Статья:

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Королева С.А. ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 9(276). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/276/145634 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Королева Светлана Алексеевна
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны, прежде всего, связано с повышением качества государственного управления. Однако на пути решения этой задачи имеются серьезные препятствия, и одним из них является коррупция, в которой отражаются самые отрицательные моменты в организации и деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий и учреждений, многих граждан.

Одной из важнейшей правовой антикоррупционной мерой является установление юридической ответственности. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] (далее – ФЗ «О противодействии коррупции») содержит определение коррупции, которое называет лишь некоторые коррупционные правонарушения, но при этом не раскрывает их содержания и не указывает вид ответственности, который может наступить за их совершение.

В КоАП РФ [1] содержится более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера. Однако норм, предусматривающих административную ответственность непосредственно самих государственных служащих, в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях практически не содержится.

КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений, предусмотренных статьями 19.28 и 19.29. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции составляет 6 лет со дня совершения административного правонарушения.

Субъектам правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, являются только юридические лица. Применение административного наказания является не единственным юридическим последствием совершения вышеуказанного административного правонарушения. Для организаций, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, устанавливается двухлетний запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд. Сведения о факте привлечения организации к ответственности вносятся в Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, ведение Реестра обеспечивает Генеральная прокуратура РФ, а сам Реестр находится в общем доступе на официальном сайте прокуратуры.

Другим составом административного правонарушения, имеющим коррупционную направленность, является состав ст. 19.29 КоАП РФ. В качестве субъекта правонарушения указываются работодатель либо заказчик работ (услуг), которыми могут выступать юридические лица независимо от их организационно-правовой формы.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Так, например, суд выявил факт конфликта интересов и установил правомерность увольнения по основанию занятия должности бывшим муниципальным служащим в коммерческой организации. В нарушении указанных норм закона П., ранее занимавший должность начальника отдела по строительству, ЖКХ и благоустройству администрации города, в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов в целях получения согласия на трудоустройство в ООО «Юг-сервис» не обращался, и соответственно письменное согласие комиссии на трудоустройство в данное общество им не получено и работодателю не представлено.

Соответственно, в нарушение требований ч. 1 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» ООО «Юг-сервис» осуществил прием на работу бывшего муниципального служащего П. в отсутствие согласия на его трудоустройство комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов администрации города, создало условие для совершения коррупционных правонарушений [5].

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Неисполнение работодателем данной обязанности, закрепленной законом, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Установление административной ответственности за нарушение данного порядка нацелено на нейтрализацию коррупционных рисков и предотвращение конфликта публичных и частных интересов в случаях, когда отдельные функции по государственному управлению данными организациями (работодателем либо заказчиком работ/услуг) входили в должностные (служебные) обязанности бывшего федерального государственного служащего [4, с. 41].

В литературе отмечается, что следует устанавливать наличие у организации информации, полученной у работника, о том, что в период, не превышающий 2 года до заключения трудового или гражданско-правового договора, гражданин являлся государственным служащим, поскольку установление вышестоящим судом отсутствия вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, может стать основанием для отмены постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности и прекращения дела об административном правонарушении в его отношении [3, с. 244].

Резюмируя, стоит отметить, что несмотря на то, что в действующем законодательстве имеются составы административного правонарушения, направленного на борьбу с коррупцией, существует только небольшое количество таких отношений, для предотвращения которых могли бы быть использованы административные меры.

Обобщая изложенное, необходимо сделать вывод о том, что при отсутствии официального перечня административных коррупционных правонарушений целесообразно относить к их числу лишь незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), а к числу правонарушений, связанных с коррупцией - незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29  КоАП РФ).

Отнесение к коррупционным составам административного правонарушения, как правило, условное, но может быть использовано для профилактики коррупции и проведения научных исследований в области противодействия коррупции.

Анализ содержащихся в КоАП РФ норм, предусматривающих ответственность за правонарушения коррупционного характера, позволяет сделать вывод, что включенные в него составы коррупционных правонарушений размещены в различных главах Особенной части КоАП РФ, чем затрудняется возможность их правоприменения.

Для борьбы с коррупцией, являющейся сложной, комплексной социально-правовой проблемой, необходимо сочетание применяемых различных мер и средств, для чего нужны объединяющие усилия со стороны государства и общества, а также соответствующая антикоррупционная политика в системе государственной службы и действенный механизм ее реализации.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
3. Зиотдинова А.Ю., Пономарев А.В. Производство по делам об административных правонарушениях, связанных с коррупцией // Modern Science. - 2021. - № 3-4. - С. 242-247.
4. Сморчкова Л.Н. Административно-правовая ответственность организаций как средство противодействия коррупции // Современная наука. – 2021. - № 6. – С. 39-43.
5. Судебная практика по противодействию коррупции администрации г. Красноперекопска // Официальный сайт администрации г. Красноперекопска Республики Крым: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krp.rk.gov.ru/ (дата обращения: 06.06.2024).