Статья:

РАССМОТРЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ЖАЛОБ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАН: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Минибаев Д.Р. РАССМОТРЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ЖАЛОБ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАН: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 20(287). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/287/149946 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАССМОТРЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ЖАЛОБ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАН: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Минибаев Денис Ринатович
студент, Челябинский Государственный Университет, РФ, г. Челябинск

 

CONSIDERATION OF COMPLAINTS AND APPLICATIONS BY THE PROSECUTOR AND CITIZENS' PROPOSALS: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

 

Denis Minibaev

Student, Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В настоящее время востребована роль прокуратуры в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Органы прокуратуры наделены в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина наделены обязанностью рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений граждан, содержащих сведения о нарушении законов, тем самым защищая их конституционные права и свободы. Цель статьи – рассмотреть теорию рассмотрения прокурором жалоб, заявлений и предложений граждан и проанализировать проблемы, с которыми гражданин может столкнуться на практике. Цель была достигнута с помощью использования общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой).

На основе изученного подведен итог о том, рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает меры к восстановлению нарушенных прав и свобод. Помимо этого, в органах прокуратуры имеются проблемы при рассмотрении обращений граждан, наличие которых снижает уровень государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, принижает авторитет органов прокуратуры как структуры во многом правозащитной, защищающей интересы граждан своего государства.  

Abstract. Currently, the role of the prosecutor's office in ensuring human and civil rights and freedoms is in demand. In order to ensure human and civil rights and freedoms, the Prosecutor's Office is endowed with the duty to consider and resolve applications, complaints and other appeals from citizens containing information about violations of laws, thereby protecting their constitutional rights and freedoms. The purpose of the article is to consider the theory of consideration by the prosecutor of complaints, statements and proposals of citizens and to analyze the problems that a citizen may face in practice. The goal was achieved through the use of general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and private scientific methods (formal legal, comparative legal).

On the basis of what has been studied, it is summarized that, considering and resolving appeals, the prosecutor receives information about the state of observance of human and civil rights and freedoms and takes measures to restore violated rights and freedoms. In addition, the prosecutor's office has problems when considering citizens' appeals, the presence of which reduces the level of state guarantees of constitutional rights and freedoms of man and citizen, belittles the authority of the prosecutor's office as a largely human rights structure protecting the interests of citizens of their state.

 

Ключевые слова: обращение гражданина, органы прокуратуры, конституция, рассмотрение обращений граждан, личный прием граждан, ответственность прокурора.

Keywords: citizen's appeal, prosecutor's office, constitution, consideration of citizens' appeals, personal reception of citizens, responsibility of the prosecutor.

 

Введение

Поднятая А.А. Гришковцом тема в настоящее время является животрепещущей, ведь согласно ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Уже в 2020 году обязанность прокуратуры защищать права человека и гражданина и осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека была закреплена и на конституционном уровне в ст. 129. Благодаря Конституции была подчеркнута важность осуществления данной деятельности. [3]

Обращение гражданина в прокуратуру – простой и доступный канал связи между ним и государством. И на каждое обращение гражданин имеет право получить обратную связь.

Сложно переоценить деятельность прокуратуры по рассмотрению обращений граждан. Ведь это помогает восстановить нарушенные права гражданина.

Описание исследования

В части 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [4] сформулированы общие подходы к рассмотрению обращений в органы прокуратуры: поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ. Данная инструкция была утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 2007.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры РФ обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ.

Согласно данной Инструкции правом на обращение в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав обладают как физические, так и юридические лица.

Также в ней закреплено положение о том, что жалобы, заявления и обращения могут поступать как от самого лица, чьи права были нарушены, так и от его представителя [4]. Обращения в органы прокуратуры могут быть в письменной, устной форме, на личном приеме, переданные по почте, телеграфу, факсу, интернету.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ в обязательном порядке должны быть рассмотрены.

После предварительного рассмотрения обращений граждан органы прокуратуры должны принять одно из следующих решений:

− принять данное обращение к дальнейшему разрешению;

− либо оставить обращение при наличии определенных оснований без разрешения;

− передать обращение для разрешения в нижестоящие органы прокуратуры;

− если данное обращение относится к компетенции других органов, то направить его в соответствующие органы;

− прекратить рассмотрение обращения по инициативе граждан;

− приобщить к раннее поступившему обращению;

− возвратить данное обращение заявителю.

