К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Аннотация. Для определения сущностного содержания квалифицированной юридической помощи, необходимо в первую очередь обратится к значению данного понятия в различных контекстах и прикладном его значении. В статье рассматриваются различные подходы правоведов к определению квалифицированной юридической помощи с точки зрения правовой доктрины.
Ключевые слова: квалифицированная юридическая помощь; конституция; конституционное право; правовая система; защитник.
Право на квалифицированную юридическую помощь закреплено в статье 48 Конституции Российской Федерации [2]. Справедливым будет задаться вопросом о содержании рассматриваемого понятия в российском праве на сегодняшний день.
Найти развернутый ответ на этот вопрос в российской правовой системе мы не имеем возможности, поскольку в настоящий момент в законодательстве нам не дается определения квалифицированной юридической помощи и, как справедливо отмечает автор, нет определенности в вопросе о том, какие обязанности государства корреспондируют данному праву.
Большинство исследователей предпочитает раскрывать содержание этого понятия через его субъектный состав. Перечисляя его, многие исследователи приходят к мысли о том, что государство гарантирует реализацию права на квалифицированную юридическую помощь, используя при этом негосударственный механизм.
Такое толкование неизбежно подталкивает нас к необходимости обратить внимание на квалифицированную юридическую помощь не просто как на определенную гарантию, предоставляемую государством постольку, поскольку она закреплена в Конституции РФ, а как на отдельный социально-правовой институт. Это право приобретает прочную связь с институтами гражданского общества, с которым государство осознанно разделяет ответственность за его реализацию и, тем самым, обеспечение гражданам гарантии, закрепленной в статье 48 Конституции РФ.
Эту точку зрения выдерживает в своей работе В. Л. Кудрявцев, по мнению которого квалифицированная юридическая помощь – это деятельность по защите прав и законных интересов лица адвокатом или иным лицом [3, с. 45]. Разумеется, нельзя ограниченно представить право на квалифицированную юридическую помощь лишь как возможность защищать свои законные интересы в судебных органах, поскольку это совершенно другое конституционное право, предусмотренное статьей 46 Основного закона («Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»). Как отмечают авторы, юридическая помощь предполагает в целом защиту права человека, в этом смысле, она обеспечивается посредством более широкого субъектного состава. Поэтому оперирование только лишь понятием «защита» нам в данном случае не представляется достаточно корректным и не отвечает в полной мере запросу на правовую определенность.
Сравнивая и анализируя обозначенные выше доктринальные взгляды на юридическую помощь, мы можем обозначить стремление авторов раскрыть ее понятие через ее содержательную направленность, на ее предназначение. И при таком подходе авторы неизбежно приходят к попытке определить ее через те виды деятельности, в которых она реализуется. И в данном случае наиболее широкое, но при том, наиболее уместное на наш взгляд, определение дает А. В. Закомолдин, который в понятие квалифицированной юридической помощи вкладывает деятельность юристов-профессионалов по интерпретации для граждан самой сущности их прав, установленных внутренним правом государства и нормами международного права, с целью наиболее эффективно защитить их в случае чего-либо незаконного притязания на их свободу и законные интересы [1, с. 5]
Таким образом, мы можем определить квалифицированную юридическую помощь посредством ее основных сущностных характеристик как деятельность определённых нормами международного и внутригосударственного права субъектов – профессиональных юристов, заключающуюся в разъяснении смысла нормативно – правовых установлений и совершении юридических и фактических действий, направленных на защиту или восстановление прав, свобод и законных интересов каждого, а с позиции доктринального взгляда на ее предназначение, как конституционно гарантированную каждому возможность получать правовое содействие в оптимальном осуществлении и эффективной защите его прав, свобод и законных интересов.