Статья:

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ондар Д.С. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149258 (дата обращения: 10.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Ондар Долчун Сергеевна
магистрант, Тувинский государственный университет, РФ, г. Кызыл
Рахинский Дмитрий Владимирович
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Тувинский государственный университет, РФ, г. Кызыл

 

WAYS TO PROTECT COPYRIGHTS IN CIVIL LAW

 

Dolchun Ondar

Master, Tuva State University, Russia, Tuva

Dmitry Rakhinsky

Scientific adviser, Doctor of Philology, Professor, Tuva State University, Russia, Tuva

 

Аннотация. Статья рассматривает способы защиты авторских прав в гражданском праве. Анализируются основные средства правовой защиты авторских прав, такие как судебная защита, пресечение действий.

Abstract. The article examines ways to protect copyright in civil law. The main means of legal protection of copyright, such as judicial protection and suppression of actions, are analyzed.

 

Ключевые слова: авторское право, интеллектуальная собственность, судебная защита, плагиат.

Keywords: copyright, intellectual property, judicial protection, plagiarism.

 

Интеллектуальная собственность – это широкий и многогранный концепт, который объединяет в себе различные объекты, неотъемлемые от творческой деятельности. Термин «интеллектуальная собственность» относится к тем результатам интеллектуального труда, которые подлежат охране и имеют юридическую защиту.[1]

Согласно Бобковой О.В. физическое лицо или группа физических лиц (соавторы), создавшие какое-либо произведение литературы, науки или искусства, автоматически получают авторские права на него. А именно, согласно ст. 1255 ГК РФ, исключительные (имущественные) права на произведение и неисключительные (личные неимущественные) права:

  1. право авторства;
  2. право автора на имя;
  3. право на неприкосновенность произведения;
  4. право на обнародование произведения.[2]

В работе Андреевой Е.Ю. гласит, что авторское право - это законодательно установленное право на создание и использование интеллектуальных произведений. Авторское право предоставляет автору (или правообладателю) эксклюзивные права на использование своего произведения. Оно позволяет автору контролировать, как его произведение может быть использовано другими людьми, а также защищает его от несанкционированного использования или плагиата.[3]

Авторское право обеспечивает стимул для творческой деятельности, поскольку автор получает вознаграждение и защиту своих произведений, что способствует развитию культуры и искусства. Авторское право защищает интеллектуальную собственность автора, предотвращает несанкционированное использование его произведения и позволяет ему контролировать его коммерческую эксплуатацию.

Авторское право является ключевым элементом в сфере интеллектуальной собственности и имеет важное значение для общества в целом, поскольку оно способствует культурному и экономическому развитию, защите прав авторов и поощрению инноваций.

Например, права на вещание могут быть переданы или лицензированы третьим лицам на основании договоров.

Лицензирование организации эфирного вещания означает получение специального разрешения от государственных или регулирующих органов на осуществление деятельности по предоставлению профессионального эфирного телевещания или радиовещания. Лицензия выдается на определенный срок и с определенными условиями, которые организация должна соблюдать.

Значение лицензирования организации эфирного вещания заключается в следующем:

1. Юридическая защита. Лицензия является официальным документом, который подтверждает законность и правомочность организации для осуществления деятельности эфирного вещания. Это помогает предотвратить нарушения закона и незаконную конкуренцию.

2. Гарантия качества. Лицензия устанавливает определенные требования к организации и ее деятельности, включая профессиональный уровень вещания, соответствие этическим нормам и стандартам. Таким образом, лицензия защищает права и интересы зрителей и слушателей, обеспечивая высокое качество эфирного вещания.

3. Контроль государства. Лицензирование позволяет государству контролировать деятельность организаций эфирного вещания и обеспечивать соблюдение законодательства. Это способствует недопущению распространения неправдивой информации, клеветы, нарушений авторских прав и других негативных явлений в эфирном вещании.

4. Регулирование аудиовизуального пространства. Лицензирование позволяет правительству регулировать вещание, распределять и ограничивать доступ к определенным информационным потокам, чтобы управлять информационной средой и предотвращать потенциальные угрозы национальной безопасности.

В целом, лицензирование организации эфирного вещания играет важную роль в обеспечении качественного, этичного и законного вещания, а также защиты прав и интересов аудитории и общества в целом.

Авторское право, как юридическая концепция, обеспечивает авторам интеллектуальных творческих произведений контроль над их созданиями и защищает их интересы. Защита авторских прав основана на идее, что создавая интеллектуальное произведение, автор приобретает права на его использование, воспроизводство, распространение и изменение. Эти права позволяют автору контролировать коммерческую эксплуатацию своего творчества и защищать свои интересы от нелегального использования.

Анализируя данную категорию объектов смежных прав, следует отметить, что они отличаются от объектов авторского права тем, что ориентированы в первую очередь на воспроизведение этих произведений, а не на мыслительную деятельность по созданию конкретных художественных, литературных, научных или музыкальных произведений. Иными словами, актеры не признаются авторами произведения, а лишь исполняют спектакль.

Однако, даже несмотря на то, что они не являются авторами, они по-прежнему имеют юридическую защиту авторских прав, позволяющую защитить их работу от претензий третьих лиц. Конституция нашей страны предусматривает, что правовая защита актеров может свободно использоваться гражданами при осуществлении творческой деятельности.

