УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСФОРМАТОРА ТЛМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСФОРМАТОРА ТЛМ
Источник тока на подвесных лодочных моторах «Вихрь» является маховик типа магдино МВ1, который состоит из маховика с прикрепленными к нему магнитами в основании магдино. На базе магдино установлены две силовые катушки зажигания, две катушки освещения, два механизма с конденсаторами и фильтр для смазки кулачков.
Электрическая система двигателя (рисунок 1), в дополнении к магдино МВ-1, включает в себя два трансформатора ТЛМ и две свечи зажигания CИ-12РT. Трансформатор ТЛМ преобразуется ток низкого напряжения, генерируемый силовой катушкой питания зажигания магдино, в ток высокого напряжения (16—18 тыс. вольт), который подается на свечи зажигания.
Рисунок 1. Схема оборудования мотора «Вихрь»
1- катушка питания зажигания; 2 – конденсатор; 3 – кулачок; 4 – прерыватель; 5 – катушка освещения; 6 – кнопка «стоп» на поддоне; 7 – кнопка «стоп» на пульте; 8 – кнопка «пуск» на пульте; 9 – стартер СТ-369; 10 – аккумулятор 6СТ-45; 11 – блок ВБГ-3А; 12 – трансформаторы ТЛМ; 13 – свечи
Рассмотрим трансформатор ТЛМ подвесного лодочного мотора «Вихрь» (рис. 2). Для уменьшения магнитного рассеивающего потока протестируем замкнутый сердечник О-образной формы, изготовленный из листовой электротехнической стали с дополнительным покрытием. Катушка трансформатора оказывается полностью замкнутой. Толщина пакета пластин, которые расположены слева и справа, равна половине толщины сердечника. Этого должно быть достаточно для сбора рассеивающего электромагнитного потока. Края сердечников стягиваются между собой 4 болтами М3. Крепление трансформатора ТЛМ к двигателю осуществляется с помощью двух болтов диаметром 6 мм. Ширина пластин сердечника составляет 10 мм.
Рисунок 2. Установка О–образного сердечника трансформатора ТЛМ
1 – корпус трансформатора (катушка); 2 – штатный сердечник; 3 –дополнительный О-образный сердечник.
В ходе испытаний был изменен вывод вторичной (высоковольтной) обмотки, поскольку это препятствовало размещению верхней части дополнительного сердечника путем:
- отсечения изолирующего выступа на трансформаторе ТЛМ;
- снятия изоляции ниже верхней поверхности трансформатора на 10 мм;
- припоя высоковольтного провода, идущего к свече, отогнув его от мотора «Вихрь».
Для уменьшения потерь на вихревые токи были использованы листы электротехнической стали с дополнительным покрытием для их изоляции друг от друга.
Протестировали второй вариант модификации трансформатора ТЛМ, который не требует нарушения изоляции выводов обмоток и среднего сердечника ТЛМ. Закрывающий сердечник изготовлен из трансформаторных пластин, которые используются в радиотехнической промышленности. Эти пластины имеют отверстия диаметром 6 мм, которые совпадают со стандартными отверстиями в трансформаторе ТЛМ. Для сжатия пластин закрывающего сердечника в них были просверлены отверстия диаметром 3 мм.
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ТРАНСФОРМАТОРОВ
На подвесных лодочных моторах «Вихрь» с индексом «электрон» одной из основных проблем поломка центрального резьбового стержня под высоковольтным проводом в трансформаторе ЦШ 5.720.001, а также выхода, который идет на распределительный блок.
Для устранения этих проблем необходимо внести усовершенствования. Для этого необходимо изменить крепление высоковольтного провода. Крепление должно быть выполнено также, как на трансформаторах ТЛМ – с внутренним резьбовым отверстием и гладким центральным стержнем. Чтобы предотвратить попадание влаги на конец высоковольтного провода, необходимо надеть резиновый колпачок.
Вывод коробки должен быть прикреплен к корпусу трансформатора, чтобы предотвратить свободное перемещение вывода и поломки от вибрации.