ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ КАК ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ КАК ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PROSECUTORIAL VERIFICATION OF THE EXECUTION OF LAWS AS A LEGAL MEANS OF PROSECUTORIAL ACTIVITY
Valentina Beldy
Master’s student St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the R.F. Prosecutor General's Office, Russia, Saint Petersburg
Аннотация. На основе понимания сущности правовых средств с позиции инструментальной теории права и анализа подходов к определению места прокурорской проверки исполнения законов среди правовых средств прокурорской деятельности делается вывод о том, что прокурорская проверка исполнения законов является сложным институтом, объединяющим разноуровневые правовые средства прокурорской деятельности.
Abstract. Based on the understanding of the essence of legal means from the standpoint of the instrumental theory of law and the analysis of approaches to determining the place of prosecutorial verification of the execution of laws among the legal means of prosecutorial activity, it is concluded that the prosecutorial verification of the execution of laws is a complex institution combining multi-level legal means of prosecutorial activity.
Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурорская проверка исполнения законов, правовые средства прокурорской деятельности
Keywords: prosecutorial supervision, prosecutorial verification of the execution of laws, legal means of prosecutorial activity
Прокурорская проверка исполнения законов (так называемая «общенадзорная» проверка) довольно активно изучается в науке прокурорской деятельности. Между тем, нельзя назвать однозначно решенным исследователями вопрос о том, что именно представляет собой данный институт как явление юридической действительности: разными учеными она определяется как полномочие, правовое средство прокурора, форма и содержание прокурорского надзора.
Достаточно распространенным в специализированной литературе является представление о прокурорской проверке как о правовом средстве прокурорской деятельности [1, с. 138].
В теории прокурорской деятельности проблематике определения правовых средств прокурора, а также места в их спектре проверки исполнения законов, уделено немало внимания, при этом точки зрения на данный вопрос весьма разнообразны. В данной связи изучению подлежит категория «правовое средство», значение, придаваемое ей не только в теории прокурорской деятельности, но и в теории права в целом.
Ученые-юристы понятием «средство» оперируют в самых разных значениях, используя как в отношении права в целом, так и применительно к, например, многообразным режимам правового регулирования, элементам его механизма.
Не вызывает сомнений тезис о том, что само понятие «средство» несет в своем содержании представления о цели (мысленной модели результата) и результатом, наступающим в действительности, т.е. обозначает явления, выступающие посредниками между ними. В свою очередь, цели и результаты всегда заключают в себе определенную информацию о средствах и способах своей реализации [2, с. 174]. Исходя из этого, можно в какой-то степени согласиться с подходом, взятым за основу представителями инструментальной теории права: правовые средства – это институциональные образования правовой действительности, использование которых в специальной правовой деятельности приводит к достижению определенного результата в решении социально-экономических, политических, нравственных и иных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на современном этапе. Данная концепция, однако, включает в круг правовых средств едва ли не все явления правовой реальности, в том числе, например, и нормы права (определяемые как «средства-установления»). Солидаризируясь с таким подходом, исследователи предлагают следующее определение понятия «правовые средства»: совокупность нормативных установлений, институтов, приемов и деятельность субъектов права по их реализации, направленная на достижение правовых целей, обеспечиваемая государством и выполняющая конкретные функции, которые определяются их целевым предназначением и сферой осуществления [3, с. 95].
Как было отмечено выше, категория «правовые средства» выступает предметом исследования и с позиций теории прокурорской деятельности. Внимание уделяется и вопросам включения в круг правовых средств прокурора проверки исполнения законов, ее места среди оных.
Филиппенко С.В., выделяя общность правовых средств, применяемых для выявления нарушений закона, в свою очередь разделяет ее на две группы: 1) правовые средства мониторинга состояния законности; 2) средства, применяемые в ходе проверок информации о нарушениях закона [4, с. 207].
Ергашев Е.Р., Габышева Е.А., также классифицируя правовые средства прокурора по целевому назначению, определяют прокурорскую проверку исполнения законов как «важнейшее средство выявления нарушений закона» [5, с. 40].
Коршунова О.Н. в коллективной монографии «Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики» обращает внимание на ошибочность отождествления категорий «правовые средства прокурорской деятельности» и «средства прокурорской деятельности». В качестве правового средства прокурорского надзора рассматривается не сама проверка, а право на ее проведение [6, с. 7].
Корешникова Н.Р., исследуя правовые средства прокурора через призму упомянутой выше инструментальной теории права с использованием функционального подхода, выделяет два уровня правовых средств: первичный и операционный. К первичному предлагается относить полномочия прокурора как правовую основу его непосредственной деятельности». К операционному уровню – те правовые средства, которые находятся в непосредственном оперативном распоряжении прокурора; в свою очередь, они делятся на правовые средства выявления нарушений законов и на правовые средства реагирования на выявленные нарушения [7, с. 89].
Данный подход видится компромиссным, поскольку позволяет, избежав противоречий, объединить в единой парадигме такие категории как право на проведение прокурорской проверки, определяя его как полномочие и, следовательно, правовое средство первичного уровня, и собственно проверку (совокупность действий и решений) как правовое средство операционного уровня, направленное на непосредственное выявление нарушений закона. Сходная позиция прослеживается и у других авторов: поскольку полномочия реализуются через соответствующие средства, сущность полномочия прокурора проводить проверку заключается в праве и обязанности прибегать к средству — проверке [8, с. 7].
Таким образом, прокурорская проверка исполнения законов – сложный институт, объединяющий в себе разноуровневые правовые средства прокурорской деятельности: установленное законом полномочие на ее осуществление и собственно совокупность проверочных мероприятий.