Статья:

ЕКАТЕРИНА II И «ПРОСВЕЩЕННАЯ» РОССИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Шемякина Д.А. ЕКАТЕРИНА II И «ПРОСВЕЩЕННАЯ» РОССИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149432 (дата обращения: 23.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЕКАТЕРИНА II И «ПРОСВЕЩЕННАЯ» РОССИЯ

Шемякина Дарья Александровна
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Под определением «европеизация» мы можем понимать, в общем виде, распространение европейских стандартов и культурных обычаев. В эпоху XVIII века русская жизнь претерпела значительные изменения под влиянием процесса европеизации. Стоит отметить, что данная характеристика понятия не несёт в себе отрицательных аспектов, важно правильно понимать его смысл. В начале XVIII века Россия проходит путь преобразований, которые направлены на европеизацию русской культуры. Петровские преобразования ознаменовали новый этап в политической и культурной жизни страны, открытость, способность к взаимосвязи с культурами различных народов, что оказало большое влияние на политику [2, с. 31].

Вторая половина XVIII века связана с преобразованиями Екатерины II. Императрица продолжила многие петровские реформы. Отметим, что в екатерининскую эпоху произошла массовая миграция иностранцев в Россию, с чем тесно связан курс построения российской государственности по европейскому образцу. С чем же был связан такой поток иностранцев в нашу страну? Правительство предлагало различные льготы, которые и привлекли внимание население других государств. Описывая императрицу, историк Александр Орлов писал: «Всю жизнь она горела честолюбием и, достигнув власти, всеми силами старалась ее удержать». Оказавшись на престоле, императрица быстро сосредоточила всю власть в своих руках. Как и другие европейские государи XVIII века, она была привержена концепции просвещенного абсолютизма, при которой монарх правит единолично, но ради народа и его собственного блага. «Просвещённый абсолютизм» - термин обозначающий политику Екатерины Великой, в которой императрица использовала идеи европейского Просвещения. Политику Просвещенного абсолютизма принял ряд европейских государств (Пруссия, Швеция, Португалия, Австрия, Дания, Испания и др.). Суть политики просвещенного абсолютизма — попытка монарха осторожно изменить свое государство в соответствии с изменившимися условиями жизни. Идеологической основой просвещенного абсолютизма были две вещи: философия Просвещения; христианское учение. Просвещенный абсолютизм императрицы основывался на ее личном понимании вопросов, которые необходимо было решать [3, с. 145]. Одним из масштабных проектов Екатерины, предпринятых “на благо народа”, стал созыв Уложенной комиссии в 1767 году. Предполагалось, что этот временный законодательный орган разработает новый всеобъемлющий закон, который согласует интересы всех классов. Обсуждался даже вопрос об отмене крепостного права. Однако в конце концов комиссию пришлось распустить из-за опасений. Правление Екатерины по праву можно назвать золотым веком русского дворянства. Дворяне освобождались от военной службы и уплаты налогов, им предоставлялось право открывать собственные фабрики и торговать. Они составляли военную и политическую элиту страны и были известны как своими экстравагантными партиями, так и отличным образованием. Крестьянам же было не за что благодарить Екатерину. Во время ее правления они лишились той малой свободы, которую имели, — им было запрещено жаловаться на своих помещиков, а помещикам было предоставлено право принуждать крестьян к каторжным работам. Крестьянские восстания, самым известным из которых был Пугачевский бунт, вспыхнули по всей России в 1770-х годах. Все они были подавлены [4, с. 25]. В 1765 году в Санкт-Петербурге группой богатых помещиков во главе с графом Григорием Орловым было основано Вольное экономическое общество. Это было первое в России ученое общество; одно из первых экономических обществ в мире; и, поскольку оно было независим от правительства, оно оказало влияние на российский либерализм. Екатерина II сыграла важную роль в создании Вольного экономического общества и была вдохновителем его ранней деятельности. С его помощью она стремилась модернизировать сельскохозяйственную систему страны, внедрив новейшие технологии и достижения западного сельского хозяйства. Ведущие экономисты того времени, такие как Артур Янг и Жак Неккер, были иностранными членами Вольного экономического общества. Екатерина отдавала приоритет искусству и науке, а также армии. Она собрала коллекцию картин, графики и скульптуры, положившую начало Эрмитажу, ныне одному из крупнейших музеев мира. Она также пригласила в Санкт-Петербург ряд выдающихся европейских архитекторов, создавших знаменитые дворцы и церкви северной столицы России. При ее правлении была создана система школ и открыт Смольный институт - первое в России женское высшее учебное заведение. Сама императрица издавала составленный из собственных сочинений сатирический журнал «Всякая всячина», а также писала моральные пьесы. Она была постоянным корреспондентом философов Просвещения Вольтера и Дидро [5, с. 245]. «Именно он, или, скорее, его сочинения сформировали мое сознание и мои убеждения», — писала Екатерина о Вольтере. Философ, в свою очередь, отзывался о Екатерине с большим уважением и продвигал императрицу в Европе [1].

Просвещенный абсолютизм Екатерины II в целом оказал положительное влияние на развитие страны: увеличилась ее территория, увеличилось население, выросли доходы. Однако положение народа оставалось тяжелым. Нерешенные вопросы не были решены в полном объеме. Правительство оставалось автократическим и феодальным.

 

Список литературы:
1. Екатерина II, Письма к Гримму (1774-1796) // Сборник Императорского русского исторического общества. – Санкт-Петербург: Типография Императорской академии наук, 1878. 
2. Грибовский А.М. Записки о императрице Екатерине Великой: Репринт. Воспроизведение изд. 1864 г. / Адриан Грибовский. – Москва: Прометей, 1989. – 95 с.
3. Живов В.М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века / В.М. Живов. – Век Просвещения. Россия и Франция. 1989. – Вып. 20. – С. 141-169.
4. Омельченко О.А. "Законная монархия" Екатерины Второй: просвещенный абсолютизм в России / О.А. Омельченко. – Москва: Юрист, 1993. – 428 с.
5. Павленко Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. – Москва: Молодая гвардия, 2003. – 495 с.