Взаимосвязь индивидуальных особенностей биологических ритмов и успеваемости у студентов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Взаимосвязь индивидуальных особенностей биологических ритмов и успеваемости у студентов
Одной из быстроразвивающихся наук ХХ века можно назвать биоритмологию, науку, изучающую циклические биологические процессы, которые имеются на всех уровнях организации системы жизни. Биологические ритмы — циклически изменяемые моменты максимальной и минимальной деятельности клеток, органов, систем органов и организма в целом, которые формируются под влиянием геофизических и социальных изменений среды обитания.
Геофизические факторы:
• Фотопериодика — смена света и темноты, что имеет значение для двигательной активности, следовательно, влияет на все процессы жизнедеятельности.
• Цикличность режимов питания, изменений температуры окружающей среды; цикличность фаз Луны.
Социальные факторы:
• Циклические режимы труда, отдыха, определяемые чередование светлого и темного времени суток, влияющих на деятельность организма.
Главным регулятором суточных ритмов у млекопитающих является супрахиазмальное ядро передней доли гипоталамуса, которое управляет выделение мелатонина в эпифизе. Активность нейронов СХЯ в течение суток изменяется периодически и зависит от внешних световых сигналов.
Учеными было выявлено, что в зависимости от различного и всегда индивидуального расположения акрофаз (пиков), людей можно разделить на три основные группы-хронотипы: жаворонки (утренние), голуби (дневные) и совы (вечерние) [1]. Их различия предопределяют функциональные возможности организма в определенные часы.
Особое внимание привлекают в этом плане студенты, для которых характерны резкие изменения ритма жизни, необходимость адаптироваться к новым условиям и формам учебы, чрезмерные и нерегулярные информационные нагрузки [2]. Время для определенных занятий, подобранное с учетом физиологических особенностей хронотипа, может поспособствовать увеличению работоспособности и как результат – повышению успеваемости.
Объект исследования — студенты 1-5 курсов ВУЗов Республики Беларусь (51 человек), возраст опрошенных — 17- 23 года. Исследование проводилось на студентах мужского пола в связи с риском получения неоднозначных результатов у девушек.
Для определения биологических ритмов использован тест-опросник Д.Хорна - О. Эстерберга [3], содержащий 19 вопросов, касающихся временной организации режимных процессов человека в течение дня (наиболее оптимальное время для сна, приема пищи, физических упражнений и умственного напряжения). Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить индивидуальное время наилучшей работоспособности. Тип темперамента определен с помощью опросника Айзенка. Тест позволяет определить один из 4 типов темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Уровень умственной работоспособности — продуктивность, точность и устойчивость — оценивался с помощью корректурной пробы. Испытуемому необходимо, просматривая бланк, ряд за рядом, вычёркивать из него указанные в инструкции символы в течение определенного времени. Пробу проводят дважды: первый раз в привычное время, которое студент обычно использовал для подготовки к занятиям, второй раз во время наилучшей работоспособности по хронотипу.
Рисунок 1. Хронотипы и биоритмы работоспособности человека
Для обработки полученных данных использовали пакет программ Excel и Statistica 10.
После статистической обработки данных и анализа результатов были выявлены следующие особенности биологических суточных ритмов: к хронотипу «жаворонки» принадлежат 17,60%, «голуби» — 58,80%, «совы» — 23,60%. Полученные результаты свидетельствуют о преобладании среди студентов индифферентного («голуби») хронотипа, что согласуется с литературными данными. Среди обследуемого контингента молодежи представлены все типы темпераментов: холерики (56,86%), сангвиники (15,69%), флегматики (19,60%) и меланхолики (7,85%).
Интересным является выявление взаимосвязи между биоритмами человека и типом его темперамента. Анализ показал, что среди «голубей» больше всего холериков (56,6%), сангвиники и меланхолики представлены практически в равном количестве (16,7% и 20%), флегматиков — 6,7%. Среди «жаворонков» холерики и сангвиники приблизительно в равном количестве (соответственно 4,4% и 3,3%) и по 1,1% — жаворонок-меланхолик и жаворонок-флегматик. Среди «сов» сангвиников выявлено не было, больше всего холериков – 67%, 25% меланхоликов и 8% сов-флегматиков.
В обследуемой группе студентов наибольшее количество было выявлено голубей-холериков.
Наиболее успешными в учебе оказались «жаворонки». При подготовке в привычное время без учета хронотипических особенностей средний балл успеваемости 7 и выше имели 55,5% хронотип «жаворонки», 26,7% «голуби» и 33,3% «совы». При подготовке в предпочтительное по хронотипу время 77,7% жаворонков, 53,3% голубей, 66,6% сов получили балл 7 и выше.
Таким образом, было установлено, что большая часть обследованных студентов принадлежит к индифферентному хронотипу. Наиболее успешными в учебе являются «жаворонки», поскольку время наилучшей работоспособности для этого хронотипа как раз приходится на утренние часы, когда у большинства студентов проходят занятия в ВУЗах. Подготовка студентов в предпочтительное время по хронотипу позволила значительно улучшить показатели работоспособности и как результат успеваемость.
Знание своего индивидуального ритма, типа ВНД каждым студентом позволит оптимально организовать свою профессиональную деятельность и отдых согласно индивидуальным особенностям своего биологического ритма.
Представляется перспективным проведение анкетирования студентов начальных курсов с целью определения их биоритмологических особенностей и дальнейшего получения ими рекомендаций для оптимизации учебного процесса.