ВЫЯВЛЕНИЕ УГРОЗ, УЯЗВИМОСТЕЙ И РИСКОВ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
ВЫЯВЛЕНИЕ УГРОЗ, УЯЗВИМОСТЕЙ И РИСКОВ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Угроза безопасности ИС – это возможность нарушения безопасности ИС, ИС образовательной организации в частности. Наиболее часто угроза является следствием наличия в защите ИС уязвимых мест. Базовые угрозы информационной безопасности – нарушение конфиденциальности, нарушение целостности и отказ в обслуживании [1].
Угроза безопасности информации - совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и/или несанкционированными и/или непреднамеренными воздействиями на нее.
Источниками возможных угроз информации в образовательной организации являются:
- компьютеризированные учебные аудитории, в которых проходит учебный процесс;
- Интернет;
- рабочие станции неквалифицированных в сфере информационной безопасности работников образовательной организации.
Анализ информационных рисков можно разделить на следующие этапы:
- классификация объектов, подлежащих защите, по важности;
- определение привлекательности объектов защиты для взломщиков;
- определение возможных угроз и вероятных каналов доступа на объекты;
- оценка существующих мер безопасности;
- определение уязвимостей в обороне и способов их ликвидации;
- составление ранжированного списка угроз;
- оценка ущерба от несанкционированного доступа, атак в отказе обслуживании, сбоев в работе оборудования.
Основные объекты, нуждающиеся в защите от несанкционированного доступа:
- бухгалтерские ЛВС, данные планово-финансового отдела, а также статистические и архивные данные;
- серверы баз данных;
- консоль управления учетными записями;
- www/ftp-серверы;
- ЛВС и серверы исследовательских проектов.
Как правило, связь с Интернетом осуществляется сразу по нескольким линиям связи (оптоволоконная магистраль, спутниковые и радиоканалы). Отдельные каналы предоставляются для связи с другими образовательными каналами или для безопасного обмена данными.
Чтобы исключить риски, связанные с утечкой и порчей передаваемой информации, такие сети не должны подключаться к глобальным сетям и общей коллежской сети.
Критически важные узлы для обмена данными колледжа (например, бухгалтерская ЛВС) также должны существовать отдельно.
Также в колледже существует угрозы доступности, угрозы целостности и угрозы конфиденциальности информации.
1. Угрозами доступности информации являются: разрушение (уничтожение) информации: вирус, повреждение оборудования.
Мерами предотвращения данных угрозы может являться следующее:
- Установка программы антивируса.
- Осуществление резервного копирования данных на съемные носители для быстрого восстановления утерянных данных во время системной ошибки.
- Установка аварийных источников бесперебойного питания.
- Подвод электроэнергии не менее от двух независимых линий электропередачи.
- Плановое обслуживание зданий и в целом всей поддерживающей инфраструктуры.
2. Угрозами целостности информации являются: нарушение целостности со стороны персонала: ввод неверных данных, несанкционированная модификация информации, кража информации, дублирование данных; потеря информации на жестких носителях; угрозы целостности баз данных; угрозы целостности программных механизмов работы организации.
Мерами предотвращения данной угрозы может являться следующее:
- Введение и частая смена паролей.
- Использование криптографических средств защиты информации.
3. Угрозами конфиденциальности являются: кражи оборудования; делегирование лишних или неиспользуемых полномочий на носитель с конфиденциальной информацией; открытие портов; установка нелицензионного ПО; злоупотребления полномочиями.