ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА В ЦЕЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА В ЦЕЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Контроль за деятельностью государственного органа необходим для законности его деятельности, обеспечения эффективного и целесообразного функционирования. Отсутствие должного контроля со стороны контрольных органов может привести к нецелевому использованию бюджетных средств, коррупции, снижению качества государственных услуг и доверия к власти. Поэтому создание и совершенствование единой системы контроля позволяет своевременно выявлять и пресекать угрозы экономической безопасности страны.
Федеральный закон О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ предусматривает принципы государственного и муниципального контроля при его организации [1]. Так, осуществление контроля за деятельностью государственного органа основывается на принципах: законности, открытости и доступности, оперативности. Контроль должен осуществляться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивать открытость и доступность информации, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, служебной тайны, а также должен обеспечивать оперативность контрольных мероприятий. Соблюдение этих принципов позволит повысить эффективность контроля, и как вследствие эффективность функционирования государственного органа.
Контроль деятельности государственного органа организуется в следующих формах:
1. Надведомственная форма. Данная форма подразумевает проведение контрольных мероприятий в отношении государственного органа уполномоченным контрольным органом.
2. Внутриведомственная форма. Основу данной формы составляет иерархия подчиненности, т. е. каждый объект управления должен контролировать деятельность непосредственно подчиненных объектов.
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) определяет такие методы осуществления государственного финансового контроля как проверка, ревизия и обследование. [2] Проверка представляет собой выполнение контрольных мероприятий по документальному и фактическому изучению законности финансовых операций, достоверности бюджетной отчетности в отношении объекта контроля. Ревизия, являясь одним из наиболее сложных методов контроля, предполагает всестороннее изучение правильности отражения фактов хозяйственной деятельности с целью получения достоверных финансовых результатов на предмет соответствия этих процедур действующему законодательству. [3] Обследование подразумевает анализ и оценку состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. По результатам проверки и ревизии оформляется акт, а результаты обследования оформляются заключением.
Помимо вышеперечисленных методов контроля в деятельности органов государственного управления следует выделить следующие:
- заслушивание отчетов лиц, замещающих должности в системе органов государственного управления;
- проведение периодической аттестации государственных служащих, направленной на оценку их соответствия занимаемым должностям;
- непосредственное изучение деятельности государственного органа за счет проведения бесед с государственными служащими должностными лицами государственного органа.
Так, организация контроля деятельности государственного органа представляет взаимосвязь таких составляющих как принципы, формы и методы контроля.
Контроль за деятельностью государственного органа способствует повышению эффективности его деятельности, а также позволяет своевременно выявлять и пресекать угрозы экономической безопасности страны. Поэтому организация контроля деятельности государственного органа является важным аспектом обеспечения безопасности государства. Отсутствие должного контроля может привести к следующим последствиям:
1. Нецелевое использованию бюджетных средств. Государственные органы могут использовать бюджетные средства не на те цели, на которые они были выделены. Поэтому неэффективное использование бюджетных ресурсов может нанести ущерб экономике страны.
2. Коррупция. Должностные лица могут использовать свое служебное положение для личного обогащения. Это может привести к тому, что государственные решения будут приниматься не в интересах общества, а в интересах отдельных лиц.
3. Снижение качества государственных услуг. Государственные органы могут не выполнять свои функции должным образом, что может привести к снижению качества предоставляемых государственных услуг.
Все вышеперечисленное создает угрозу для экономической безопасности как отдельного хозяйствующего субъекта, так и для государства в целом. В связи с этим необходим четкий контроль в отношении деятельности государственных органов уполномоченными контрольными органами, ведомствами.
Таким образом, организация контроля за деятельностью государственных органов требует постоянного улучшения, совершенствования с целью предотвращения нарушений, выявления коррумпированных лиц и повышения качества предоставляемых государственных услуг.