Статья:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(164)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Кужабекова М.Ю. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 28(164). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/164/96712 (дата обращения: 22.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Кужабекова Мадина Юсуповна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Гришакова Лариса Валерьевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц. кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В настоящей статье познавательный интерес рассматривается как педагогическая проблема. Во-первых, рассматривается историческая справка о развитии обучения, а также о теории свободного воспитания. Во-вторых, приводятся различные трактовки понятия «познавательный интерес» в соответствии со словарем, а также мнениями известных научных деятелей сферы практической психологии и педагогики. Кроме того, в работе внимание уделяется видам познавательного интереса и раскрывается сущность его уровней.

 

Ключевые слова: познавательный интерес, теория свободного воспитания, виды познавательно интереса, стадии познавательного интереса, уровни познавательного интереса.

 

На протяжении всего исторического развития существовала проблема интереса в процессе обучения. Прежде всего, это было связано с различными педагогическими идеями, философскими идеями.

В средние века стали впервые задумываться о том, как сделать процесс обучения наиболее привлекательным и понятным детям. Отсюда берет начало развитие свободного воспитания, которые были представлены миру в педагогической системе, предложенной Л.Н. Толстым [3]. Толстой полагал, что старая педагогическая система мучает детей, лишает их удовольствия и желания свободно узнавать и познавать окружающий мир.

В целом научные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов свидетельствуют о том, что за имением интереса, познавательная деятельность происходит наиболее плодотворно и активно.

Ещё одно достаточно глубокое определение познавательного интереса, которое может заинтересовать многих педагогов, состоит в следующем:

Познавательный интерес представляет собой важнейшее образование личности, формируемое в социальных условиях в ходе взаимодействия человека с окружающим миром и не присущее ему от рождения.

Познавательный интерес как педагогическая проблема довольно сложный процесс. Нюансы заключается в том, что познавательный интерес является разнонаправленными характеризуется некоторыми особенностями и закономерностями, которые обязательно учитывают в процессе организации воспитательный работы.

В процессе обучения детей познавательный интерес становится средством обучения. Познавательный интерес может рассматриваться как средство обучения следующим образом:

- как средство привлечения внимания к обучению;

- как средство активизации мышления детей;

- как средство, вызывающее у ребёнка волнение, переживание и увлеченность работой [1].

Ежегодно в общеобразовательную программу вводятся новые образовательные стандарты, ориентированные на повышение социальной значимости процесса формирования познавательного интереса, что обусловлено тем фактом, что государственные стандарты общего образования сопровождаются разработкой моделей обучения, гарантирующих их достижение.

Научно-практические анализы педагогического опыта учителей дошкольного образования и начальных классов создают картину особенности формирования у детей интереса к познанию и творческой деятельности, подтверждая, что большинство сталкиваются с некоторыми трудностями.

Известный отечественный педагог Г.И. Щукина в своих педагогических трудах рассматривала познавательный интерес в разных видах. По мнению Щукиной, познавательный интерес может быть представлен следующими видами:

- средством обучения, то есть знаниями, которые были усвоены с интересом и надолго остались в памяти ребенка, а сам обучаемый был активен в процессе усвоения этих знаний, тем самым они являются наиболее прочными;

- познавательным интерес может быть представлен как мотив учебной деятельности, то есть ребёнок учится, потому что ему это интересно;

- познавательный интерес как устойчивое качество личности. Данный вид подразумевает, что дети, которые обладают недостаточно насыщенной познавательной потребностью, должны что-то думать и решать. Тем не менее, когда формируется устойчивый познавательный интерес, он становится качеством личности [4,5,6].

Важно отметить, что познавательный интерес не приходит в устойчивом виде. По мере своего развития познавательный интерес проходит четыре этапа [6]:

Любознательность как второй этап познавательного интереса можно охарактеризовать как некое стремление проникнуть за пределы увиденного. Как правило, любознательные дети будут задавать больше вопросов, и стараться узнать больше, чем дают.

