Статья:

ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА РАБОТНИКА В ТРУДОВОМ ПРАВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Пономарев Д.Ю. ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА РАБОТНИКА В ТРУДОВОМ ПРАВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150082 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА РАБОТНИКА В ТРУДОВОМ ПРАВЕ

Пономарев Даниил Юрьевич
студент Юридического института, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Зиновьева Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права, Юридического института, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Читая научную литературу о трудовом законодательстве, мы довольно часто сталкиваемся с таким понятием как «деловые качества». Что же это вообще такое? Почти каждый гражданин Российской Федерации имеет свое место работы, поэтому проблема определения понятия «деловые качества» не может быть неактуальной, так как призвана регулировать трудовые отношения. Термин «Деловые качества» используется часто, но всегда в разных контекстах, например, в Трудовом кодексе в ч. 2 ст. 3; в ФЗ «О занятости населения» от 12.12.2023 №565-ФЗ использование данного термина происходит без каких-либо признаков и характеристик. В любых других НПА признаки такие как образование, стаж, опыт и пр. используются вместе с понятием «деловые качества». Но опять же, эти признаки не раскрывают полностью данную категорию. Проведенный мной тщательный анализ научной литературы и различных НПА, помогли мне понять, что в российском законодательстве до сих пор не закреплена данная категория. Более того, также в законодательстве нет никаких признаков и свойств, раскрывающих суть категории «деловые качества».

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами РФ ТК РФ» в пункте №10 указано, что под деловыми качествами можно понимать выполнение определенной трудовой функции в соответствии со своими личными и психологическими качествами. Из данного постановления можно сделать вывод, что любой работодатель, оценивая деловые качества своего работника, должен не только смотреть на его компетентность, но и на его личные качества (трудоспособность, состояние здоровье).

В толковых словарях «деловой» не содержит в себе признаков, связанных с личностью человека и трудоспособностью. А означает «толковый», «знающий свое дело», «занятый» и прочее [4, с. 384].

Вышеназванная судебная практика позволила сделать вывод, что деловые качества играют незыблемую роль при формировании и регулировании трудовых правоотношений. Исходя из этого, категория «деловые качества» обладают двумя важными составляющими: профессиональные и личностные качества. И с этим трудно спорить.

Однако все-таки личностные качества нельзя назвать составляющей категории «деловые качества». В Постановлении ВС РФ №2 говорится, что личностные качества, и такой элемент как состояние здоровья – это один из признаков категории «деловые качества». В пользу этого выступает тот факт, что состояние здоровья соискателя на какую-либо вакансию, имеет значение только тогда, когда соискателю нужны гарантии, предложенные законодательством РФ.

В трудовом кодексе содержатся упомянутые гарантии. Так, например, во 2 части статьи 64 ТК РФ введен запрет на отказ беременным женщинам в трудоустройстве.

Согласно статье 74 ТК РФ, если сотрудник будет отказываться работать по новым условиям трудового договора, то работодатель обязан будет предложить ему другую должность в письменной форме. Работодатель должен предоставить выбор между должностью, соответствующей квалификации сотрудника, или должностью с меньшим статусом или заработной платой, если это соответствует его состоянию здоровья и возможностям.

Трудовой кодекс может содержать в себе и другие гарантии, созданные для работников с учетом состояния их здоровья.

Хочется еще обозначить, что Постановление ВС РФ указывает, что личностные характеристики работника – это его образование, компетенция, опыт, с чем трудно согласиться.

Прежде всего, нужно сказать, что ни занятия, ни уровень образования не определяют личность работника [6, с.16]. Например, при уменьшении численности сотрудников наиболее продуктивные и квалифицированные работники имеют приоритет у работодателя для сохранения своего рабочего места. Таким образом, работодатель будет оценивать производительность и квалификацию как ключевые критерии «деловых качеств». В то же время у каждого работодателя есть некий стандарт по поводу сотрудников, которые были уволены из-за недостаточной производительности и квалификации. Нужно еще и понимать приоритетность некоторых психологических аспектов. Любой работник должен понимать, что увольнение в связи с сокращением штата не всегда будет выгодно отражаться на его будущей карьере и на вопросе трудоустройства, когда оцениваются его «деловые качества». В то время как личностные характеристики могут существенно повлиять на способность различных работников одной специальности и с одинаковым уровнем образования выполнять свои обязанности, в том числе при принятии решения о предоставлении приоритетного права на сохранение рабочего места при сокращении численности сотрудников.

Из всего вышесказанного становится ясным, что личные качества работника оказывают влияние на всю жизнедеятельность человека, включая его профессиональную деятельность.

В различных научных источниках распространена информация, что любой современный работодатель, оценивая конкурентоспособность своего будущего работника, ежегодно старается как-то усложнить требования к претендентам на рабочее место: кроме обязательного высшего образования, работодатели могут указать в качестве требований и владением иностранным языком, хорошую физическую подготовку, владением компьютером и пр. [1, c.24; 2, с.606, 607; 3, с. 10].  

Чаще всего в требованиях работодателей и резюме претендентов на рабочее место можно выведать аспекты, характеризующие, исходя из мнений работодателей, элементы категории «деловые качества» такие как: коммуникабельность, аналитический склад ума, умение грамотно формулировать свои мысли, стрессоустойчивость, целеустремленность и прочее.

Правильная оценка будущего работника – это очень важный элемент, который помогает правильно определить его компетентность, деловые качества и личностные характеристики, соответствующие всем необходимым требованиям организации работодателя [5, c. 440].

Исходя и сказанного, хочется сделать вывод, что к самым основным признакам, характеризующим «деловые качества» работника, относят понятия, которые закреплены в Трудовом кодексе, а именно: «трудовая функция», под которой понимается определенная работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, квалификации; квалификация работника, которую будет определять статья 195.1 ТК РФ как единую совокупность знаний, профессиональных навыков и опыта, и профессиональный стандарт, описывающий требуемый уровень квалификации для выполнения конкретной профессиональной функции и вида деятельности.

Нетрудно сделать вывод, что имеющиеся знания, навыки, умения, а также опыт работы, необходимые работнику для осуществления деятельности в своей профессии, выступают базисом для категории «деловые качества».

Следовательно, четкое правовое определение понятия «деловые качества» поспособствует защите права сотрудника на работу и противостоит его произвольному увольнению, а также будет гарантировать соблюдение работодателем всех необходимых норм, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации, включая период установления или изменения рабочих условий, а также в других случаях, возникающих при осуществлении трудовой деятельности.

 

Список литературы:
1. Беленов О. Н., Колесникова О. А., Звездинская А. В., Маслова Е. В. Конкурентоспособность как фактор успешности молодого специалиста на рынке труда. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2017, 74 с. 
2. Вильчинская М. А., Волохова С. Г. Использование компетентностного подхода при формировании конкурентоспособности выпускника ВУЗа // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29, № 4. С. 605-616.
3. Маслова Е. В. Формирование системы эффективного трудоустройства выпускников ВУЗов // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2016. № 4. С. 10-14.
4. Словарь русского языка: в 4 т. /РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевной. 4 изд., стер. М.: Рус. яз; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А-Й. 702 с.
5. Туренко Б. Г., Туренко Т. А. Методические подходы к оценки надежности и конкурентоспособности персонала предприятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. Т. 26, № 3. С. 434-440.
6. Турчина О. В., Худякова С. С. Деловые качества работника и их юридическое значение // Справочник кадровика. 2008. №3. С. 13-18.