Статья:

О ВЛИЯНИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Михайлова Б.А. О ВЛИЯНИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 9(276). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/276/145724 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О ВЛИЯНИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ

Михайлова Банесса Айааловна
студент Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Михайлова Анна Викторовна
научный руководитель, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

Аннотация. В работе изучается влияние цифровизации на муниципальное управление. Рассматриваются преимущества и вызовы, связанные с внедрением цифровых технологий в процессы управления на муниципальном уровне, включая улучшение сбора и анализа данных, оптимизацию ресурсов и более прозрачное управление. Несмотря на преимущества, статья также указывает на вызовы, такие как проблемы безопасности данных, цифровое неравенство и необходимость обновления технической базы.

 

Ключевые слова: цифровизация, муниципальное управление, цифровые технологии, анализ данных.

 

В течение последних двух десятилетий наблюдается интенсивное развитие цифровых технологий, что приводит к существенным трансформациям в мировом развитии и выделяет ключевые черты новой технологической эпохи. Этот процесс становится определяющим для перехода от информационного к цифровому обществу, что соответствует концепции «длинных волн Кондратьева». Важно отметить, что такой эволюционный сдвиг несет с собой значительные последствия для экономических, политических и социальных систем.

Одним из ключевых аспектов этой трансформации является влияние цифровизации на муниципальное управление. Стремительное внедрение цифровых технологий в процессы управления городами и районами представляет собой не только техническое изменение, но и фундаментальное изменение подходов к решению социально-экономических задач.

Цифровизация обеспечивает совершенствование систем сбора и анализа данных, что в свою очередь способствует более точному прогнозированию и принятию управленческих решений на муниципальном уровне. Автоматизация процессов позволяет эффективнее распределять ресурсы и оптимизировать работу государственных и муниципальных структур.

Кроме того, цифровые инструменты предоставляют новые возможности для взаимодействия между государственными органами, общественными институтами и гражданами. Создание электронных платформ для обратной связи и участия граждан в процессах принятия решений способствует более прозрачному и демократичному управлению.

Однако, несмотря на все преимущества, внедрение цифровых технологий в муниципальное управление также вносит свои вызовы и риски. Проблемы безопасности данных, цифровое неравенство, а также необходимость постоянного обновления технической базы - лишь некоторые из них. Поэтому важно разрабатывать комплексные стратегии цифровизации, учитывающие разнообразные аспекты данного процесса и ориентированные на повышение качества жизни граждан[4, с. 218].

Скоростное развитие информационных технологий и доступа к интернету вызвало всплеск использования цифровых инструментов, оказавших значительное влияние на управление на муниципальном уровне. Цифровая трансформация, как явление глобального масштаба, переопределяет принципы и методы управления, а также роль государства и местного самоуправления. Этот процесс не ограничивается лишь техническими инновациями, он подразумевает переосмысление организационных структур и стратегий взаимодействия с использованием передовых технологий и анализа данных.

Трансформация муниципального управления в условиях цифровой эры означает не только переход к электронным базам данных и автоматизации процессов, но и изменение в подходах к принятию решений и взаимодействию с обществом. Важно понимать, что цифровые технологии не просто предоставляют новые инструменты для решения традиционных задач, но и стимулируют пересмотр устаревших моделей управления и развитие инновационных подходов к управлению ресурсами и общественными процессами.

Принципиальное значение цифровой трансформации для муниципального управления заключается в возможности более эффективного использования ресурсов, улучшения качества предоставляемых услуг и повышения уровня вовлеченности граждан в процессы принятия решений. За счет цифровизации происходит оптимизация бюрократических процессов, ускорение передачи информации и повышение прозрачности деятельности муниципальных органов.

Кроме того, цифровые технологии способствуют более точному и своевременному анализу данных, что облегчает прогнозирование и планирование развития территорий. Это открывает новые возможности для разработки и внедрения инновационных проектов и программ, направленных на решение актуальных социально-экономических проблем.

