Промежуточные итоги реформы суда присяжных заседателей в России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)
Промежуточные итоги реформы суда присяжных заседателей в России
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на участие в отправлении правосудия. Одной из форм участия в отправлении правосудия является рассмотрение дела с участием присяжных заседателей.
Присяжный заседатель – это лицо, привлеченное в установленном Уголовно-процессуальным законодательством порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.
Институт присяжных заседателей в Российской империи официально начал существовать с принятием уставов 1864 года. Институт присяжных был ликвидирован Октябрьской революцией 1917 года, и снова возрожден после внесения поправок 1 ноября 1992 года в Конституцию РСФСР 1978 года [1, ст. 1497].
Важная и долгосрочная реформа по инициативе Президента России Владимира Путина проведена в 2018 году, которая укрепила демократические основы отечественной судебной системы. Принятые нововведения направлены в первую очередь на повышение доверия граждан к судебной системе [2].
Основным изменением в институте суда присяжных заседателей явилось расширение перечня составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено с участием присяжных заседателей и расширение компетенции судов районного уровня. Данные изменения коснулись части 1 и 2 ст.105 УК РФ, а также ч.4 ст. 111, статей 277, 317 и 357 УК РФ.
Еще одним важным изменением явилось сокращение количества присяжных заседателей в коллегии. Теперь в районных и гарнизонных судах коллегия присяжных заседателей состоит из 6 человек, а для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В судах вышестоящей инстанции коллегия присяжных состоит из 8 человек, при не менее 14 кандидатах.
Эти изменения позволили укрепить право граждан на участие в осуществлении правосудия, закрепленное в статье 2 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 года №113-ФЗ.
Обратившись к статистическим данным, представленных на сайте Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, можно увидеть следующие сведения.
За 2016 год с участием присяжных заседателей районными судами рассмотрено 242 уголовных дела в отношении 654 лиц. За 2017 год рассмотрено 282 дела в отношении 578 лиц. За 2018 год рассмотрено 318 дел в отношении 714 лиц. Значительный рост наблюдается в 2019 году, где рассмотрено 773 дела в отношении 1065 лиц [3].
Анализ статистических данных позволяет выявить рост количества дел рассматриваемых с участием присяжных заседателей. Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев подвел первые итоги реформы и отметил, что почти треть дел из рассмотренных с участием присяжных заседателей закончились оправдательными приговорами [4].
Однако не стоит забывать об основном недостатке института суда с участием присяжных заседателей о длительности судебного процесса. Процедура отбора кандидатов в присяжные заседатели занимает достаточно много времени, как и сам процесс рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, ввиду чего возрастает нагрузка на суды. Помимо всего, проведение уголовного процесса с участием присяжных заседателей влечет и материальные расходы на выплаты присяжным заседателям, материально-техническое обеспечение суда.
Председатель Верховного Суда России, в продолжение реформирования суда с участием присяжных заседателей внес предложение о расширении компетенции суда присяжных заседателей, и добавить категорию дел по особо тяжким преступлениям и всех дел о преступлениях в сфере предпринимательства. При этом дела, содержащие государственную тайну, не будут входить в их компетенцию [4].
Институт присяжных заседателей является важнейшим элементом правового государства и демократического общества. Проведенная реформа суда присяжных заседателей принесла положительные результаты, но проблемы института остались и требуют дальнейшего реформирования.