Познавательный интерес как третий этап имеет характерную отличительную черту от ранее указанных этапов, которая состоит в стремлении проникнуть в существенные отношения, закономерности и связи и установить причинно-следственные связи. На данном этапе могут возникнуть вопросы – «а что будет, если?», «какими способами можно сделать?».

Теоретический интерес как познавательный интерес является завершающим этапом. Психологи и педагоги отмечают, что данный этап не характерен для дошкольного или начального образования. В большинстве случаев дети могут его не достичь даже по окончанию школы. Это обусловлено тем, что теоретический интерес связан со стремлением к познанию наук и сложных теоретических вопросов. В школе задатки такого этапа могут быть сформированы в процессе чтения дополнительной литературы.

Познавательный интерес можно классифицировать по следующим видам:

- Аморфныйпознавательный интерес. Для данного вида характерны неустойчивость, неосознанность, неглубокий познавательный интерес с ограниченной внутренней мотивацией, построенной на внешних занимательных аспектах познавательной деятельности. Дети, обладающие аморфным познавательным интересом, заинтересованы только в том случае, если изучаемый объект яркий и имеет позитивный эмоциональный фон.

- Широкие или многосторонние интересы. Данный вид познавательного интереса характеризуется тем, что охватывает широкий круг предметов на уровне не ниже второго этапа развития познавательного интереса (любознательности). Дети, обладающие многосторонними интересами, являются наиболее активными в обучении [4,6].

- Стержневые или локальные интересы. Для данного вида познавательного интереса характерна устойчивость, достаточно глубокий интерес, сосредоточенность на одной или двух полярных или смежных областях. Кроме того, у ребенка, обладающего локальным интересом, круг чтения выходит за рамки общеобразовательной программы [1].

Педагоги и психологи убеждены в том, что для развития познавательного интереса важным фактором выступает формирование локальных интересов. Это обусловлено тем фактом, что чем шире интересы, тем питательнее основа. Отсутствие широкого кругозора сопровождается отсутствием направления развития локальных интересов.

Рассматривая проблему познавательного интереса в педагогической практике целесообразно обратить внимание на уровни развития познавательных интересов.

Уровни развития познавательного интереса классифицируются на низкий, средний и высокий. Далее в таблице представлена характеристика каждого из отмеченных уровней развития познавательного интереса [5].

Таблица

Уровни развития познавательного интереса

Характеристика

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Мотивация

Избегание;

Отсутствие заинтересованности к содержанию

Широкая мотивация;

Познавательные мотивы не устойчивы

Личная ответственность за результат познавательной деятельности;

Высокая мотивация;

Устойчивая.

Самостоятельность

Мнимая

Средняя

Высокая

Познавательная активность

Выученная беспомощность;

Инертность

Средняя, иногда сопровождается побуждением

Устойчивая, заинтересованность проявляется даже в свободное от образовательного процесса время

(например, чтение книги в перемену)

Направленность интереса

Эпизодическая заинтересованность к эффектным сторона образовательного процесса

Заинтересован в накоплении фактов;

Интерес формируется с помощью учителя

Формулирование закономерности;

Обобщение;

Интерес вглубь познавательного объекта или явления

Сформированность учебных знаний и умений

Учебные навыки не сформированы;

Свободное время посвящается личным интересам, нежели познавательной деятельности

Переменчивый интерес;

Увлечения менее примитивные

Высокая сформированность;

Дети обладают навыками и много времени отдают образованию

 

Некоторые педагоги полагают, что если ребенок одарен физически, то ему не всегда нужно добиваться теоретического интереса.

Таким образом, познавательный интерес как педагогическая проблема сопровождает педагогическую науку на протяжении всего периода ее развития, при том, что в каждую эпоху восприятие обучения разнится, а значение познавательного интереса для формирования личности ребенка зависело от идейности.

 

Список литературы:
1. Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020 – 312 с.
2. Словарь-справочник по педагогической психологии/М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева, 2001 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://med.niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-psychology/index.htm (дата общения:02.12.2020)
3. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая); Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 542с.
4. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971, с. 22-33
5. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988 – 208 с.
6. Щукина, Г. И Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний [Текст]: ученые записки / Г. И. Щукина. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1955 – С. 51-77.