Тем не менее, следует отметить, что процесс цифровизации муниципального управления не лишен вызовов и рисков. Важно учитывать вопросы кибербезопасности, проблемы доступности цифровых технологий для всех слоев населения и необходимость обеспечения конфиденциальности персональных данных граждан[4, с. 222].

Цифровая трансформация проникает в различные аспекты общественной жизни, однако ее распространение неоднородно как между различными странами, так и внутри каждой страны на уровне муниципалитетов. В то время как на федеральном уровне реализуются крупные высокотехнологичные проекты, ситуация в муниципальной сфере более сложна и разнообразна.

Этот дисбаланс в осуществлении цифровизации вызван различными факторами, такими как доступность ресурсов, уровень технической готовности, политические приоритеты и культурные особенности. В некоторых случаях муниципалитеты сталкиваются с ограниченным бюджетом и ограниченными техническими возможностями, что затрудняет реализацию цифровых проектов и инициатив.

Более того, на муниципальном уровне часто наблюдается нехватка специалистов с необходимыми знаниями и навыками в области цифровых технологий, а также недостаточная осведомленность и поддержка со стороны местных властей. Эти факторы создают сложности в осуществлении цифровизации и могут привести к увеличению цифрового неравенства между различными регионами и населенными пунктами.

Однако необходимо признать, что муниципалитеты также обладают определенными преимуществами и возможностями для развития цифровых технологий. Например, небольшие города и районы могут быть более гибкими в принятии инноваций и более близкими к своим жителям, что способствует более быстрой и адаптированной реализации цифровых проектов на местном уровне.

Таким образом, несмотря на сложности, связанные с неравномерностью цифровизации на уровне муниципальных образований, важно разрабатывать и реализовывать стратегии и программы, направленные на устранение преград и поощрение развития цифровых технологий во всех регионах. Это позволит достичь более равномерного и устойчивого развития общества в целом. [8, с 176].

В контексте современных тенденций можно утверждать, что использование цифровых технологий играет ключевую роль в развитии муниципального управления (далее – МУ), что имеет потенциал оказать значительное влияние на уровень развития муниципальных образований и, следовательно, на страну в целом. Это свидетельствует о необходимости изучения направлений цифровой трансформации в сфере МУ как в России, так и в мировой практике.

Муниципальное управление является важным звеном в системе государственного управления, и внедрение цифровых технологий в эту сферу может привести к существенным изменениям в эффективности и прозрачности деятельности местных органов власти. Развитие цифровых инструментов позволяет оптимизировать процессы управления ресурсами, улучшить качество предоставляемых услуг и повысить уровень вовлеченности граждан в принятие решений.

Одним из ключевых направлений цифровой трансформации в муниципальном управлении является развитие электронного правительства, что включает в себя создание электронных платформ для взаимодействия граждан с муниципальными структурами, автоматизацию процессов предоставления государственных услуг и улучшение открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления.

Также следует отметить значимость цифровизации в области сбора и анализа данных, что позволяет более точно прогнозировать и планировать развитие территорий, а также принимать обоснованные управленческие решения на основе данных. Внедрение систем цифровой аналитики и мониторинга позволяет эффективнее управлять ресурсами и реагировать на изменения в окружающей среде[6, с. 48].

Цель работы заключается в определении основных направлений внедрения цифровых технологий в муниципальное управление в России.

Цифровая трансформация в муниципальном управлении представляет собой комплексный процесс, охватывающий внедрение новейших цифровых технологий, электронное управление, документооборот, а также разработку и использование электронных сервисов и информационных технологий (ИТ). Этот процесс направлен на повышение эффективности управления на муниципальном уровне и обеспечение качественных услуг для жителей муниципальных образований.

В контексте цифровой трансформации МУ, считается распространенным представление о внедрении новейших цифровых технологий в деятельность органов местного самоуправления и муниципальных структур. Это включает в себя электронное управление, электронный документооборот, а также создание и использование различных электронных сервисов. Основная цель заключается в повышении эффективности процессов управления и предоставления качественных услуг жителям муниципальных образований[1, c. 136].