Таким образом, рассмотрение обращений граждан органами прокуратуры можно поделить на 2 этапа: 1). распределение полученных обращений (какие относятся к компетенции прокуратуры, а какие – другим организациям); 2).   разрешение прокурором обращений и принятие решения по удовлетворению или отказу в удовлетворении жалобы, заявления или обращения. 

Согласно Инструкции, поступившие заявления в течении 3 дней регистрируются в органах прокуратуры. [4] Заявления, жалобы, обращения разрешаются в течении 30 дней со дня поступления, а те, которые не требуют дополнительной проверки - в течение 15 дней. Если установленный срок истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день. Все заявления, жалобы, обращения должны быть приняты к рассмотрению, или переданы в нижестоящий орган прокуратуры или в другие органы. А те заявления, жалобы, обращения, которые рассматриваются другими органами, подлежат разрешению в семидневный срок со дня регистрации. Если заявления, жалобы, обращения не содержат всех необходимых сведений для достаточного разрешения, то в этом случае прокурор в течении 7 дней со дня регистрации обращения возвращает его заявителю для уточнения информации.

Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре для проведения прокурором проверки необходимо наличие сведений о нарушении закона [5]. Во время проведения проверки необходимо определить: наличие факта нарушения прав и свобод человека и гражданина, какие законы были нарушены, каким органом было совершено правонарушение, а также, что послужило причиной данного правонарушения.

В том случае, если прокурор отказал в рассмотрении обращения гражданина, то в обязательном порядке прокурор отправляет гражданину не позднее 10 дней решение об отказе в рассмотрении с обоснованным разъяснением отказа, при этом прокурор указывает порядок обжалования принятого решения.

Если в органы прокуратуры поступает обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи; обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании гражданина недееспособным, то такие обращения остаются без разрешения.

Помимо этого, за гражданином закрепляется право прекратить рассмотрение его заявления. В этом случае наступает автоматическое прекращение рассмотрения данного заявления прокурором, при условии, если в заявлении нет сведений, подтверждающих наличие какого-либо правонарушения. После проведенной проверки заявитель вправе ознакомится со сведениями, относящимися к нарушению его прав и свобод, при условии, что данная возможность гражданина не противоречит законным интересам других лиц.

Обращение считается разрешенным, если в нем были рассмотрены все поставленные вопросы и предприняты все меры к восстановлению нарушенных прав.

В соответствии с п. 4.14 Инструкции по итогам рассмотрения обращения прокурор принимает одно из следующих решений:

− удовлетворить обращение и принять соответствующие меры восстановлению нарушенных прав заявителя;

− удовлетворить обращение, в котором ранее было принято решение об отказе в удовлетворении решения;

− отклонить требования заявителя, которые являются необоснованными;

− разъяснить принятое решение;

− оставить без разрешения;

− направить обращение в течение 7 дней в другие компетентные органы [4].

Отметим также, что при рассмотрении обращений граждан прокурор вправе принять соответствующие меры, а именно возможность прокурора при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии со ч. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре и в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.(ч. 3 ст. 27).

Количество обращений, поступающих в органы прокуратуры, велико. К примеру, только в 2021 году в адрес органов прокуратуры поступило свыше 5 млн 127 тыс. обращений граждан. Это максимальное количество обращений за последние двадцать лет.

Вероятно, это связано с тем, что количество граждан, которые не дают нарушать свои права и отстаивают их по закону. Тем самым мы видим, что уровень правосознания растет и повышается доверие граждан к своему государству.

При рассмотрении обращений граждан в органы прокуратуры имеется ряд серьезных проблем, решение которых позволит укрепить правозащитную функцию российской прокуратуры.

Проблема личного приема граждан прокурором. Гражданин может направить свое обращение в орган публичной власти и в ходе личного приема. Это особенно важно, когда прием ведет то должностное лицо, которое вправе принимать решение по существу проблемы, с которой к нему обращается гражданин.

Поэтому личному приему граждан в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» посвящена отдельная статья 13. В органах прокуратуры устанавливается график личного приема граждан (день и часы приема), в том числе и руководителями этих органов, который доводится до граждан.

Но на практике все выглядит иначе. В дни и часы, указанные в графике, сотрудник прокуратуры может отсутствовать на рабочем месте, у него может быть совещание или другая причина, по которой он не может принять гражданина на личный прием. И так может продолжаться в течение нескольких недель, что не допустимо.

Закон гарантирует гражданину право на личный прием в установленные для приема дни и часы (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ). Тем самым, работа органов прокуратуры должна быть направлена на то, чтобы обеспечить возможность подачи обращения через личный прием граждан, даже если для этого придется назначить встречу на неприемные день и время.