Законодатель попытался скоординировать правила о защите и ответственности, размещенные в разных частях ГК РФ, и гармонизировать возможность их применения с помощью некоторых технических, филологических и логических приемов. Тем не менее, уяснение точного значения подобных правил затруднено. Дифференциация правового регулирования защиты, помимо указанного различия с учетом объектов интеллектуальной собственности, в ч. 4 ГК РФ проводится, прежде всего, исходя из характера нарушенных прав. Так, изначально устанавливается принципиально важная норма о том, что все интеллектуальные права (в том числе и права на авторские произведения) защищаются теми же способами, которые предусмотрены для зашиты других гражданских прав и содержатся непосредственно в ГК; делается оговорка о том, что данные способы используются «с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права».

Исчерпывающим является лишь перечень прав: помимо ранее названных личных неимущественных прав самого автора норма п. 1 ст. 1251 ГК РФ распространяется также на право организатора сложного объекта, на указание своего имени (наименования) и право требовать такого указания (п. 4 ст. 1240 ГК РФ), право издателей энциклопедий, периодических изданий и других подобных изданий указывать свое наименование или требовать его указания (п. 7 ст. 1260 ГК РФ), право изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера) указывать свое имя (наименование) либо требовать такого указания (п. 4 ст. 1263 ГК РФ), право работодателя при использовании служебного произведения указывать свое имя либо требовать такого указания (п. 3 ст. 1295 ГК РФ), права изготовителя фонограмм, указанные в п. 1 ст. 1323 ГК РФ, право изготовителя базы данных на указание на экземплярах базы данных (упаковках) своего имени или наименования (п. 2 ст. 1333 ГК РФ), и, наконец, право публикатора указывать свое имя на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования (пп. 2 п. 1 ст. 1338 ГК РФ). Необходимость такого дополнительного перечня вызвана тем, что данные правомочия, строго говоря, не относятся к личным неимущественным авторским правам.

При нарушении авторских прав могут пострадать также честь, достоинство и деловая репутация автора, но тогда подлежат применению общие для всего гражданского права нормы ст. 152 ГК РФ.

Первым в числе способов защиты ст. 12 ГК РФ называет признание права способа, применяемого как при нарушении авторских прав, так и в случае угрозы их нарушения, при оспаривании прав со стороны других лиц. Судебное решение о признании авторских (смежных) прав придает ясность, устойчивость правовому положению автора (правообладателя) и может служить основанием для применения санкций, способных предотвращать возможные нарушения. Пункт 1 ст. 1252 ГК РФ допускает использование иска о признании исключительного права к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, «нарушая тем самым интересы правообладателя». Законодатель говорит не о нарушении конкретного субъективного права, а интересов. Следовательно, истец не должен доказывать факт правонарушения.

Следующий способ — восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Пресечение действий может заключаться и в установлении запрета. В ч. 4 ГК РФ возможность применения данной меры предусмотрена как в отношении личных неимущественных прав, так и исключительного права.

Защита авторских прав может осуществляться также в результате признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки. Данный способ защиты может использоваться в случае, когда автор (иной правообладатель) полагает нарушенными свои права при наличии договора (иной сделки); например, когда издательство не является юридическим лицом или же содержание договора противоречит закону (ст. 168 ГК РФ), либо договор заключен под влиянием обмана и т.п. Основным последствием, помимо установления факта недействительности сделки, здесь является двусторонняя реституция, т.е. стороны приводятся в положение, предшествовавшее заключению сделки (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Закон не указывает на данный способ защиты применительно к сделкам в сфере авторского права, но этого и не требуется, поскольку норма является универсальной для любых сделок (договоров).

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 13 ГК РФ) как способ защиты в сфере действия авторского права встречается редко, поскольку деятельность указанных органов мало связана с результатами творчества. Но он также применим для защиты прав авторов (правообладателей) и широко используется при защите интересов авторов (правообладателей) в налоговых отношениях. Еще один способ — самозащита авторских прав (ст. 14 ГК РФ), т.е. принятие самим заинтересованным лицом требуемых мер для защиты своего права без обращения к компетентным юрисдик-ционным органам5. Подобные меры могут выступать средствами как непосредственного (в том числе физического), так и косвенного воздействия. Но в любом случае они не должны приводить к нарушениям прав в других отношениях и нарушать общие правила о причинении вреда (о понятиях «необходимая оборона» и «крайняя необходимость» в ст. 1066, 1067 ГК РФ). Такой способ также является универсальным.

Пресечение действий и установление запрета на их совершение содержательно могут совпадать с мерами по обеспечению исковых требований. Но если вторые установлены как меры процессуального характера и направлены на создание условий по обеспечению исполнения будущего решения по делу, то первые представляют собой самостоятельные санкции, которые могут приниматься по итогам рассмотрения дела и составлять существо судебного решения.

 

Список литературы:
1. Каранина, Н.С. Сущность объектов авторского права: определение понятия в современной теории права и российском законодательстве; признаки правовой презумпции. / Н.С. Каранина // Нижний Новгород: Юридическая техника. – 2021. – №4. – С. 213–220.
2. Бобкова, О. В. Плагиат как гражданское правонарушение / О. В. Бобкова, С. Давыдов, И. Ковалева // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. – 2016. – № 7. – С. 31-37
3. Андреева, Е. Ю. Проблемы правового регулирования объектов смежных прав / Е. Ю. Андреева // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2021. – № 3(65). – С. 76-79.