Статья:

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(279)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Эркаев Б.З. ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 12(279). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/278/146094 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Эркаев Бахтовар Зиератшоевич
студент, ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Щербатых Людмила Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания, ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец

 

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы влияния применения интерактивных платформ на формирование навыков самостоятельной работы у старшеклассников на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Авторы понимают проблему важности формирования навыков самостоятельной работы, а также затрагивают сложности, с которыми могут столкнуться учителя при развитии данных навыков в контексте  использования цифровых ресурсов.

 

Ключевые слова: цифровые ресурсы, интерактивные платформы, ЦОР, навыки самостоятельной работы, английский язык.

 

Цифровые ресурсы, а точнее их применение, стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Этот современный инструмент обучения позволяет не только заинтересовать и замотивировать, но и наглядно донести информацию, организовать моментальную обратную связь и составить урок или домашнее задание не только исходя из образовательных целей, но и принимая во внимание индивидуальные особенности каждого учащегося. Таким образом, повсеместное использование цифровых образовательных ресурсов легко объяснимо. Однако качество влияния этих ресурсов на формирование и совершенствование тех или иных навыков, необходимых для овладения иностранным языком является предметом дискуссии. Так как цифровые ресурсы имеют и определенные недостатки. Далее мы рассмотрим влияние онлайн платформ на развитие навыков самостоятельной работы у старшеклассников.

Однако прежде всего необходимо определить, что из себя представляю цифровые ресурсы. В первую очередь цифровые ресурсы подразумевают под собой информацию, содержащуюся в электронном виде в формате фото-, видео-, аудио-материалов и не только. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это информационные источники в цифровом формате, используемые в учебно-воспитательном процессе [1]. Именно такое определение дают в своей работе о ЦОР Елисеева Е.В. и Злобина С.Н.. Следовательно, ключевое отличие ЦОР от цифровых ресурсов заключается в том, что цифровые ресурсы не всегда созданы для достижения образовательных целей в отличие от ЦОР.

Сегодня цифровые образовательные ресурсы представлены в виде огромного количества интерактивных обучающих платформ, направленных на формирование и совершенствование всех необходимых для овладения английским языком навыков. Также учитель может использовать в своей работе и цифровые ресурсы, которые не являются созданными для выполнения задач обучения, однако предоставляют огромное количество аутентичных материалов, что помогает разнообразить урок и повысить его эффективность.

В рамках данной работы мы рассмотрим использование цифровых образовательных ресурсов именно в контексте формирования навыков самостоятельной работы. Такой выбор обусловлен в первую очередь актуальностью проблемы формирования таких навыков у школьников, в частности у старшеклассников. Для того, чтобы верно трактовать важность формирования таких навыков, необходимо понимать, что подразумевается под навыками самостоятельной работы. Никандров Н.Д. трактует самостоятельную работу как деятельность обучающихся, протекающую без руководства учителя, но направляемую и организуемую им [2; с. 163]. Таким образом, самостоятельная работа - это некоторая познавательная деятельность, проводимая учеником, но в какой-то степени инициируемая преподавателем. Данный вид деятельности позволяет обучающемуся проявить свои креативные способности и попрактиковать полученные ранее в процессе обучения навыки.

Исходя из этого, трудно переоценить важность формирования данных навыков, особенно в рамках обучения в школе. Это обусловлено тем, что взрослая жизнь, в частности студенческая, а затем и профессиональная сопряжены с постоянным поиском новой информации и самообразованием, а также самоконтролем. Учащийся сможет чувствовать себя увереннее в личных и профессиональных ситуациях, так как навык самостоятельной работы подразумевает также под собой самоорганизованность, самостоятельность и самоконтроль. Всё это только поможет в дальнейшей взрослой жизни и профессиональной деятельности. Таким образом, крайне важно уделять достаточное внимание развитию данного навыка.

Наиболее удобным инструментом в этом процессе могут стать цифровые ресурсы. Это обусловлено тем, что цифровые ресурсы часто дают ту необходимую свободу действий, которая нужна для овладения в полной мере навыком творческой и самостоятельной работы в целом, но так или иначе характерная им «вседозволенность» ограниченна заданием.  Данный тезис, подразумевает, что цифровые ресурсы более гибкие в плане процесса выполнения заданий, она подразумевают большую творческую свободу, а значит учащийся сможет принимать больше самостоятельных решений.

Отметим, что заданиями ЦОР для формирования навыков самостоятельной работы могут быть не только обычные интерактивные упражнения, соответствующие целям обучения, но и задания, предполагающие проектную деятельность в формате работы с цифровыми ресурсами. В свою очередь, проектная деятельность на интерактивных платформах, более удобна, понята и интересна учащимся, нежели чем привычный вариант. Это позволяет поддерживать уровень заинтересованности и мотивированности, что часто утрачивается учащимися, при отсутствии постоянного присутствия учителя на каждом из этапов проектной деятельности. Таким образом, нельзя не принимать во внимание влияние цифровых ресурсов на уровень мотивированности учащихся.

Кроме того, использование цифровых образовательных ресурсов на этапе развития навыков самостоятельной работы позволяет также развить навыки саморегуляции и самоконтроля. Онлайн платформы подразумевают мгновенную проверку решений, а значит учащийся сталкивается с необходимостью проанализировать свои ответы, выявить причину ошибки и исправить её.

Все эти качества и способности, которыми овладевает ученик вместе с формированием навыка самостоятельной работы положительно влияют на его будущую профессиональную жизнь, что уже является важным аргументом для того, чтобы уделять больше времени на формирование и совершенствование данного навыка. Отметим, что опыт дистанционного обучения, к сожалению, показал, что иногда и учителя испытывают затруднения в организации процесса самостоятельной работы учащихся, что сегодня является проблемой в силу некоторых тенденций в образовании в сторону дистанционного формата обучения.

          

Список литературы:
1. Елисеева Е. В., Злобина С. Н. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза // Вестник БГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-sostavlyayuschaya-innovatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-sovremennogo-vuza (дата обращения: 15.01.2024)
2. Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие. - Изд-во Казанского университета, 1985. - 192 с.