Устройство для поиска повреждений изоляции подземных трубопроводов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Устройство для поиска повреждений изоляции подземных трубопроводов
Реальные условия прокладки магистрального трубопровода (МТ), длительное воздействие окружающей среды и другие разрушающие факторы делают сплошность изоляции уязвимой, и она подвергается нарушениям, природа которых различна [2]. В настоящее время актуальна проблема своевременного высокоточного обнаружения нарушения сплошности антикоррозионного изоляционного покрытия (АКП) МТ.
Рисунок Коррозионные дефекты в местах повреждения изоляционных покрытий:
а – битум, б – полимерная пленка, в – экструдированный полиэтилен
Существует большое количество приборных комплексов по выявлению дефектов АКП МТ, в частности SEBA VLOC DM-2, RADIODETECTION,RD-8000, УКИ-1М. Каждый из них имеет как плюсы, так и минусы.
Например, прибор vLocPro2 (vLocDM2) для определения трассы, глубины залегания и дефектов изоляционного покрытия подземных трубопроводов. Устройство состоит из приемника-локатора с GPS-модулем, генератора, А-рамки, индуктивных клещей и соединительных проводов. Недостатком прибора vLocDM2 (vLocPro2) является низкая чувствительность и точность измерений, дополнительная погрешность GPS-модуля и невозможность ранжирования дефектов изоляционного покрытия подземных трубопроводов по площади.
Известен прибор УКИ-1М (УКИ-1К) для определения трассы, глубины залегания и дефектов изоляционного покрытия подземных трубопроводов. Устройство состоит из двух селективных индикаторов малых напряжений (приемных устройств), индуктивного датчика для определения трассы и глубины залегания трубопроводов и кабелей, двух комплектов датчиков для определения шаговой разности потенциалов, двух контактных поясов, генератора переменного тока, заземлителя-штыря, головных телефонов и соединительных проводов. Недостатком прибора УКИ-1М (УКИ-1К) являются низкая чувствительность измерений.
В связи с этим специалистами ООО «НПВП «Электрохимзащита» был разработан новый поисково-диагностический приборный комплекс для поиска повреждений АКП МТ ИП «Азимут», принцип поиска трассы МТ которого основан на измерении ЭДС индуктивного датчика, помещенного в магнитное поле МТ, а поиск дефекта определяется измерением разности потенциалов на поверхности земли вдоль и перпендикулярно МТ. Для увеличения чувствительности и точности определения оси и глубины залегания МТ в магнитной катушке индуктивного датчика выполнено большее, чем в аналогичных устройствах, число витков при сохранении массы и габаритных размеров. Увеличение чувствительности и точности определения местоположения дефектов АКП достигается за счет увеличения измерительной базы (разноса электродов более 7 м) [3].
Устройство для поиска повреждений АКП МТ содержит одночастотный генератор 1 тока; индуктивный датчик 2; систему 3 из двух измерительных электродов; переключатель 4; входной усилитель 5; переходник 6; приемник 7 сигнала с частотой менее f<100 Гц. При этом к приемнику 7 тока подключены головные телефоны 8; визуальный индикатор 9; устройство 10 хранения данных.
Устройство работает следующим образом.
Для определения трассы, глубины залегания, дефектов изоляции подземных трубопроводов используется одночастотный генератор 1 тока. Сигнальный ток генератора улавливается индуктивным датчиком 2 или системой 3 из двух измерительных электродов. Переключатель 4 позволяет выбрать способ измерения. Далее сигнал через входной усилитель 5 и переходник 6 поступает в приемник 7 сигнала, работающий на частоте f<100 Гц. Звуковая индикация сигнала происходит в головных телефонах 8. Визуальный мониторинг сигнала осуществляется на дисплее визуального индикатора 9. Запись результатов измерений происходит в устройстве 10 хранения данных (рис 2).
Рисунок 2.
Рисунок 3. Общий вид ИП «Азимут»:
1 – генератор ГА-01; 2 – генератор ГТ-01; 3 – кабель генератора; 4 – временное заземление; 5 – зарядное устройство генератора; 6 – измеритель А-01; 7 – головные телефоны; 8 – индуктивный датчик; 9 – измерительные электроды; 10 – соединительный провод
Таблица 1.
Определение оси трубопровода и глубины его залегания
Таблица 2.
Поиск дефектов в антикоррозионном покрытии трубопровода
Измеряемый параметр |
VLoc DM-2, мВ |
УКИ-1М |
ИП «Азимут» |
||||||||
100 Гц |
1 кГц |
100 Гц |
1 кГц |
||||||||
Прод., мВ |
Попер., мВ |
Прод., мВ |
Попер., мВ |
Прод., мВ |
Попер., мВ |
Прод. мВ |
Попер., мВ |
||||
Точка измерения 1 |
|||||||||||
Сигнал над дефектом |
64 |
8.0 |
9.0 |
18.0 |
18.0 |
18.0 |
13.6 |
72.0 |
62.0 |
||
Сигнал фона |
39 |
1.4 |
1.0 |
1.8 |
1.5 |
1.6 |
1.6 |
5.2 |
5.4 |
||
Коэфф. К |
1.64 |
5.72 |
9.0 |
10.0 |
12.0 |
11.25 |
8.5 |
13.85 |
11.48 |
||
Точка измерения 2 |
|||||||||||
Сигнал над дефектом |
58 |
15.0 |
18.0 |
10.0 |
12.0 |
13.0 |
15.0 |
54.0 |
52.0 |
||
Сигнал фона |
29 |
0.39 |
0.6 |
0.5 |
0.18 |
1.0 |
1.4 |
1.9 |
0.7 |
||
|
Коэфф. К |
2.0 |
38.46 |
30.0 |
20.0 |
66.67 |
13.0 |
10.71 |
28.42 |
74.29 |
Коэффициент К (табл. 2) определяется как отношение уровня сигнала над дефектом к сигналу фона. Чем выше коэффициент К, тем выше точность и вероятность обнаружения дефекта в антикоррозионном покрытии.
При проведении испытаний с использованием трех диагностических комплексов получены положительные результаты. Разброс показателей точности определения местоположения дефекта составил менее одного метра для всех измерений.
Результаты сравнительных испытаний позволяют сделать вывод о том, что при использовании диагностического комплекса ИП «Азимут» возможно успешно выполнять работы по определению дефектов в изоляционном покрытии. В части основных технических характеристик и удобства использования ИП «Азимут» либо не уступает, либо превосходит аналоги российского и зарубежного производства.
В 2017 году одной из крупнейших отечественных нефтяных компаний были проведены независимые испытания приборных комплексов Seba vLoc DM-2, Корд-ИПИ, УКИ-1М, УТ-1 «Менделеевец», «Успех КБИ-306М» и ИП «Азимут». В этих испытаниях комплекс ИП «Азимут» показал наилучший результат [3].