Задача оптимизации взаимодействия продавца и рынка с применением теории игр
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов


участников



XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Задача оптимизации взаимодействия продавца и рынка с применением теории игр
В статье формулируется задача предварительного маркетингового исследования для реальной торговой фирмы, что делается с целью максимизации предполагаемой прибыли. Задача решается с применением теории матричных игр и линейного программирования.
Прежде чем принять решение о завозе нового товара любая солидная торговая фирма должна провести маркетинговое исследование. В маркетинговых же исследованиях довольно часто применяется теория матричных игр. Роль одного из игроков играет сама фирма, роль другого – конъюнктура рынка и спрос покупателей.
Теория матричных игр находится в тесной связи с линейным программированием, так как каждая конечная игра двух лиц с нулевой суммой может быть представлена как задача линейного программирования и решена симплексным, а в более простом случае графическим методом, и наоборот, задача линейного программирования может быть представлена как игра [2].
Рассмотрим небольшую задачу оптимизации взаимодействия торговой фирмы с рынком или задачу предварительного маркетингового исследования.
Торговая фирма может завести для продажи в различных пропорциях товары четырёх типов – А1, А2, А3 и А4. Их реализация и доход фирмы зависят от вида товара и состояния спроса. Предполагается, что спрос может иметь два состояния – В1 и В2. Данные о прибыли, которая может быть получена от продажи товаров при различных состояниях спроса представлены матрицей А (aij(руб.) – прибыль на вложенный рубль, i- номер товара, j –номер состояния спроса).
А=
Задача:
Определить оптимальные пропорции завоза товаров из условия максимизации средней прибыли.
Решение:
Применим теорию игр. Роль первого игрока- игрока А будет играть фирма, а роль второго игрока – игрока В – объективные обстоятельства, то есть спрос. Матрица А будет играть роль платёжной матрицы. Строки матрицы будем рассматривать как стратегии первого игрока, столбцы – как стратегии второго.
Из игры можно исключить стратегии. соответствующие первой и четвёртой строкам, назовём их А1 и А4, которые хуже стратегии А3, т.е. стратегии третьей строки. Другими словами, при всех состояниях спроса первый и четвёртый виды товаров не следует завозить, так как они обеспечивают прибыль на вложенный рубль меньшую, чем третий вид товара. Платёжная матрица упрощенной игры имеет вид:
А= 
 Определим верхнюю и нижнюю цены игры β и α (минимакс и максимин)(таблица 1):
Таблица 1.
| 
 
  | 
 B1  | 
 B2  | 
 α  | 
| 
 A2  | 
 5  | 
 2  | 
 2  | 
| 
 A3  | 
 2  | 
 6  | 
 2  | 
| 
 β  | 
 5  | 
 6  | 
 α=2 β=5  | 
Нижняя и верхняя цены игры не равны, значит оптимальное решение игры следует искать среди смешанных стратегий. Обозначим наборы вероятностей чистых стратегий игроков 
 и 
.
Сведём игру относительно объективных обстоятельств, а точнее второго игрока – спроса к задаче линейного программирования:
,где 
,![]()
ν – цена игры или средняя прибыль на вложенный рубль.
Задача линейного программирования в отнормированных на цену игры переменных выглядит следующим образом [3]:
![]()
                                                                                                        (1)
Так как задача (1) имеет только две неизвестных, решим её графически (рис.1).

Рисунок 1. Графическое решение задачи (1)
Областью допустимых решений задачи является выделенная область OABD, вектор градиента функции ![]()
 является биссектрисой координатного угла, линия 
 – линия уровня. Точка максимума функции 
 – точка B, которая является пересечением двух прямых, следовательно, её координаты даются системой:
![]()
Получается ![]()
, цена игры – она же средняя прибыль на вложенный рубль – 
.
Вероятности применения вторым игроком его чистых стратегий, они же вероятности состояний спроса:
, 
.
Следовательно, набор стратегий второго игрока – спроса 
, т.е. спрос 1-го типа будет иметь место с вероятностью 0,57, спрос второго типа – с вероятностью 0,43.
Для первого игрока – торговой фирмы составляем двойственную задачу:
где 
 ,
.
![]()
                                                                                                               (2)
Решение задачи (2) даётся решением системы:

.
Вероятности применения первым игроком его чистых стратегий, они же пропорции завоза фирмой товаров второго и третьего типа:
, 
.
Таким образом, полный набор стратегий первого игрока – торговой фирмы 
.
Таким образом, для продажи следует завозить товар второго и третьего типа в соотношении 57 %:43% от общего объёма товара, а товары первого и четвёртого типов завозить, вообще не следует. При этом средняя прибыль на вложенный рубль ν составит 26/7 или 3,71 руб.
Данная задача представляет собой фрагмент маркетинговых исследований для реальной торговой фирмы [1] и её решение имело реальное практическое применение.

