Статья:

Совершенствование системы управления качеством на предприятии пищевой промышленности

Конференция: XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Павлов С.В. Совершенствование системы управления качеством на предприятии пищевой промышленности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/13(43).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование системы управления качеством на предприятии пищевой промышленности

Павлов Сергей Валерьевич
магистрант, Поволжский государственный технологический университет, Россия, г. Йошкар-Ола
Елагина Вилена Борисовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет, Россия, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация. Усиление ответственности производителей за качество и безопасность пищевой продукции предполагает совершенствование организационной структуры управления безопасностью и качеством продукции на самом производственном предприятии в рамках действующей нормативной документации и использования мирового и отечественного опыта формирования кружков качества.

 

Ключевые слова: система менеджмента качества, предприятие, безопасность пищевого продукта, управление качеством, пищевая промышленность.

 

Индустрия общественного питания является одним из стратегических секторов экономики. Уровень развития этой отрасли определяет уровень жизни населения и является важной частью продовольственной безопасности любого государства. Сегодня в сегменте общественного питания наблюдается высокая конкуренция, и удовлетворенность клиентов является решающим фактором развития компании. Одним из основных конкурентных преимуществ любого предприятия общественного питания является способность управлять качеством продуктов и услуг, поскольку управление качеством направлено на достижение экономической и социальной эффективности предприятия, что определяет его конкурентоспособность. Особый интерес представляет сохранение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, что с точки зрения инновационного развития экономики неразрывно связано с инновационным потенциалом предприятия.

Теоретические исследования концепций научно-технического развития отраслей, в том числе общественного питания, показывают, что инновационное развитие требует создания условий, адекватных требованиям времени. Основой для создания таких условий могут быть системы качества или их элементы.

В последние годы для совершенствования систем качества предприятия начали применять самооценку по критериям наград качества. Термин совершенствование системы качества включает:

1. Уточнение перечня функций и элементов системы качества;
2. Перераспределение функций между подразделениями - исполнителями;
3. Изменение состава и содержания нормативных документов системы качества и корректировка руководства по качеству;
4. Увеличение темпов модернизации и обновления продукции;
5. Развитие сферы услуг;
6. Внедрение более эффективных методов контроля и тестирования;
7. Внедрение и использование локальных компьютерных сетей и Интернета;
8. Обучение сотрудников новым методам обеспечения качества;
9. Использование новых форм и методов мотивации персонала;
10. Активизация маркетинговой и рекламной деятельности;
11. Более тесное сотрудничество с поставщиками материалов;
12. Развитие инициативы сотрудников и их вовлечение в работу в кругах качества.

Совершенствование системы качества на основе результатов внутренних аудитов, проверок со стороны и сторонних организаций, а также результатов самооценки предприятия в соответствии с критериями российской премии за качество является обязательным условием эффективного функционирования системы качества. в меняющейся внутренней среде предприятия и внешней ситуации.

Опыт лучших организаций США, Японии и стран Западной Европы показал, что одним из наиболее эффективных методов решения проблем качества является использование кружков качества - добровольное объединение работников для решения проблем на рабочем месте. Их внедрение стимулирует творческое отношение к работе, позволяет повысить производительность труда и качество продукции, а также снизить ее стоимость.

Существует мнение среди специалистов, что, хотя истоки кружков качества возникли в Соединенных Штатах в виде бездефектного труда организаций, там они не получили дальнейшее развитие. Интегральная концепция кружков качества была впервые предложена японским профессором К. Исикавой в 1962 году, и сначала именно в Японии они стали широко использоваться. В США первые кружки уже были организованы с учетом японского опыта: в компании «Локхид» в 1974 году и в «Вестингауз» в 1978 году.

Несмотря на добровольный характер и инициативы снизу, создание кружков качества на предприятиях стимулируется и координируется профсоюзами и администрацией. Вообще в японской промышленности в 70-80-х гг. было около 1 миллиона таких кружков, в которых работало около 10 миллионов человек. [5] Их работа приносит организациям весомый экономический эффект, несмотря на то, что не все идеи внедряются в бизнес, хотя все они оплачиваются администрацией.

Для организации работы кружков качества на предприятии необходимо создать условия, при которых персонал будет заинтересован в участии в их работе.

В наших условиях В.Ю. Огоздин, при наличии организованной рационализаторской работы, кружки качества могут быть использованы для решения сложных проблем качества, требующих участия специалистов из разных областей: конструкторов, технологов, рабочих на производстве, которые в повседневной практике работают отдельно. Служба качества вместе со специалистами из разных отделов должна составить список проблем и провести серию рабочих встреч, чтобы начать их создание. Исходя из перечня проблем и состава специалистов по каждой проблеме, необходимо издать приказ о создании и организации работы нескольких кружков с указанием руководителей кружков, условий работы и вознаграждения, чтобы стимулировать решение проблем. Все это, а также детальный порядок создания, повседневной работы и прекращения деятельности кружков качества, права и обязанности администрации и работников по реализации представленных предложений, моральное и материальное поощрение членов кружков качества должно быть изложены и утверждены в специальном положении о кружках качества. «Положение» должно быть согласована с профсоюзом, поскольку работа кружков качества связана с распределением рабочего времени, предоставлением помещений, оборудования, охраны труда, а также вознаграждением за представленные предложения. Деятельность кружков качества может быть направлена ​​не только на решение конкретных проблем качества, но и на повышение производительности труда, внедрение передовых технологий и рациональных методов работы, экономию ресурсов, снижение затрат и т. д. [1]

Предлагаемый вариант не исключает создания кружков качества по «классической» модели, снизу с рабочих мест для решения текущих проблем непосредственно на производстве. Более того, администрация должна поощрять инициативу сотрудников, а служба качества должна координировать и учитывать работу таких кружков. Тем не менее, как показывает опыт, в наших условиях, помимо рационализаторской и изобретательской работы, организованной на предприятиях, наиболее реалистичными могут быть кружки качества, созданные по типу комплексный групп.

