Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(289)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Варыгина С.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 22(289). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/289/151116 (дата обращения: 09.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Варыгина Светлана Николаевна
магистрант, Московская Международная Академия, учитель английского языка высшей категории, эксперт ОГЭ и ЕГЭ, РФ, г. Москва
Усачёв Евгений Владимирович
научный руководитель, директор Института лингвистики Московской Международной Академии, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросу изучения использования цифровых технологий для формирования иноязычного лексического навыка на среднем этапе обучения. Обучение иноязычной лексике является одной из наиболее актуальных тем в методике обучения иностранным языкам. Лексика является неотъемлемой частью изучения иностранного языка, без знания лексики невозможно представить коммуникацию на иностранном языке. Современные возможности цифровых технологий позволяют использовать множество разнообразных образовательных и аутентичных цифровых ресурсов, предназначенных для обучения иностранному языка в онлайн- и офлайн режимах, в традиционных, дистанционных и комбинированной формах обучения, в работе с преподавателем и в самостоятельной работе обучающихся. Актуальным является рассмотрение этих возможностей для обучения лексической стороне иноязычной речи.

 

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровые инструменты, образовательные платформы, обучение иностранному языку, обучение лексическому аспекту речи, лексический навык.

 

Обучение лексическим навыкам иностранного языка является одной из самых важных составляющих процесса обучения иноязычному общению, поскольку лексические навыки являются фундаментом лингвистической (языковой) компетенции, которая в свою очередь является важнейшей составляющей коммуникативной компетенции. Благодаря прочно сформированным лексическим навыкам обеспечивается взаимодействие партнеров при иноязычном общении.

За последнее время в области преподавания иностранных языков всё чаще поднимаются вопросы о важности и целесообразности использования цифровых инструментов для формирования иноязычного лексического навыка у обучающихся, что включает в себя анализ новейших технологий, исследования положительных и отрицательных аспектов введения инновационных форм и методик преподавания.  Многие ученые и исследователи пришли к выводу, что преподавание и обучение английскому языку становится эффективным и успешным благодаря интеграции информационных технологий. Цифровые инструменты предлагают преподавателям, исследователям и обучающимся широкие возможности для усовершенствования учебного процесса [4, с. 7]. Целесообразное применение современных технологий обусловлено потребностями в повышении эффективности обучения, формировании навыков и умений, самостоятельной работы ученика, поисковой, исследовательской деятельности и креативного подхода [3, с. 9].

Цифровые инструменты – это технические средства, которые используются для обучения и образования с использованием электронных устройств и программных приложений. Они включают в себя компьютеры, планшеты, смартфоны, интерактивные доски, проекторы, программное обеспечение для обучения, социальные сети, видеосервисы, электронные учебники, облачные сервисы, онлайн-платформы и многие другие средства [6, с. 41].

Применение цифровых инструментов в обучении иностранным языкам подразумевает стремление к модернизации процесса преподавания, реализации личностно-ориентированного подхода к ученикам и способствует повышению уровня иноязычной компетенции [2, с. 7]. Разнообразные гаджеты, усовершенствованные технологии могут создать интерактивную учебную среду для развития самостоятельности учащихся и осмысленного обучения, что обеспечивает полноценное знакомство с иностранным языком.

Существуют различные инструментальные онлайн-платформы для обучения лексической стороне речи, которые широко используются преподавателями и обучающимися в 21 веке:

– WordWall [13];

– LearningApps [10];

– Quizlet [12];

– Puzzle English [11];

– Duolingo [8];

– Kahoot [9] и др.

На данных платформах основные виды заданий, направленные на формирование иноязычного лексического навыка, представлены следующим образом: найти пару (ученику необходимо слово сопоставить с картинкой); ввод текста (прослушать или после просмотра написать верное слово); сортировка картинок (подобрать подпись к картинке); викторина с выбором правильного ответа (задание в виде теста, необходимо выбрать правильный ответ); заполнение пропусков (прочитать текст, прослушать аудио или посмотреть видео и затем заполнить пропуски в тексте в соответствии с прослушанным материалом) и т.д.

Обучение лексики на уроках английского языка в школе можно организовать и при помощи онлайн-словарей. К лучшим онлайн-словарям относятся такие ресурсы, как WordReference [30], Cambridge Dictionary [9], Oxford Dictionary [25], Linguee [20], Collins Dictionary [11], а также онлайн-словари современных сленговых выражений, аббревиатур и идиом Urban Dictionary [33], Word Spy [31], Internetslang [18] и другие.

