Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(285)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Кулиш Д.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 18(285). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/285/148680 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА

Кулиш Дарья Викторовна
студент, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, РФ, г. Орск
Мантрова Мария Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, РФ, г. Орск

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме психолого-педагогических детерминантов развития самовосприятия ребенка. По результатам экспериментального исследования определены психолого-педагогические детерминанты развития самовосприятия ребенка.

 

Ключевые слова: детерминанты, самовосприятие, самосознание, самооценка.

 

Психолого-педагогические детерминанты развития самовосприятия ребенка являются ключевым аспектом формирования личности в детском возрасте. В процессе взаимодействия с окружающей средой, включая семью, детский сад, школу и общество в целом, ребенок формирует представление о себе, своих способностях, достоинствах и недостатках. Психологический комфорт и успешное приспособление к социуму напрямую зависят от того, каким образом ребенок воспринимает самого себя. Психолого-педагогические детерминанты играют важную роль в этом процессе, представляя собой комплексный набор факторов, которые оказывают влияние на формирование и развитие самовосприятия у детей.

Вот мой пересказ текста с добавлением новой информации по теме развития самосознания у детей младшего школьного возраста:

Развитие самосознания - важнейший этап становления личности ребенка, который протекает особенно интенсивно в период обучения в начальной школе. В этом возрасте дети постепенно начинают более критично и требовательно относиться к себе и своим достижениям.

Первоклассники обычно склонны слишком позитивно оценивать свою успеваемость, приписывая неудачи исключительно внешним факторам. Однако уже во 2-3 классах ученики становятся более самокритичными, замечая и анализируя не только успехи, но и собственные промахи в учебе. Их самооценка перерастает из ситуативной в более обобщенную и независимую. 

Если в 1 классе дети почти полностью полагаются на мнение учителя и родителей при оценке своей работы, то со временем они обретают способность судить о своих достижениях более самостоятельно и критически относиться даже к оценкам педагога. Становясь устойчивой, самооценка начинает выполнять роль ключевого мотиватора деятельности младшего школьника.

Следует отметить, что самосознание формируется под влиянием как социальных (оценки окружающих, культурная среда), так и биологических (врожденные задатки, физическое состояние) факторов, которые неразрывно связаны и действуют в единстве. Поэтому для гармоничного развития личности ребенка и успешного формирования его самосознания требуется создание специальных психолого-педагогических условий.

Прежде всего, это оптимизация родительско-детских отношений, атмосферы любви, уважения и бережного отношения к индивидуальности каждого ребенка в семье. Немаловажную роль играет also построение адекватного стиля взаимодействия с учениками в школе, учитывающего возрастные особенности детей и способствующего развитию их самостоятельности и критического мышления.

Кроме того, целесообразно проведение специальных тренингов и упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки, уверенности в себе, осознание своих сильных и слабых сторон. Работа в данном направлении должна вестись совместно педагогами и психологами в тесном контакте с родителями. Создание благоприятных условий окажет существенное влияние на становление гармоничной личности ребенка с развитым самосознанием на данном возрастном этапе.

Этим и определяется актуальность нашего исследования.

С целью изучения развития самовосприятия ребенка нами было проведено экспериментальное исследование, на базе  Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 56 «Надежда». Орска". В исследование принимали участие 20 дошкольников в возрасте 6-7 лет.

Объектом исследования стало самовосприятие детей дошкольного возраста. Изучение уровня самовосприятия осуществлялось с использованием следующих методик: модифицированная методика «МЭДОС» (Р.В. Овчарова); методика «Лесенка»; методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Полученные результаты свидетельствуют, что общий уровень развития самовосприятия у детей средний, у 4 испытуемых (20%) -высокий уровень самовосприятия, у 14 испытуемых (70%) – средний уровень самовосприятия и только у 2 испытуемых (10%) – низкий уровень самовосприятия.

Таким образом, результаты констатирующего этапа свидетельствуют о необходимости проведения развивающе-коррекционной работы. Содержание развивающее-коррекционной работы разрабатывалось с учетом специфики детей дошкольного возраста [2].

Целью формирующего эксперимента явилась разработка и реализация программы с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие самовосприятия.

Развивающее-коррекционная работа с детьми включала разностороннюю деятельность.

Целью контрольного этапа являлось выявление эффективности реализованной системы работы, направленной на оптимизацию развития самовосприятие детей. Для реализации данной цели нами были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе нашего исследования.

Таким образом, в ходе исследования мы смогли проследить динамику развития самовосприятия у детей 6-7 лет. В ходе предложенной развивающе-коррекционной программы произошло развитие самовосприятия.

Экспериментально нами доказано, что использование упражнений, основанных на рефлексивных и коммуникативных технологиях, и направленных на обогащение знаний ребенка о себе и отношения к себе, является эффективным в развитии самовосприятия у детей подросткового возраста.

 

Список литературы: 
1. Верин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. –  2–е издание. –  СПб.: Издательство Михайлова В.А. – 2012. – 345 с. 
2. Бороздина, Л.В. Притязания и самооценка/ Л.В. Бороздина, Л.И. Вединская // Школьный психолог. – 2015.  –  №3. – С.15 – 18.
3. Волкова, Н. Особенности работы педагогов, психологов по формированию самооценки школьников/ Н. Волкова // Начальная школа. – 2016. – №3. – С. 108–111.
4. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под. ред. И.В. Дубровиной.  – М.: Академия, 2010. – 432 с.
5. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной.  – М.: АСТ, 2010. – 400с.
6. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология / К.О. Казанская. – М.: А–Приор, 2010. – 479 с.