Электронное управление становится важным аспектом цифровой трансформации МУ, позволяя автоматизировать процессы принятия решений, координации деятельности различных структур и обеспечивать более эффективное взаимодействие между органами местного самоуправления. Электронный документооборот способствует ускорению обработки документов, сокращению бюрократических процедур и повышению прозрачности деятельности муниципальных структур.

Создание и использование электронных сервисов также играет важную роль в цифровой трансформации МУ. Это включает в себя разработку онлайн-платформ для предоставления различных услуг гражданам, таких как запись на прием к врачу, получение разрешений и лицензий, оплата коммунальных услуг и другие. Это не только облегчает доступ к услугам для жителей, но и снижает нагрузку на административные ресурсы муниципалитетов[2, c. 163].

При анализе проблемы цифровой трансформации муниципального управления заслуживает внимания исследование, проведенное Демидовым А.Ю. и Лукашовым А.И. Они представили глубокий анализ процесса цифровой трансформации публичного управления, обращая внимание на его особенности и основанный на зарубежном опыте[9, c. 29].

Кроме того, интерес представляет исследование Меконнена Г. о роли и значении искусственного интеллекта в социально-экономическом развитии. Автор доказывает, что искусственный интеллект становится всё более востребованным как в государственном управлении, так и при организации работы органов МУ, особенно в разработке и реализации эффективных стратегий использования муниципальных ресурсов[10, c. 82].

Усова Н.В. и Логинов М.П. также отмечают в своей работе, что в условиях цифровой трансформации общества особую актуальность приобретает использование цифровых технологий в системе муниципального управления. Этот факт подчеркивает важность развития и внедрения инновационных подходов и технологий в сфере МУ для обеспечения эффективности и прозрачности государственных процессов на муниципальном уровне[7, c. 48].

Исследование, проведенное Селезневой М.П., Кочетковой А.С. и Чиркуновой Е.К., выявило значительное влияние уровня цифровых компетенций сотрудников муниципальных учреждений на процесс цифрового развития муниципальных образований. Показано, что в тех случаях, когда у служащих имеются базовые цифровые навыки и понимание цифровых технологий, процесс цифровизации территорий протекает более эффективно и активно.

Авторы исследования отмечают, что в муниципальных образованиях, где преобладает молодой персонал до 50 лет с высшим образованием, наблюдается интенсивная цифровизация и заметный прогресс в развитии местной экономики, а также улучшении функционирования муниципального управления.

С другой стороны, в случае отсутствия соответствующих цифровых навыков у работников муниципальных структур возникает риск стагнации муниципалитетов и снижения эффективности муниципального управления. Это подчеркивает важность обеспечения персонала муниципальных учреждений необходимыми цифровыми компетенциями для успешной реализации цифровых проектов и программ развития[5, c. 201].

В современных исследованиях активно обсуждаются общие проблемы, связанные с цифровизацией управления на муниципальном уровне. Один из ключевых аспектов состоит в обеспечении доступности цифровых технологий и их максимального использования широким населением. В этом контексте важным направлением является расширение возможностей мобильного доступа к интернету. Исследователи получают ценные выводы относительно электронной готовности административно-территориальных единиц, отмечая проблемы цифрового разрыва, особенно в доступе к интернету и его использовании.

Органы муниципального управления, разрабатывая и внедряя планы «цифрового обустройства» территорий, не должны выступать в качестве единственных поставщиков сетевых услуг. Вместо этого их роль заключается в координации усилий различных участников процесса цифровизации, чтобы достичь синергетического эффекта от их действий и обеспечить рациональное использование местных ресурсов для развития необходимой инфраструктуры [8, c. 176].

В настоящее время в российских муниципалитетах активно внедряются концепции и программы цифрового развития. Однако их полная реализация пока остается вопросом. Сейчас основное внимание уделяется попыткам приспособиться к мировому тренду создания цифрового общества и перехода к цифровым механизмам управления.

