ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие формированию творческого потенциала младших школьников. Раскрываются психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста. Представлены технологии, способствующие формированию творческих способностей.
Ключевые слова: творческий потенциал, младший школьный возраст, педагогические условия, методы обучения, креативность.
Творческий потенциал детей младшего школьного возраста представляет собой совокупность мотивации, способностей, знаний и умений, направленных на создание нового и самореализацию личности. Большинство исследователей определяют творчество, как деятельность, результатом которой является «нечто новое, ранее не существовавшее». Новизна, возникающая в процессе творчества, может быть объективной, раскрывая неизвестные закономерности окружающего мира, или субъективной, представляя ценность для самого создателя. Л.С. Выготский подчеркивал, что творчество является необходимым условием существования, а все окружающее обязано своим происхождением творческому процессу человека. [1, с.320].
Таким образом, творчество можно определить, как человеческую деятельность, в ходе которой создается продукт, обладающий новизной и общественной значимостью, способствующий преобразованию реальности и самореализации личности через создание материальных и духовных ценностей.
Творческие способности формируются и развиваются в процессе творческой деятельности. Они представляют собой готовность личности к созданию новых идей, отличающихся от традиционных схем мышления и входят в структуру одаренности как самостоятельный фактор [5, с.400]. Кроме того, творческие способности включают креативность - умение решать проблемы в рамках статичных систем. В. Леви представил этапы творчества следующим образом: «В своих трудах человек открывает новый, удивительный мир. Затем ему предстоит найти себя в обществе, в другом человеке, в мире» [3, с.256].
В младшем школьном возрасте необходимо активно поддерживать креативное мышление через специально организованные педагогические ситуации. При этом важно, чтобы современные образовательные технологии были ориентированы на развитие инициативности, способности к нестандартному мышлению и самостоятельному поиску решений. Ниже представлены основные технологии, эффективные для развития творческого потенциала младших школьников:
1. Игровые технологии. Использование ролевых и дидактических игр, творческих заданий, которые способствуют активному включению детей в процесс создания нового [4, с.45].
2. Проектная и исследовательская деятельность. Эти виды деятельности позволяют развивать умение планировать, анализировать и реализовывать собственные идеи [6, с.30].
3. Интеграция предметов. Межпредметные связи расширяют кругозор, стимулируют нестандартное мышление [2, c.192].
4. Использование информационно-коммуникационных технологий. Интерактивные программы и мультимедийные ресурсы активизируют интерес к обучению и творчеству.
5. Метод творческих заданий. Учителю важно включать в уроки задания с открытым концом: «придумай», «сочини», «нарисуй, как ты это видишь», «предложи свой способ решения». Это позволяет каждому ученику реализовать свои индивидуальные идеи.
С применением данных технологий педагог выступает не только как носитель знаний, но и как наставник, организатор, вдохновляющий детей на творчество.
Для развития творческого потенциала младших школьников необходимо создать следующие педагогические условия:
- благоприятную эмоциональную атмосферу, способствующую свободному самовыражению;
- индивидуальный подход к обучению, позволяющий учитывать интересы и способности каждого ученика;
- поддержку нестандартных решений;
- вовлечение в обсуждение проблем, совместный поиск и оценку результатов.
Заключение
Развитие творческого потенциала младших школьников - комплексный процесс, который требует внимания со стороны педагогов, родителей и образовательной среды в целом. Внедрение современных методов и создание благоприятных условий способствует формированию у детей способности к креативному мышлению, что является залогом успешного личностного и профессионального развития в будущем.