Ответственность прокурора за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан. Повысить эффективность работы органов прокуратуры на данном направлении деятельности способствовало бы привлечение к ответственности прокуроров всех уровней за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан.

Привлекать прокуроров к ответственности важно в тех случаях, когда из-за их невнимательного или некомпетентного, продолжительное время нарушаются права граждан.

Вместо оперативной защиты мерами прокурорского реагирования в упрощенном внесудебном порядке гражданину приходится обращаться в суд, что может для него может оказаться затратно, особенно если он не обладает юридическими знаниями.

В этом случае, прокуроры, допустившие ошибки в своей деятельности, должны нести ответственность за них.

Необоснованное перенаправление обращений, поступающих в органы прокуратуры. Остается фактом, что при рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры имеют место быть случаи, когда не соблюдается норма ч.  5 ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», запрещающая пересылку жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Зачастую подобное происходит тогда, когда гражданин жалуется на незаконность, по его мнению, нормативных правовых актов органов публичной власти и основанных на них действий или бездействий должностных лиц. Подобная практика не приемлема и должна быть искоренена, а сотрудники должны привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение этой статьи.

Проблема необоснованной закрытости прокуратуры. Гласность и открытость органов публичной власти является фундаментальным принципом их деятельности. В части 2 статьи 4 «Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации» Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства об охране государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Положения закона были конкретизированы в приказе Генерального прокурора от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [10], в пункте 19 которого говорится: «Прокурорский надзор осуществляется гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка». Посредством реализации принципа гласности общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. Но на практике это не всегда так происходит. Зачастую на свой запрос гражданин получает уклончивую информацию или отсылку к другому органу власти.

Сотрудники, не дающие гражданину доступ к информации о деятельности органов прокуратуры, тем самым нарушают его конституционное право на информацию. За подобные действия для сотрудников органов прокуратуры должна следовать ответственность.

Российская прокуратура играет весьма важную роль в деле обеспечения обязанности защищать права человека и гражданина от неправомерных действий самого государства.

Заключение и вывод

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений являет собой важный и при этом самостоятельный вид деятельности прокуратуры Российской Федерации. В процессе рассмотрения обращений, прокурор не только получает информацию о нарушении прав и свобод человека и гражданина, но и обязан принять меры, если эти права были нарушены.

Решение же обозначенных проблем поможет укрепить правозащитную функцию российской прокуратуры и обеспечит полную реализацию статьи 2 Конституции Российской Федерации, провозглашающей, что человек, его права и свободы – высшие ценности. Обязанностью же государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

 

Список литературы:

1. Евдокимов, В.Б. Конституционная модернизация и прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина / В.Б. Евдокимов, Н.А. Игонина // Журнал российского права. – 2021. – Т. 25. – № 12. – С. 157–170.
2. Бельский, К.С. О предмете и системе науки административного права / К.С. Бельский // Государство и право. – 1998. – № 10. – С. 18–26.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 25 дек. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1- ФЗ //Собр. законодательства РФ. -1995. - № 47. - ФЗ. - Ст. 1011.
4. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202- I // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 8, ст. 366.
5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 19, ст. 2060.
6. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. – 2013. – № 4.
7. Миронов, М.А. Обращения граждан как конституционно-правовой институт. Проблемы реализации : автореф. дис. … д-ра юрид. наук / М.А. Миронов. – М., РАГС. – 2002. – 48 с.
8. Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/68274 (дата обращения: 20.04.2024).
9. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 // Законность. – 2008. – № 3.
10. Порошина, А. Д. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан / А. Д. Порошина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1028-1030. - URL: https://moluch.ru/archive/114/30049/ (дата обращения: 15.04.2024).
11. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / под ред. А.А. Чувилева. – М.: Юристъ, 1999. – 400 c.
12. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 199-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 2, ст. 4290.
13. Гриценко, Д.В. Правовой статус прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: монография / Д.В. Гриценко; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом
ВГУ, 2014. – 200 с.
14. Бабаев, С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности правовых актов управления: монография / С.Н. Бабаев. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 208 с.
15. Бочарникова, Н.А. Административная ошибка: правовое содержание, значение и основные направления преодоления: монография / Н.А. Бочарникова. – Воронеж: Научная книга, 2013. – 191 c.
16. Гришковец А.А. Актуальные проблемы рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан и возможные пути их оптимального решения// Правовая политика и правовая жизнь. – 2022. - №3. –  118-135 с.