Прежде всего, это связано с внедрением различных цифровых технологий, которые способны качественно изменить систему муниципального управления. Среди них как уже устоявшиеся «классические» цифровые инструменты, такие как большие базы данных, распределенные реестры, искусственный интеллект, интернет вещей и машинное обучение, так и инновационные разработки, разрабатываемые на местном уровне.

Опыт крупных мировых мегаполисов свидетельствует о том, что при внедрении цифровых технологий в муниципальное управление все большее значение придается использованию больших баз данных. Муниципалитеты собирают и анализируют данные о различных аспектах деятельности, такие как лицензии, запросы на услуги, жалобы граждан, планирование инвестиций, административные данные о доходах и закупках, а также результаты опросов. Кроме того, активно используются встроенные сенсоры, информация из социальных медиа и данные, полученные с помощью краудсорсинга. Разнообразие данных, которыми располагают муниципалитеты, позволяет проводить глубокий анализ, который способен значительно повлиять на эффективность муниципального управления[9, c. 34].

При внедрении цифровых технологий на местном уровне, одним из важных направлений становится использование больших данных в управлении чрезвычайными ситуациями. Главная задача заключается в подготовке к и реагировании на чрезвычайные события, которые требуют активации городских ресурсов новыми способами и создания новых данных и операционных процессов.

Необходимость доступа к качественным данным для решения этих задач, особенно в условиях быстро меняющихся обстоятельств и неполной информации, подчеркивает важность создания цифровой инфраструктуры, разработки протоколов и организационных единиц в муниципальном управлении. Это позволит эффективно справляться с вызовами чрезвычайных ситуаций и обеспечивать безопасность и благополучие населения[10, c. 83].

Общее понимание цифровой трансформации муниципального управления (МУ) предполагает комплекс мер, направленных на улучшение и совершенствование процессов. Эти меры включают в себя пересмотр технологической и организационной базы, основанный на внедрении и развитии цифровых коммуникаций для более эффективного взаимодействия с гражданами в процессе удовлетворения их потребностей и ожиданий. В условиях новой цифровой эпохи государственные служащие и должностные лица МУ сталкиваются с новыми ролями и обязанностями, что подчеркивает важность их соответствующей цифровой подготовки.

При планировании цифровых преобразований в муниципальных образованиях необходимо учитывать культурные и образовательные изменения. Так как как роль и структура системы МУ должны адаптироваться к условиям цифровой трансформации, важным является определение приоритетных направлений цифровой трансформации МУ и их перспектив в контексте цифрового управления.

Анализ научных публикаций и мировой опыт внедрения цифровых технологий позволяют выделить дополнительные аспекты влияния цифровой трансформации МУ. Среди них особенно значимы формирование цифровых компетенций должностных лиц МУ и развитие цифрового взаимодействия между МУ и местным бизнесом[3, c. 53.

Формирование цифровых компетенций сотрудников муниципальных учреждений предполагает развитие навыков информационной грамотности, умение работать с данными, эффективное взаимодействие и совместная работа, создание цифрового контента (включая программирование), а также обеспечение кибербезопасности и умение решать проблемы. Эффективное владение цифровыми технологиями требует понимания основных принципов и механизмов, лежащих в их основе, а также умения использовать различные устройства, приложения и сети.

Еще одним важным аспектом цифровой трансформации муниципального управления является изменение отношений с бизнесом, который часто опережает власть в использовании цифровых технологий. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на возможностях и значимости использования цифровых технологий для достижения конечных результатов при взаимодействии муниципального управления и бизнеса. Однако существует опасность, что цифровая трансформация ограничится лишь незначительными улучшениями, не приведя к кардинальным изменениям в процессе взаимодействия между органами муниципального управления и бизнесом. В этом контексте цифровая трансформация должна означать изменение всей системы муниципального управления, включая снижение ненужного вмешательства в деятельность бизнеса.

