понятых, о чем свидетельствует врученный судебным приставом-исполнителем представителю Общества экземпляр акта ареста (описи) имущества Общества.
Согласно содержанию представленного в суд представителем Общества копии акта ареста (описи) имущества при совершении данного исполнительного действия присутствовал только один понятой.
Суд признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество ООО «Престиж» и акта о наложении ареста (описи имущества) по исполнительному производству [4].
Арест движимого имущества производится только на основании акта о наложении ареста (описи имущества). Напротив, наложение ареста на недвижимое имущество осуществляется только по постановлению судебного пристава-исполнителя для его исполнения регистрирующим органом.
Приведем пример. Так, Крестьянское фермерское хозяйство обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на торги. По мнению заявителя, судебный пристав-исполнитель не наложил арест на агрегат мукомольный, поэтому это имущество не могло быть передано на торги.
Арбитражный суд отклонил как не соответствующий нормам Закона об исполнительном производстве довод заявителя о том, что на реализацию неверно передан агрегат, не подвергнутый аресту. Суд указал, что для наложения ареста на имущество должника судебному приставу-исполнителю достаточно составить акт описи и ареста имущества. Поэтому агрегат мукомольный считается подвернутым аресту с момента составления акта описи и ареста имущества. Следовательно, судебный пристав-исполнитель верно указал в постановлении о наложении ареста лишь недвижимое имущество, запрет распоряжаться которым должен исполняться регистрирующим органом [3].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что арест товаров, транспортных средств и иных вещей является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая применяется с целью обеспечения сохранности доказательств по делу об административном правонарушении, пресечения противоправного деяния и недопущения вредных последствий его развития, обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении в качестве административного наказания конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Резюмируя вышеизложенное стоит отметить, что процедура назначения административной конфискации состоит из следующих последовательных этапов:
- составление процессуального протокола, отражающего обстоятельства проступка и описывающего предметы и орудия;
- составление процессуального акта в случае изъятия установленных предметов и орудий для пресечения правонарушения;
- передача изъятых предметов на хранение должностному лицу либо органу, составившему протокол;
- направление материалов в суд для рассмотрение дела и исследование судом переданных ему материалов;
- вынесение решения о применении конфискации, однако назначение санкции в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения осуществляется по решению суда, т.к. конфискация является дополнительным видом наказания.