МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация. В статье представлена программа мониторинга развития читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.
Abstract. The article presents a program for monitoring the development of reading literacy of younger schoolchildren in literary reading lessons.
Ключевые слова: читательская грамотность, читательские умения, метапредметные результаты, подтекстовая информация, концептуальная информация, интерпретация текста.
Keywords: reading literacy, reading skills, meta-subject results, subtext information, conceptual information, text interpretation.
Работа по развитию читательской грамотности тесно связана с задачей освоения младшими школьниками умения работать с художественными и информационными текстами. Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения предоставляет учащимся возможность использования письменных текстов как основного ресурса самообразования.
Читательская грамотность, понимается как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей. В контексте требований федерального государственного образовательного стандарта читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения, и понимается, как способность работать с текстом для извлечения информации и дальнейшего её использования.
В соответствии с требованиями ФГОС метапредметными результатами освоения образовательной программы начального общего образования выступает овладение обучающимися следующими основными группами учебных действий: регулятивными (целеполагания, планирования, контроля, коррекции, а также умением выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам); коммуникативными (способами и средствами речевой деятельности, адекватными коммуникативной задаче, а также умениями, обеспечивающими возможность успешного и продуктивного взаимодействия); познавательными (использованием знако-символических средств, логическими операциями, навыками работы с информацией, навыками осознанного чтения).
Развитие умения младших школьников работать с текстами различных видов и жанров является одним из условий успешного обучения в школе.
Целью программы мониторинга является развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения. Работа над текстом включает в себя требования, соответствующие современным международным исследованиям в области чтения и ФГОС НОО.
Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения будет успешным при условии разработки программы на следующие читательские умения: общее понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей.
Таблица 1.
Программа мониторинга развития читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
Исследования по 3 классу |
Регулятивные действия |
Познавательные действия |
Коммуникативные действия |
Рекомендации, выводы |
1-ое исследование: текст Виктора Голявкина «Премия»; текст Леонида Пантелеева «Трус» (работа с текстом) |
общее понимание текста, ориентация в тексте
|
глубокое и детальное понимание содержания и формы текста
|
умение использовать информацию из текста для различных целей |
научиться работать над пониманием текста по шагам, с тщательным отслеживанием прочитанного |
«Моя любимая книга» (публичное выступление, обсуждение летнего чтения) |
умение слышать и слушать, координировать точки зрения и позиции |
умение искать и выделять необходимую информацию |
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации |
«Любимая книга детства» (творческая встреча с читающими родителями, презентации книг) |
умение слышать и слушать, координировать точки зрения и позиции |
умение искать и выделять необходимую информацию |
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
гордиться успехами своих родителей |
Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» (чтение и обсуждение книги, чтецкий марафон) |
умение составлять план текста и последовательность действий |
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста |
умение критично относиться к своему мнению, учиться уважительно относиться к позиции другого |
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы |
Юрий Олеша «Три толстяка» (выразительное чтение, инсценирование отрывков по группам) |
умение ученика отличать основные идеи текста от второстепенных |
умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера |
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме |
совершенствовать умение выразительного чтения |
Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» (дебаты по произведению) |
умение ученика отличать основные идеи текста от второстепенных |
умение делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования |
умение осознанно строить речевое высказывание |
стремиться к взаимопониманию на основе взаимного интереса и уважения |
Эрнст Теодор Гофман «Щелкунчик и мышиный король» (чтение и обсуждение сказки, конкурс «Маска любимого героя» |
умение строить умозаключения и приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации |
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста |
умение сотрудничать в совместном решении проблемы творческого характера |
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы |
Владислав Крапивин «Дети синего Фламинго» (чтение и обсуждение произведения, выразительное чтение отрывка) |
умение ученика отличать основные идеи текста от второстепенных |
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста |
умение сотрудничать в поиске и сборе информации |
совершенствовать умение выразительного чтения |
Редьярд Киплинг «Маугли» (задания по книге: викторина, кроссворд, «Портрет героя») |
умение выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам |
умение формулировать общего смысла, основываясь на серии аргументов |
умение успешного и продуктивного взаимодействия |
важно включать задания на выявление информации, представленной в различном виде в работу с произведением |
Михаил Зощенко «Лёля и Минька» (квест-игра «Путешествие Лёли и Миньки» |
умение строить умозаключения и приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации |
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста |
умение сотрудничать в поиске и сборе информации |
стремиться к взаимопониманию на основе взаимного интереса и уважения |
Михаил Зощенко «Лёля и Минька» (работа в группах «Саквояж героя») |
умение выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам |
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста |
умение успешного и продуктивного взаимодействия |
научиться интерпретировать информацию из текста |
Марк Твен «Принц и нищий» (задания по книге: «Путевые записки», «Письмо от лица героя») |
умение выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам |
умение владеть навыками работы с информацией, навыками осознанного чтения |
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
самостоятельное создание способов решения проблем, использовать наряду с учебной литературой дополнительные средства |
Интерактивная игра «Крестики – нолики» по прочитанным произведениям |
умение выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам |
умение анализировать и обобщать факты и явления |
умение сотрудничать в поиске и сборе информации |
сотрудничать в совместном решении проблемы |
«Все дороги ведут к чтению» (праздник читательских удовольствий) |
умение использовать текст для доказательства своего мнения |
умение соотносить прочитанный текст с определенным кругом литературы |
умение самостоятельно применять информацию из прочитанного текста за его пределами |
стремиться к взаимопониманию на основе взаимного интереса и уважения |
Произведения о Великой Отечественной войне (конкурс чтецов, чтение и обсуждение произведения ) |
умение составлять план текста и последовательность действий |
умение искать и выделять необходимую информацию |
умение критично относиться к своему мнению и уважительно относиться к позиции другого |
совершенствовать умение выразительного чтения |
2-ое исследование: текст «Гепард»; текст «Кукушка» (работа с текстом) |
общее понимание текста, ориентация в тексте |
глубокое и детальное понимание содержания и формы текста |
умение использовать информацию из текста для различных целей |
научиться работать над пониманием текста по шагам, с тщательным отслеживанием прочитанного |
Программа мониторинга развития читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения даёт возможность:
- повысить уровень развития читательской грамотности младших школьников;
- выявить проблемы, возникающие при работе с познавательными текстами у каждого учащегося класса;
- развивая умения и навыки смыслового чтения, стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и чтению познавательной литературы.
Рекомендуется регулярно организовывать проведение устных и письменных работ, ориентированных на программные произведения курса литературного чтения в начальных классах, связанных с умением давать характеристики персонажей на доступном для данной возрастной группы уровне, выявлять мотивы их поведения и формулировать собственную оценку их поступков и описанных событий, а также работ, направленных на извлечение и систематизацию информации, содержащейся в познавательных текстах.
Работа по развитию читательской грамотности, продолжающаяся в течение всего обучения, позволяет младшим школьникам увидеть, что настоящие произведения можно читать постоянно, и каждое такое обращение открывает что-то новое в произведении, тем самым углубляя представление о нем.