Устройство для поиска повреждений изоляции подземных трубопроводов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Рубрика: Технические науки

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Устройство для поиска повреждений изоляции подземных трубопроводов
Реальные условия прокладки магистрального трубопровода (МТ), длительное воздействие окружающей среды и другие разрушающие факторы делают сплошность изоляции уязвимой, и она подвергается нарушениям, природа которых различна [2]. В настоящее время актуальна проблема своевременного высокоточного обнаружения нарушения сплошности антикоррозионного изоляционного покрытия (АКП) МТ.

Рисунок Коррозионные дефекты в местах повреждения изоляционных покрытий:
	а – битум, б – полимерная пленка, в – экструдированный полиэтилен
Существует большое количество приборных комплексов по выявлению дефектов АКП МТ, в частности SEBA VLOC DM-2, RADIODETECTION,RD-8000, УКИ-1М. Каждый из них имеет как плюсы, так и минусы.
Например, прибор vLocPro2 (vLocDM2) для определения трассы, глубины залегания и дефектов изоляционного покрытия подземных трубопроводов. Устройство состоит из приемника-локатора с GPS-модулем, генератора, А-рамки, индуктивных клещей и соединительных проводов. Недостатком прибора vLocDM2 (vLocPro2) является низкая чувствительность и точность измерений, дополнительная погрешность GPS-модуля и невозможность ранжирования дефектов изоляционного покрытия подземных трубопроводов по площади.
Известен прибор УКИ-1М (УКИ-1К) для определения трассы, глубины залегания и дефектов изоляционного покрытия подземных трубопроводов. Устройство состоит из двух селективных индикаторов малых напряжений (приемных устройств), индуктивного датчика для определения трассы и глубины залегания трубопроводов и кабелей, двух комплектов датчиков для определения шаговой разности потенциалов, двух контактных поясов, генератора переменного тока, заземлителя-штыря, головных телефонов и соединительных проводов. Недостатком прибора УКИ-1М (УКИ-1К) являются низкая чувствительность измерений.
В связи с этим специалистами ООО «НПВП «Электрохимзащита» был разработан новый поисково-диагностический приборный комплекс для поиска повреждений АКП МТ ИП «Азимут», принцип поиска трассы МТ которого основан на измерении ЭДС индуктивного датчика, помещенного в магнитное поле МТ, а поиск дефекта определяется измерением разности потенциалов на поверхности земли вдоль и перпендикулярно МТ. Для увеличения чувствительности и точности определения оси и глубины залегания МТ в магнитной катушке индуктивного датчика выполнено большее, чем в аналогичных устройствах, число витков при сохранении массы и габаритных размеров. Увеличение чувствительности и точности определения местоположения дефектов АКП достигается за счет увеличения измерительной базы (разноса электродов более 7 м) [3].
Устройство для поиска повреждений АКП МТ содержит одночастотный генератор 1 тока; индуктивный датчик 2; систему 3 из двух измерительных электродов; переключатель 4; входной усилитель 5; переходник 6; приемник 7 сигнала с частотой менее f<100 Гц. При этом к приемнику 7 тока подключены головные телефоны 8; визуальный индикатор 9; устройство 10 хранения данных.
Устройство работает следующим образом.
Для определения трассы, глубины залегания, дефектов изоляции подземных трубопроводов используется одночастотный генератор 1 тока. Сигнальный ток генератора улавливается индуктивным датчиком 2 или системой 3 из двух измерительных электродов. Переключатель 4 позволяет выбрать способ измерения. Далее сигнал через входной усилитель 5 и переходник 6 поступает в приемник 7 сигнала, работающий на частоте f<100 Гц. Звуковая индикация сигнала происходит в головных телефонах 8. Визуальный мониторинг сигнала осуществляется на дисплее визуального индикатора 9. Запись результатов измерений происходит в устройстве 10 хранения данных (рис 2).

Рисунок 2.

Рисунок 3. Общий вид ИП «Азимут»:
	1 – генератор ГА-01; 2 – генератор ГТ-01; 3 – кабель генератора; 4 – временное заземление; 5 – зарядное устройство генератора; 6 – измеритель А-01; 7 – головные телефоны; 8 – индуктивный датчик; 9 – измерительные электроды; 10 – соединительный провод
Таблица 1.
Определение оси трубопровода и глубины его залегания

Таблица 2.
Поиск дефектов в антикоррозионном покрытии трубопровода
| 
 Измеряемый параметр  | 
 VLoc DM-2, мВ  | 
 УКИ-1М  | 
 ИП «Азимут»  | 
||||||||
| 
 100 Гц  | 
 1 кГц  | 
 100 Гц  | 
 1 кГц  | 
||||||||
| 
 Прод., мВ  | 
 Попер., мВ  | 
 Прод., мВ  | 
 Попер., мВ  | 
 Прод., мВ  | 
 Попер., мВ  | 
 Прод. мВ  | 
 Попер., мВ  | 
||||
| 
 Точка измерения 1  | 
|||||||||||
| 
 Сигнал над дефектом  | 
 64  | 
 8.0  | 
 9.0  | 
 18.0  | 
 18.0  | 
 18.0  | 
 13.6  | 
 72.0  | 
 62.0  | 
||
| 
 Сигнал фона  | 
 39  | 
 1.4  | 
 1.0  | 
 1.8  | 
 1.5  | 
 1.6  | 
 1.6  | 
 5.2  | 
 5.4  | 
||
| 
 Коэфф. К  | 
 1.64  | 
 5.72  | 
 9.0  | 
 10.0  | 
 12.0  | 
 11.25  | 
 8.5  | 
 13.85  | 
 11.48  | 
||
| 
 Точка измерения 2  | 
|||||||||||
| 
 Сигнал над дефектом  | 
 58  | 
 15.0  | 
 18.0  | 
 10.0  | 
 12.0  | 
 13.0  | 
 15.0  | 
 54.0  | 
 52.0  | 
||
| 
 Сигнал фона  | 
 29  | 
 0.39  | 
 0.6  | 
 0.5  | 
 0.18  | 
 1.0  | 
 1.4  | 
 1.9  | 
 0.7  | 
||
| 
 
  | 
 Коэфф. К  | 
 2.0  | 
 38.46  | 
 30.0  | 
 20.0  | 
 66.67  | 
 13.0  | 
 10.71  | 
 28.42  | 
 74.29  | 
|
Коэффициент К (табл. 2) определяется как отношение уровня сигнала над дефектом к сигналу фона. Чем выше коэффициент К, тем выше точность и вероятность обнаружения дефекта в антикоррозионном покрытии.
При проведении испытаний с использованием трех диагностических комплексов получены положительные результаты. Разброс показателей точности определения местоположения дефекта составил менее одного метра для всех измерений.
Результаты сравнительных испытаний позволяют сделать вывод о том, что при использовании диагностического комплекса ИП «Азимут» возможно успешно выполнять работы по определению дефектов в изоляционном покрытии. В части основных технических характеристик и удобства использования ИП «Азимут» либо не уступает, либо превосходит аналоги российского и зарубежного производства.
В 2017 году одной из крупнейших отечественных нефтяных компаний были проведены независимые испытания приборных комплексов Seba vLoc DM-2, Корд-ИПИ, УКИ-1М, УТ-1 «Менделеевец», «Успех КБИ-306М» и ИП «Азимут». В этих испытаниях комплекс ИП «Азимут» показал наилучший результат [3].

