Статья:

Гибкость тарифов как способ увеличения объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом

Конференция: CXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Смирнова Ю.А. Гибкость тарифов как способ увеличения объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(113). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(113).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Гибкость тарифов как способ увеличения объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом

Смирнова Юлия Андреевна
студент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, РФ, г. Санкт-Петербург
Панюшкина Елена Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Пассажирские перевозки кампании ОАО «РЖД» занимают одно из ведущих мест среди всех видов транспорта, которыми пользуются россияне. При выборе данного вида перевозок хозяйствующие субъекты в первую очередь интересуются ценой за проездной билет или тарифом. Пассажирский железнодорожный тариф представляет собой установленную плату за реализацию транспортных услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа, а также сопутствующих услуг. При формировании тарифа, в числе прочих факторов, учтена значимость доступности железнодорожного транспорта для людей, поэтому в основе тарифа лежит себестоимость самой перевозки.

Из-за различий в видах железнодорожных перевозок кампания ОАО «РЖД» использует различные подходы в формировании ценовых тарифов. Ценовая политика в поездах дальнего следования существенно отличается от пригородных поездов. Так, в поездах дальнего следования за основу берется общий пассажирский тариф, в котором снижение стоимости одного км пути зависит от увеличения расстояния поездки. Кроме того, в расчёт берётся и в каком типе вагона, и на каком поезде едет пассажир. Цена плацкарта меньше купейного вагона. На скоростных поездах, где уровень комфорта выше и число остановок меньше, стоимость билета будет значительно дороже. Фирменные поезда так же предполагают высокий уровень услуг и комфорта, что влечёт за собой повышенную стоимость проездного билета.

В пригородных поездах используется другой тариф – пригородный, он существенно ниже общего и диаметрально противоположен. Здесь происходит всё наоборот, чем дальше ты едешь, тем больше стоит один км пути. В пригородных поездах применяются и другие виды тарифов, например – зонные, которые дифференцируются по периодам времени. Также стоимость билета может быть рассчитана в зависимости от того сколько километров человек проехал на поезде, такие тарифы носят название километровые. Большое число населения пользуется абонементными тарифами, которые очень удобны, когда человек имеет постоянное перемещение по одному и тому же маршруту. Абонементные тарифы ниже разовой оплаты, так как они включают в себя одномоментную оплату всех поездок за конкретный период времени [1]. Таким образом, чем выше спрос и меньше мест, тем выше цена на билеты. Это главное правило системы ценообразования на железнодорожном транспорте.

Важным фактором, от которого зависит цена билета становится сезон, в который планируется поездка. В течение года стоимость билета в одном направление может значительно меняться в зависимости от даты поездки. В периоды праздников, каникул, летних отпусков стоимость билетов значительно увеличивается из-за массового спроса на них. Для удобства пассажиров, каждый год ОАО «РЖД» представляет информацию об индексации своих тарифов на перевозки в зависимости от времени года. Ознакомившись с сезонными коэффициентами, можно рассчитать стоимость проезда на целый год, учитывая, что тариф на билет будет ниже в будние дни, чем в выходные. В некоторых случаях тариф на билет зависит не только от сезона и дня недели, но и от времени отправления/прибытия поезда. Следовательно, большим спросом пользуются вечерние поезда, а не поезда с ночным отправлением, поэтому и тариф на них будет выше. Цена также может зависеть от выбранного места в вагоне. Так, например, спрос на верхние места в купейном вагоне меньше, чем на нижние места, что приводит к установлению дифференцированной скидки на верхнюю полку [2].

Самые выгодные дни для покупки билета – первые дни начала продаж. Большинство билетов для продажи доступны за 90 дней до даты поездки. Чем раньше будет производиться покупка билета, тем стоимость на него будет меньше. Масштабное использование бонусных программ ОАО «РЖД» проявляется в различных акциях, скидках, а также льготном проезде для различных категорий граждан. При наличии большого количества багажа, которое не помещается в ручную кладь, можно воспользоваться багажным купе. Здесь действует общий багажный тариф, который включает в себя оплату погрузки, взвешивания, перевозки и выгрузки багажа и исчисляется по правилам тарифных расстояний [1].

При формировании цен на пассажирские перевозки обязательно учитывается уровень доходов населения. Пандемия коронавируса изменила привычную жизнь. Пострадали все отрасли экономики. В период локдауна передвижение пассажиров в пригородных поездах упало на 70%, а в поездах дальнего следования на 80% [3]. Правительство РФ включило пассажирские перевозки в список отраслей, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции.

Сейчас происходит постепенное восстановление отрасли, количество перевозок возрастает. Этому способствует политика цен на железной дороге для привлечения пассажиропотока. Так, в период отпусков и летних каникул ОАО «РЖД» предложили для школьников с 10 до 17 лет льготный проезд в двухэтажных купейных вагонах, а для многодетных семей – 20% скидку. Появилась новая акция, действовавшая до 25 августа 2020 года для всех без исключения пассажиров – это 30% скидка на верхние боковые места в плацкартном вагоне [4].

Итак, гибкость системы формирования тарифов на пассажирские перевозки позволила не только увеличить их объемы, но и определила векторы социальной помощи населению в условиях пандемии.

 

Список литературы:
1. Ценообразование на транспорте : учеб. пособие / В. В. Комарова, О. Б. Кадурова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. – 133 с. : ил.
2. ОАО «РЖД» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.rzd.ru/ru/9330 (Дата обращения 21.01.2021.)
3. Людмила Изъюрова, обозреватель «ТР» В условиях пандемии // Транспорт России – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://transportrussia.ru/item/5566-v-usloviyakh-pandemii.html (Дата обращения 21.01.2021.)
4. Ирина Мочалова Билеты на поезда подешевели: как железнодорожная отрасль стимулирует спрос // Сетевое издание «МК в Питере» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.mk.ru/economics/2020/07/21/bilety-na-poezda-podesheveli-kak-zheleznodorozhnaya-otrasl-stimuliruet-spros.html (Дата обращения 21.01.2021.)