С помощью онлайн-словарей учащиеся сами могут выяснить значение новых слов и примеры их употребления. Например, учитель выписывает на доске список новых слов и дает задание найти эти слова в тексте и выяснить их значение либо по контексту, либо с помощью словаря. Кроме того, они должны найти некоторую информацию о том, как правильно использовать новую лексику.

Другой эффективный метод работы с новой лексикой – это создание флэш-карточек. Сейчас не обязательно делать карточки своими руками, это можно сделать легко и быстро онлайн. Для этого существуют такие платформы, как Quizlet [12], Brainscape [7], Cueflash [12], Flashcards [15], Studystack [29]. Там можно не только создавать свои собственные флэш-карты, но и находить уже готовые по определенным тематикам. Учитель может создать набор карточек самостоятельно, или попросить учащихся в качестве задания создать флэш-карточки по теме. Например, карточки со словом на одной стороне, и картинкой на другой, или с примером использования слова в предложении на обратной стороне.

Создание интеллект-карт, как эффективная форма работы по закреплению новых лексических единиц, в современном мире доступно онлайн. Работа с интеллект-картами задействует ассоциативное мышление, помогает найти взаимосвязь между объектами и явлениями. Для формирования навыка использования новой лексики, учитель может предложить учащимся создать интеллект-карту со словами по определенной теме, или поставить в центре вопрос, ответы и возможные решения которого должны содержать новые слова. Следующие ресурсы отлично подходят для этой работы: Drawio [13], Freemind [16], Simple mind [28], MindManager [22], Coggle [10], Mindmup [23], Mapul [21], Mindomo [24].

Одна из последних разработок современного технологического мира – это чат-бот GPT. Это искусственный интеллект, нейросеть, которая генерирует изображения, видео, тексты, ответы на вопросы и многое другое. Chat GPT можно использовать и в обучении новой лексике английского языка. Например, нейросеть может сгенерировать текст по ключевым словам. В качестве ключевых слов учитель может использовать активные или новые лексические единицы и сгенерировать текст для работы с этой лексикой в контексте. Искусственный интеллект может сгенерировать текст любого жанра, уровня сложности и на любом языке. Также при помощи этой технологии можно создавать изображения и использовать их на уроке для визуализации слов, фраз, идиом или целых предложений.

Интернет-ресурсы весьма действенны в вопросе преобразования учебного материала, что является неоспоримым их преимуществом. Их использование одновременно позволяет упорядочить содержание учебного материала и контролировать выполнение обучающимися заданий.

Кроме вышеперечисленных цифровых ресурсов, особое внимание стоит уделить образовательным платформам. Они предоставляют кластер теоретической информации и практических заданий для отработки всех видов языковых навыков. Интернет-сайт Breaking News English – отличный пример того, как с помощью возможностей Интернет-среды можно адаптировать аутентичные материалы в полноценный лингводидактический ресурс. Учебный текст и комплекс текстовых заданий получаются по итогам преобразования размещенных в сети Интернет популярных аутентичных статей. Рассматриваемый сайт является мультимедийным, что обеспечивает широкую вариативность заданий к тексту (аудирование, говорение, поисковое чтение и т.д.). Еще одним преимуществом является то, что любой текст здесь может быть адаптирован для различных уровней владения обучающимися английским языком. Breaking News English содержит качественный материал на введение, тренировку и первичное закрепление лексического навыка с использованием новых лексических единиц по изучаемым темам.

Языковой ресурс существует на 7 уровнях, от начального до продвинутого. На каждом уроке до 26 страниц заданий / раздаточных материалов для печати. Новые уроки появляются 2 раза в неделю. Все уроки основаны на сюжетах, которые в настоящее время публикуются в новостях, все они доступны для скачивания в формате PDF. К каждому уроку есть более 30 онлайн-тестов.

Основные темы, представленные на данной платформе, связаны с бизнесом, образованием, здоровьем, окружающей средой, людьми и образом жизни, сплетнями, технологиями, мировыми новостями и проблемами. Представленный ряд тематик и их обширность являются вполне достаточными и приемлемыми для благополучного развития лексического навыка обучающихся.

Аудиоматериалы имеют 5 уровней скоростей говорения, от самого медленного до быстрого. Замедление аудио сделано искусственно, однако качество записи не хуже. Речь диктора внятная, разборчивая, ей присущи основные фонетические особенности англоговорящего человека. Аудиоматериал есть для каждого текста и для всех уровней каждого текста.

После каждого текста для каждого уровня есть соответствующие учебные материалы. Здесь представлен полный спектр форм заданий, которые могут составить полноценный урок. Например, упражнение на разминку, лексические упражнения для работы над активным словарем, подготовительные упражнения перед прослушиванием или перед прочтением текста, упражнения на заполнение пропусков, упражнения для аудирования, вопросы на понимание прочитанного/прослушанного, упражнения после прочтения/прослушивания, викторины, упражнения на диалогическую речь, исследовательские задачи.