В заключении можно отметить, что цифровая модернизация представляет собой неизбежный этап эволюции системы управления. Однако важно понимать, что цифровая трансформация — это глобальная цивилизационная революция, которая превращает информационное общество в цифровое. Этот процесс затрагивает все сферы жизни, включая экономику и личную сферу, и будет продолжаться до примерно 2030 года в соответствии с концепцией «длинных волн».

В России цифровая трансформация муниципального управления происходит постепенно, однако ее темпы кажутся весьма медленными. Местные органы власти могут получить значительные преимущества от внедрения цифровых технологий. Например, отказ от бумажных процессов повышает эффективность и производительность, а хранение документов в облаке обеспечивает защиту от киберугроз. Широкий доступ к сети Wi-Fi и мобильным устройствам позволяет сотрудникам получать доступ к данным и обновлять их в любое время и из любого места. Это также освобождает время, которое ранее тратилось на поиск бумажных файлов и ввод данных, для решения более важных задач. Благодаря цифровой трансформации услуги могут быть предоставлены жителям более оперативно и прозрачно.

Кроме того, цифровая трансформация муниципального управления способствует улучшению отношений с жителями, которые могут получать услуги по требованию круглосуточно. Однако внедрение цифровых технологий представляет собой долгий путь, поскольку многие органы муниципального управления все еще оперируют устаревшими системами и технологиями, требующими замены.

В заключение можно сказать, что цифровая трансформация муниципального управления представляет собой значимый этап в эволюции местного самоуправления, который способствует увеличению обоснованности и эффективности его деятельности в контексте формирования цифрового общества. В отличие от бизнеса, где цифровая трансформация происходит быстро, для МУ она представляет собой стратегическую программу, внедрение которой происходит поэтапно. Новые технологии внедряются и совершенствуются, сотрудники обучаются и применяют новые цифровые решения, а организационная культура постепенно переходит к использованию цифровых систем управления.

На сегодняшний день существует множество технологий и программных продуктов, направленных на облегчение перехода муниципальной сферы к цифровому управлению. Они призваны сделать этот процесс максимально плавным и понятным для всех участников. Это открывает широкие перспективы для исследования различных аспектов цифровизации МУ.

Одним из интересующих направлений исследований может быть анализ процесса взаимодействия жителей муниципального образования с органами местного самоуправления на цифровых платформах. Это важный аспект, который требует дальнейшего изучения и анализа для оптимизации механизмов взаимодействия и повышения эффективности цифрового управления на муниципальном уровне.

 

Список литературы:
1. Ватлина Л.В. Цифровые инструменты в системе муниципального самоуправления // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 4 (130). - С. 136.
2. Куценко Д.О. Диджитализация муниципального управления в крупном городе: инструменты, барьеры и стратегии // Управленческое консультирование. 2020. № 6. - С. 163.
3. Митрофанова И.В., Пьянкова С.Г., Ергунова О.Т. Цифровизация муниципальной экономики: глобальные тренды и практика российских муниципалитетов // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 10 (87). - С. 53.
4. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Изд. второе, испр. и доп. М.: КомНьюс Груп, 2019. – С. 218.
5. Селезнёва М.П., Кочеткова А.С., Чиркунова Е.К. Цифровая трансформация системы муниципального управления в регионе // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 11-1 (81). - С. 201.
6. Ульянов А.Ю. Цифровая трансформация муниципального управления: способы оптимизации и оценки эффективности // Информационное общество. 2022. № 2. - С. 48.
7. Усова Н.В., Логинов М.П. К оценке цифровой зрелости управления муниципалитетом // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 2. - С. 48.
8. Belyakova O.V. Digital Transformation of Public Administration: Achievements and Problems // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 106. - P. 174-180. 
9. Demidov A.Yu., Lukashov A.I., Selected approaches to digital transformation of public administration // Public Administration. 2021. № 1 (129). P. 28-34.
10. Mekonnen J.G. Digital Transformation in the Public Sector: IT Alignment as a Moderator // ACIS 2020 Proceedings. 2020. – 82, 83 p.