Статья:

Промежуточные итоги реформы суда присяжных заседателей в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Раянов Р.А. Промежуточные итоги реформы суда присяжных заседателей в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/129/79744 (дата обращения: 12.05.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Промежуточные итоги реформы суда присяжных заседателей в России

Раянов Рафаэль Айратович
студент Института Права БашГУ, РФ, г. Уфа
Шагеева Регина Мансуровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, РФ, г. Уфа

 

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на участие в отправлении правосудия. Одной из форм участия в отправлении правосудия является рассмотрение дела с участием присяжных заседателей.

Присяжный заседатель – это лицо, привлеченное в установленном Уголовно-процессуальным законодательством порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Институт присяжных заседателей в Российской империи официально начал существовать с принятием уставов 1864 года. Институт присяжных был ликвидирован Октябрьской революцией 1917 года, и снова возрожден после внесения поправок 1 ноября 1992 года в Конституцию РСФСР 1978 года [1, ст. 1497].

Важная и долгосрочная реформа по инициативе Президента России Владимира Путина проведена в 2018 году, которая укрепила демократические основы отечественной судебной системы. Принятые нововведения направлены в первую очередь на повышение доверия граждан к судебной системе [2].

Основным изменением в институте суда присяжных заседателей явилось расширение перечня составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено с участием присяжных заседателей и расширение компетенции судов районного уровня. Данные изменения коснулись части 1 и 2 ст.105 УК РФ, а также ч.4 ст. 111, статей 277, 317 и 357 УК РФ.

Еще одним важным изменением явилось сокращение количества присяжных заседателей в коллегии. Теперь в районных и гарнизонных судах коллегия присяжных заседателей состоит из 6 человек, а для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В судах вышестоящей инстанции коллегия присяжных состоит из 8 человек, при не менее 14 кандидатах.

Эти изменения позволили укрепить право граждан на участие в осуществлении правосудия, закрепленное в статье 2 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 года №113-ФЗ.

Обратившись к статистическим данным, представленных на сайте Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, можно увидеть следующие сведения.

За 2016 год с участием присяжных заседателей районными судами рассмотрено 242 уголовных  дела в отношении 654 лиц. За 2017 год рассмотрено 282 дела в отношении 578 лиц. За 2018 год рассмотрено 318 дел в отношении 714 лиц. Значительный рост наблюдается в 2019 году, где рассмотрено 773 дела в отношении 1065 лиц [3].

Анализ статистических данных позволяет выявить рост количества дел рассматриваемых с участием присяжных заседателей. Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев подвел первые итоги реформы и отметил, что почти треть дел из рассмотренных с участием присяжных заседателей закончились оправдательными приговорами [4].

Однако не стоит забывать об основном недостатке института суда с участием присяжных заседателей о длительности судебного процесса. Процедура отбора кандидатов в присяжные заседатели занимает достаточно много времени, как и сам процесс рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, ввиду чего возрастает нагрузка на суды. Помимо всего, проведение уголовного процесса с участием присяжных заседателей влечет и материальные расходы на выплаты присяжным заседателям, материально-техническое обеспечение суда.

Председатель Верховного Суда России, в продолжение реформирования суда с участием присяжных заседателей внес предложение о расширении компетенции суда присяжных заседателей,  и добавить категорию дел по особо тяжким преступлениям и всех дел о преступлениях в сфере предпринимательства. При этом дела, содержащие государственную тайну, не будут входить в их компетенцию [4].

Институт присяжных заседателей является важнейшим элементом правового государства и демократического общества. Проведенная реформа суда присяжных заседателей принесла положительные результаты, но проблемы института остались и требуют дальнейшего реформирования.

 

Список литературы:
1. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР: Закон РСФСР от 1 ноября 1991 г // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР - 1991 - №45.
2. Правовой портал Legal.Report [Электронный ресурс]. URL: https://legal.report (дата обращения: 16.09.2020).
3. Правовой портал Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 16.09.2020).
4. Сайт Верховного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru (дата обращения: 16.09.2020).