Кроме того, современные тенденции развития пищевой промышленности связаны с постоянным совершенствованием технологий производства и эффективной политики обеспечения качества и безопасности продукции, что требует использования комплексных подходов к управлению рисками, в том числе путем создания интегрированной системы управления.

Необходимость создания интегрированной системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов признается в соответствии с принципами менеджмента качества, которые сформулированы в международном стандарте ISO 9001: 2015 «Системы менеджмента качества. Требования» [2], а также управление безопасностью продукции на основе принципов ХACCP, которые представлены в положениях международного стандарта ISO 22000: 2007 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организациям, участвующим в цепочке создания продуктов питания» [3]. Вступление в силу ГОСТ Р ИСО 22004-2017 «Система менеджмента безопасности пищевой продукции (далее – СМБПП). Руководство по эксплуатации ИСО 22000» позволило ужесточить процесс внедрения и управления цепочкой производственных процессов применительно к внедрению производства в рамках определенной организации, производящей пищевые продукты, для обеспечения ее безопасности для конечного потребителя. Этот стандарт основан на положениях ГОСТ Р ИСО 22000-2007 и распространяется на производителей, находящихся на территории Российской Федерации, определяет порядок разработки, обслуживания сопроводительной документации, внедрения и контроля правильного функционирования СМБПП, и применимо непосредственно к управлению цепочкой поставок во время дистрибуции. [6]

Внедрение интегрированной системы позволит предприятиям пищевой промышленности связать требования безопасности и качества продукции, управлять ими и удовлетворять потребности потребителей.

В дополнение к внедрению механизмов управления качеством и безопасностью продукции, основанных на вышеуказанных стандартов, использование так называемой надлежащей производственной практикой (GMP), требования к которой описаны в национальном стандарте ГОСТ Р 52249-2009 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств». [4]

Правила GMP направлены в первую очередь для уменьшения риска получения опасного продукта. Стандарт включает общие условия к производству, хранению и транспортировке продукции, требования к используемым помещениям, технологическому оборудованию, персоналу, а также санитарно-гигиенический режим производства.

Модель GMP можно назвать полууниверсальной, поскольку требования к системе управления применимы к производству любых продуктов питания, лекарств и т. д., а требования к отдельным элементам производственного процесса являются специфическими для каждого типа продукта. Эти конкретные требования могут быть определены путем анализа критических контрольных точек с использованием принципов ХACCP.

В свою очередь, стандарт [2] объединил общепризнанные ключевые элементы управления безопасностью: внедрение надлежащей производственной и гигиенической практики на производстве, принципы системы ХACCP и требования к реализации практических шагов по внедрению и эксплуатации этой системы. Также включены два новых элемента - система управления и интерактивный обмен информацией по всей цепочке потребления продуктов питания.

Основная цель систем управления качеством заключается в обеспечении конкурентоспособности продукции или самой организации на рынке, а цель систем управления, построенных на основе моделей ХACCP или GMP, в первую очередь связана с обеспечением безопасности продукции, и на этой основе вопросы конкурентоспособности должны быть решены.

Таким образом, анализируя разные системы управления, можно выявить их общие структурные компоненты, интегрируя которые, можно добиться органического существования этих систем и улучшить не каждую индивидуально, а деятельность организации в целом, что приведет к улучшению конечного продукта. Система управления качеством никогда не бывает совершенной и полной. Она должена постоянно приспосабливаться к меняющимся требованиям и желаниям потребителей, внутренним требованиям к качеству, методам и средствам производства, материалам и другим условиям.

 

Список литературы:
1. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики : учеб. пособие / 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дело и Сервис, 2016. - 288 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9001:2015. Системы менеджмента качества. Требования. — Введ. 2015-11-01. — М. :Стандартинформ, 2015. — 28 с.
3. ГОСТ Р ИСО 22000:2007. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. — Введ. 2008-01-01. — М.:Стандартинформ, 2007. — 29 с.
4. ГОСТ Р 52249-2009. Правила производства и контроля качества лекарственных средств. — Введ. 2010-01-01. — М. :Стандартинформ, 2009. — 139 с.
5. Николаева Э.К. "Кружки качества на японских предприятиях"\\ Издательство стандартов. — 2003.-198 с.
6. ГОСТ Р ИСО 22004-2017. Система менеджмента безопасности пищевой продукции. Руководство по эксплуатации ИСО 22000. — Введ. 2018-04-01. — М. :Стандартинформ, 2017. — 29 с.