Статья:

НАЛОГ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ирина В.Ц. НАЛОГ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146479 (дата обращения: 15.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЛОГ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ирина Вячеславовна Ципко
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Садчиков Михаил Николаевич
научный руководитель, д-р. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

В современном обществе тенденция самозанятости становится все более актуальной, отражая изменения в рыночной экономике и развитие технологий. Однако вместе с возросшей популярностью самозанятости возникают и новые вопросы, одним из ключевых является организация налогообложения.

На сегодняшний день отсутствует четкое определение самозанятых граждан, их признаки разрозненны в различных отраслевых правовых актах. В целях создания согласованного режима правового регулирования их деятельности предлагаем включить в законодательство следующую дефиницию: «самозанятый гражданин – физическое лицо, осуществляющее лично, то есть без привлечения наемных работников, вне статуса ИП предпринимательскую деятельность и являющееся плательщиком налога на профессиональный доход». При этом для обозначения совокупности самозанятых граждан и ИП, не имеющих наемных работников и уплачивающих налог на профессиональный доход (далее – НПД), вполне подходит термин «лица, являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход».

К.Ю. Лукьянов отмечает неоптимальность текущих налоговых ставок, особенно в контексте разницы в уплате налога при получении дохода от взаимодействия с физическими и юридическими лицами. Применение ставок в размерах 4% и 6%, хотя и имеет небольшую разницу, все равно приводит к ущемлению прав налогоплательщиков, взаимодействующих с юридическими лицами как с контрагентами [1, с. 36].

Кроме того, введение специального налогового режима привело к появлению таких правонарушений, как перевод сотрудников с трудового договора на работу в формате самозанятости. Это обусловлено уменьшением суммы обязательных платежей, которые должны отчислять работодатели. Так, не нужно уплачивать социальные и страховые взносы, а также сокращается величина налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем заключение гражданско-правовых договоров, которые по сути регулируют трудовые отношения между работником и работодателем, противоречит трудовому законодательству (ст. 15 Трудового кодекса РФ), за что предусмотрена административная ответственность. Это может привести к серьезным штрафам для организаций и даже к дисквалификации их должностных лиц, согласно ст. 5.27 КоАП РФ.

Конституционный Суд РФ подчеркнул изначальное право на свободный выбор при определении модели отношений и формы договора [2]. В то же время граждане, соглашаясь на заключение гражданско-правового договора вместо трудового и оформляя статус самозанятого, не всегда осознают последствия этого. Например, что самозанятый может быть признан виновным в ДТП при перевозке по путевому листу и нести ответственность за ущерб, причиненный третьему лицу, если не предоставит доказательства принадлежности транспортного средства организации, наличия своего статуса ее работника [4].

В связи с этим возникает проблема переквалификации гражданско-правовых отношений, в которых участвуют самозанятые граждане, в трудовые. Письмо ФНС России от 15 апреля 2022 года № ЕА-4-15/4674, касающееся мероприятий налогового контроля по НПД, создало условия для такой переквалификации по инициативе налоговых органов [3].

Излишняя активность налоговых органов может приводить к противоречивым ситуациям, когда налоги уплачены, но гражданин, чей доход переквалифицировали в зарплату, лишается защиты, предусмотренной трудовым законодательством.

Эта коллизия подчеркивает опасность смешения трудового и налогового законодательства, что может иметь непредсказуемые последствия.

Для решения указанных проблем представляется необходимым внести в Трудовой кодекс РФ и/или Закон об НПД норму, ограничивающую возможность переквалификации гражданско-правовых отношений с участием самозанятых в трудовые, если не доказано, что работодатель принуждал работника оформиться в качестве самозанятого.

Наконец, следует информировать самозанятых граждан о возможности изменения характера их взаимоотношений и о последствиях такого изменения.

Особое внимание стоит уделить последствиям неперечисления взносов во внебюджетные фонды. Поддерживая точку зрения М.В. Черных, отметим, что исключение широкого круга самозанятых граждан из системы пенсионного обеспечения и социального страхования может привести к нестабильности их правового положения в будущем [5, с. 106].

 

Список литературы:
1. Лукьянов К.Ю. Проблемные аспекты распространения специального налогового режима: налогово-правовые критерии // Финансовое право. 2023. № 2. С. 35-37.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 № 597-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Равинской Ларисы Вадимовны на нарушение ее конституционных прав статьями 11, 15, 16, 22 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
3. Письмо ФНС России от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 «О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
4. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 № 09АП-38396/2022 по делу № А40-44506/2022 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
5. Черных Н.В. Труд самозанятых – новая ли форма нетипичной занятости? // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 12. С. 98-108.