Статья:

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Шевляков К.А. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 11(278). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/278/145902 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ

Шевляков Кирилл Александрович
студент, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», РФ, г. Москва
Тясто Сергей Александрович
научный руководитель, канд. техн. наук, доц., Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», РФ, г. Москва

 

Повышение эффективности управления ресурсами в учебном процессе образовательных учреждений высшего образования является важным и актуальным вопросом в современной образовательной среде. Это связано с рядом факторов, которые влияют на успешность обучения студентов.

Рассмотрим прикладное решение «РЕКТОР-ВУЗ». Программа предназначена для составления расписания занятий в вузах и оптимизации нагрузки на преподавателей и аудитории. Программа состоит из четырех разделов: «Списки» (рис. 1), «Нагрузки», «Расписание» и «Замены».

 

Рисунок 1. Вкладка «Списки»

 

Раздел «Списки» служит для ввода, редактирования и печати списков кафедр, специальностей, групп, дисциплин, аудиторий, преподавателей и видов занятий. Раздел «Нагрузки» используется для ввода, редактирования и печати учебных планов по каждой специальности, нагрузок преподавателей, графиков распределения часов по неделям в пределах семестра, отчетов по загрузке преподавателей, кафедр и вуза в целом. Раздел «Расписание» предназначен для составления расписания по группам, преподавателям, аудиториями и вузу в целом. Раздел «Замены» позволяет оперировать заменами преподавателей [1].

Программа «РЕКТОР-ВУЗ» представляет собой эффективный инструмент для оптимизации нагрузки на преподавателей и использования аудиторий в образовательных учреждениях высшего образования.

Программа «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» является эффективным инструментом для оптимизации ресурсов в учебном процессе образовательных учреждений высшего образования. Ее функциональность и особенности позволяют достичь оптимального использования ресурсов и повысить эффективность образовательного процесса (рис. 2).

 

Рисунок 2. Процесс составления расписания

 

Программа «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» позволяет автоматизировать процесс составления расписания занятий, учитывая различные факторы, такие как доступность преподавателей, потребности студентов, требования к аудиториям и техническое оборудование. Это позволяет оптимизировать загрузку преподавателей, распределять занятия равномерно и избегать перекрытий, тем самым максимизируя использование доступных ресурсов.

Программа предоставляет возможность анализа и оптимизации расписания и использования ресурсов. Администрация учебного заведения может получить детальную информацию о загрузке преподавателей, использовании аудиторий и других ресурсов. Это позволяет выявить возможные узкие места, проблемы или неэффективности в использовании ресурсов и предпринять соответствующие меры для их решения.

Рассмотрим программу «Avtor High School». Она представляет собой эффективный инструмент для оптимизации ресурсов в учебном процессе образовательных учреждений среднего образования. [3].

Программа «Avtor High School» предоставляет инструменты для автоматизированного планирования расписания занятий. Она учитывает различные факторы, такие как доступность преподавателей, предпочтения студентов, требования к аудиториям и ресурсы школы. Это позволяет оптимально распределить нагрузку на преподавателей, избежать перекрытий и конфликтов в расписании, и максимизировать использование аудиторий и других ресурсов школы.

Программа «Avtor High School» позволяет эффективно использовать аудитории и другие ресурсы школы. Она учитывает вместимость аудиторий, особенности оборудования и другие факторы при планировании расписания занятий. Это помогает избежать неиспользования аудиторий и максимизировать использование доступных ресурсов.

Программа «Avtor High School» предоставляет возможность мониторинга и анализа использования ресурсов школы. Администрация школы может получить детальную информацию о загрузке преподавателей, использовании аудиторий и других ресурсов. Это позволяет выявить проблемные моменты и неэффективности, принимать меры для их устранения и улучшать использование ресурсов в будущем.

Для изучения методов и средств оптимизации ресурсов учебного процесса образовательной организации высшего образования необходимо сравнить и выявить сильные и слабые стороны каждого программного продукта.

Таблица 1.

Сравнение программного обеспечения для оптимизации ресурсов учебного процесса

 

«Ректор-ВУЗ»

«1С:Автоматизированное составление расписания. Университет»

«AVTOR High School»

Генерация отчетов о загрузке преподавателей

Да

Да

Нет

Учет дополнительных материальных ресурсов

Да

Нет

Нет

Использование алгоритмов машинного обучения

Нет

Да

Нет

Возможность интеграции с системой управления персоналом

Нет

Да

Нет

Гибкость в управлении ресурсами (преподаватели, аудитории)

Да

Да

Да

Автоматический учет праздничных и выходных дней

Да

Да

Нет

Поддержка сменного графика работы преподавателей

Нет

Да

Да

Интеграция с системой контроля доступа и безопасности

Нет

Да

Нет

Возможность резервного копирования и восстановления данных

Да

Да

Да

 

После проведенного сравнения программных продуктов можно выделить наиболее сильные и слабые стороны каждого из них.

В программе «Ректор-ВУЗ» наиболее простой и понятный интерфейс. В меню все пункты явно отображают свой смысл. Процесс составления расписания удобен и хорошо оптимизирован.

В программе «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» наибольший функционал по работе с расписанием непосредственно перед, во время и после составления расписания. Присутствует возможность оповещать студентов и преподавателей об изменении расписания по электронной почте.

В программе «AVTOR High School» самый простой в использовании интерфейс. Программа оптимально работает на слабом аппаратном обеспечении и поддерживает устаревшие версии «Windows».

В программе «Ректор-ВУЗ» нет возможности одновременной работы нескольких сотрудников, в том числе работы с одним расписанием с разных устройств.

В программе «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» излишнее количество побочных функций, которые отвлекают и путают рядового пользователя.

В программе «AVTOR High School» существенным недостатком является очень простой и из-за этого неоптимизированный процесс составления расписания.

 

Список литературы:
1. Сайт «Ректор-ВУЗ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rector.spb.ru/raspisanie-vuz-4u.php, свободный (дата обращения 10.03.2024 г.). 
2. Сайт «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://solutions.1c.ru/catalog/asp_univer/features, свободный (дата обращения 10.03.2024 г.). 
3. Сайт «ММИС Лаборатория» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mmis.ru/programs/avtor, свободный (дата обращения 10.03.2024 г.).