Статья:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шайхутдинова Р.З. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(318). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(318).pdf (дата обращения: 15.11.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шайхутдинова Резеда Зифкатовна
магистрант, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, РФ, г. Казань
Добротворская Светлана Георгиевна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, РФ, г. Казань

 

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие формированию творческого потенциала младших школьников. Раскрываются психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста. Представлены технологии, способствующие формированию творческих способностей.

 

Ключевые слова: творческий потенциал, младший школьный возраст, педагогические условия, методы обучения, креативность.

 

Творческий потенциал детей младшего школьного возраста представляет собой совокупность мотивации, способностей, знаний и умений, направленных на создание нового и самореализацию личности. Большинство исследователей определяют творчество, как деятельность, результатом которой является «нечто новое, ранее не существовавшее». Новизна, возникающая в процессе творчества, может быть объективной, раскрывая неизвестные закономерности окружающего мира, или субъективной, представляя ценность для самого создателя. Л.С. Выготский подчеркивал, что творчество является необходимым условием существования, а все окружающее обязано своим происхождением творческому процессу человека. [1, с.320].

Таким образом, творчество можно определить, как человеческую деятельность, в ходе которой создается продукт, обладающий новизной и общественной значимостью, способствующий преобразованию реальности и самореализации личности через создание материальных и духовных ценностей.

Творческие способности формируются и развиваются в процессе творческой деятельности. Они представляют собой готовность личности к созданию новых идей, отличающихся от традиционных схем мышления и входят в структуру одаренности как самостоятельный фактор [5, с.400]. Кроме того, творческие способности включают креативность - умение решать проблемы в рамках статичных систем. В. Леви представил этапы творчества следующим образом: «В своих трудах человек открывает новый, удивительный мир. Затем ему предстоит найти себя в обществе, в другом человеке, в мире» [3, с.256].

В младшем школьном возрасте необходимо активно поддерживать креативное мышление через специально организованные педагогические ситуации. При этом важно, чтобы современные образовательные технологии были ориентированы на развитие инициативности, способности к нестандартному мышлению и самостоятельному поиску решений. Ниже представлены основные технологии, эффективные для развития творческого потенциала младших школьников:

1. Игровые технологии. Использование ролевых и дидактических игр, творческих заданий, которые способствуют активному включению детей в процесс создания нового [4, с.45].

2. Проектная и исследовательская деятельность. Эти виды деятельности позволяют развивать умение планировать, анализировать и реализовывать собственные идеи [6, с.30].

3. Интеграция предметов. Межпредметные связи расширяют кругозор, стимулируют нестандартное мышление [2, c.192].

4. Использование информационно-коммуникационных технологий. Интерактивные программы и мультимедийные ресурсы активизируют интерес к обучению и творчеству.

5. Метод творческих заданий. Учителю важно включать в уроки задания с открытым концом: «придумай», «сочини», «нарисуй, как ты это видишь», «предложи свой способ решения». Это позволяет каждому ученику реализовать свои индивидуальные идеи.

С применением данных технологий педагог выступает не только как носитель знаний, но и как наставник, организатор, вдохновляющий детей на творчество.

Для развития творческого потенциала младших школьников необходимо создать следующие педагогические условия:

  • благоприятную эмоциональную атмосферу, способствующую свободному самовыражению;
  • индивидуальный подход к обучению, позволяющий учитывать интересы и способности каждого ученика;
  • поддержку нестандартных решений;
  • вовлечение в обсуждение проблем, совместный поиск и оценку результатов.

Заключение

Развитие творческого потенциала младших школьников - комплексный процесс, который требует внимания со стороны педагогов, родителей и образовательной среды в целом. Внедрение современных методов и создание благоприятных условий способствует формированию у детей способности к креативному мышлению, что является залогом успешного личностного и профессионального развития в будущем.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология творчества. - М.: Педагогика, 1984. - С.320.
2. Каганова В. И. Методика развития творческого мышления у младших школьников / В. И. Каганова - М.: Академия, 2015. - 192 с.
3. Леви В. Л. Искусство быть собой / В. Л. Леви. – М.: Знание, 1990. - С.256.
4. Лукьянова И.В. Игровые технологии в начальной школе как средство развития творческих способностей // Вестник педагогики. - 2018. - №3. - С. 45.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. – 400 с.
6. Федорова Т.А. Инновационные методы обучения и их влияние на творческое развитие учащихся начальной школы // Начальное образование. - 2017. - №4. - С. 30.