Анализ возможностей цифровых технологий позволил сделать вывод о том, что цифровые ресурсы предлагают большое количество видов заданий. Такие задания позволяют использовать мультимедиа (текст, изображения, аудио, видео), обучать различным видам речевой деятельности (ученик читает, слушает, говорит, пишет), формировать различные языковые навыки, включая лексические. С помощью данных платформ можно использовать традиционные и игровые формы обучения, которые могут применяться на различных этапах изучения лексики – введении, тренировки и контроля.

 

Список литературы:
1. Ахметзянова С.М. Методика обучению иноязычному аудированию на уроке иностранного языка в основной школе / С.М. Ахметзянова, Г.М. Полькина // Казанский вестник молодых учёных. – 2018. – Т. 2. – №3. – С. 97– 107. 
2. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России / под ред. Б.С. Гершунского. – М.: ИТП и МИО РАО, 2005 – С. 29–41. 
3. Девтерова З.Р. Информатизация обучения и самостоятельная деятельность студентов при обучении иностранному языку в вузе / З.Р. Девтрова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. –2018. –  № 10. – С. 66–69 
4. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие / П.В. Сысоев. – М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 264 с. 
5. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика [Текст] = Digital technologies in language classroom: theory and practice: монография / С.В. Титова. – Москва: Эдитус, 2017. – 247 с.
6. Шайхутдинова Л.М. Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения // Скиф. Вопросы студенческой науки, – 2021. – № 5 (57). – pp. 512-516.
7. Brainscape [Электронный ресурс]. – URL: https://www.brainscape.com/ (дата обращения: 12.03.2024).
8. Breaking News English [Электронный ресурс]. – URL: https://breakingnewsenglish.com/ (дата обращения: 10.03.2024).
9. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]. – URL: https://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 10.03.2024).
10. Coggle [Электронный ресурс]. – URL: https://coggle.it/ (дата обращения: 10.03.2024).
11. Collins Dictionary [Электронный ресурс]. – URL: https://www.collinsdictionary.com/ (дата обращения: 10.03.2024).
12. Cueflash [Электронный ресурс]. – URL: https://cueflash.com/  (дата обращения: 10.03.2024).
13. Drawio [Электронный ресурс]. – URL: https://www.drawio.com/  (дата обращения: 10.03.2024).
14. Duolingo [Электронный ресурс]. – URL: https://www.duolingo.com/ (дата обращения: 12.03.2024).
15. Flashcards [Электронный ресурс]. – URL: https://flashcards.world (дата обращения: 12.03.2024).
16. Freemind [Электронный ресурс]. – URL: https://freemind.sourceforge.net (дата обращения: 12.03.2024).
17. Internetslang [Электронный ресурс]. – URL: https://www.internetslang.com/ (дата обращения: 12.03.2024).
18. Kahoot [Электронный ресурс]. – URL: https://kahoot.com/ (дата обращения: 15.03.2024).
19. LearningApps [Электронный ресурс]. – URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 12.03.2024).
20. Linguee [Электронный ресурс]. – URL: https://www.linguee.com/ (дата обращения: 12.03.2024).
21. Mapul [Электронный ресурс]. – URL:  https://www.mapul.com/  (дата обращения: 12.03.2024).
22. Mindmanager [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mindmanager.com/en/  (дата обращения: 12.03.2024).
23. Mindmup [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mindmup.com/ (дата обращения: 12.03.2024).
24. Mindomo [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mindomo.com/ru/ (дата обращения: 12.03.2024).
25. Oxford Dictionary [Электронный ресурс]. – URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (дата обращения: 12.03.2024).
26. Puzzle English [Электронный ресурс]. – URL: https://puzzle-english.com/ (дата обращения: 14.03.2024).
27. Quizlet [Электронный ресурс]. – URL: https://quizlet.com (дата обращения: 14.03.2024).
28. Simple mind [Электронный ресурс]. – URL: https://simplemind.eu/ (дата обращения: 14.03.2024).
29. Studystack [Электронный ресурс]. – URL: https://www.studystack.com/ (дата обращения: 14.03.2024).
30. WordReferecne [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wordreference.com/ (дата обращения: 14.03.2024).
31. Word Spy [Электронный ресурс]. – URL: https://wordspy.com/ (дата обращения: 14.03.2024).
32. WordWall [Электронный ресурс]. – URL: https://wordwall.org/ (дата обращения: 12.03.2024).
33. Urban Dictionary [Электронный ресурс]. – URL: https://www.urbandictionary.com/ (дата обращения: 14.03.2024).